Французский военный ресурс «opex360.com» сообщил, что в конце прошлого года министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил о «вторжениях» российских подводных лодок в залив Гасконь («le golfe de Gascogne» — Бискайский залив — В.П.), что, по его словам, «является вызовом нашим возможностям по морскому патрулированию».
«Поскольку Бискайский залив огромен и простирается от Бретани до Вандеи, — как пишет издание, — то не совсем ясно, где французский министр обороны обнаружил русские подлодки. На недавних слушаниях в Сенате Ле Дриан был более конкретен, упомянув побережье Бретани, как район, где были замечены подлодки России».
На южном побережье Бретани расположена секретная база французских стратегических атомных ракетоносцев Иль-Лонг (“Ile-Longue»), отделенная узким проливом от военно-морской базы в порту города Брест. В этом регионе на мысе Пенмарк проводятся также испытания новых ракет M-51 с борта атомных подводных лодок.
Днем раньше, 27 февраля, газета «Le Figaro» опубликовала статью о повышенных мер безопасности, принятых французским ВМФ в районе Иль-Лонг в связи с действиями российских подводных лодок.
Иль-Лонг — это вытянутый по меридиональной линии полуостров, в переводе на русский его название означает «Длинный остров».
Начальник Главного штаба ВМФ Франции адмирал Christophe Prazuck сказал, что присутствие иностранных подводных лодок вблизи базы Иль-Лонг («aux abords de la base de l’Ile-Longue») «ограничивает нашу свободу действий в районе, где расположены главные силы флота, которые гарантируют нашу независимость».
«Le Figaro» сообщает, что для защиты «национальной святыни» (“le sanctuaire national»), базы Иль-Лонг, французский флот регулярно прочесывает залив минными тральщиками, вертолетами (когда они исправны), многоцелевыми фрегатами, и в случае надобности атомными подводными лодками. Но для гарантированной защиты базы Иль-Лонг от вторжения русских подлодок по словам Ле Дриана, нужны еще новые фрегаты среднего водоизмещения, а также других военно-морские программы, которые обновят и усилят французские средства по наблюдению и защиты морских рубежей».
На самом деле, самой большой угрозой безопасности «национальной святыни», базы в Иль-Лонг, является ее географическое расположение в районе сверхинтенсивного судоходства на рейде Бреста вблизи пролива Ла Манш, через который проходит до 800 судов в день.
Справка:
Иль-Лонг — полуостров, расположенный в гавани Бреста на территории муниципалитета Крозон. Здесь расположена база французских стратегических атомных подводных лодок.
Значение Иль-Лонг для защиты Бреста оценил еще в 17-м веке знаменитый военный инженер Людовика XIV маршал Вобан, который решил построить здесь укрепления для предотвращения нападения вражеских эскадр на порт Брест.
В 1965 году Президент Франции генерал Де Голль решил устроить здесь базу стратегических атомных подводных лодок, исходя из того, что полуостров расположен рядом с Брестском арсеналом, но вместе с тем на достаточном отдалении, чтобы минимизировать последствия возможной аварии.
Ни маршал Вобан, ни генерал Де Голль не предвидели, что базе Иль-Лонг могут угрожать иностранные подводные лодки. Во времена Людовика XIV таковых просто не существовало, а при Де Голле их число было весьма небольшим.
В 2013 году во французской прессе были опубликованы результаты многомесячного расследования, которое показало, что система безопасности на базе Иль-Лонг практически отсутствует. Идентификация персонала базы осуществлялась с помощью бейджиков, снабженных легко копируемой магнитной лентой. Гораздо надежней, писало издание «Le Telegramme», была бы идентификация с помощью набора биометрических данных. Транспортные средства проезжали через проходную, предъявив «вульгарный листок белой бумаги с какими-то простенькими данными». Линия электропередачи Иль-Лонг не была защищена от перебоев, хотя теоретически должна была быть автономной.
База охранялась в основном молодыми и неопытными помощниками жандармов, и в июне 2012 года два морских пехотинца в ходе внеплановой проверки без всяких помех проникли на базу, подошли к атомным подлодкам и затем беспрепятственно покинули базу.
Перед воротами базы не было защитного лабиринта («chicane»), и заминированный грузовик мог бы легко прорваться на базу. В довершение всего база не защищалась системой ПВО от нападения с воздуха.
Неблагополучно обстоят дела в Иль-Лонг и с радиационной безопасностью. В 2007 году механик, проработавший на базе восемь лет, заболел раком простаты. Суд первой инстанции признал, что это заболевание вызвано ионизирующей радиацией. Несколько других работников базы также заболели раком и лейкемией, но Министерство обороны отказывается нести за это какую-либо ответственность.
Неизвестно, успели ли французские военные исправить все эти, как сказано в статье в «Le Telegramme”, «невероятные пробелы» в системе безопасности базы Иль-Лонг за прошедшие годы. Эта тема более никогда не поднималась во французской прессе.
Тревожные заявления французского министра обороны являются, безусловно, «предбюджетными». Добиваясь увеличения оборонного бюджета, французские военные решили пойти «шведским путем», заявив о бороздящих Бискайский залив русских подлодках.
Кстати, Бискайский залив не является территориальными водами ни Франции, ни Испании, кроме 12-мильной прибрежной зоны. Но даже если российские подводники и приблизились к ультра-секретной французской военной базе, то почему же французы не выдворили их прочь, как это сделали российские моряки с пытавшейся приблизиться в Средиземном море к авианосцу «Адмирал Кузнецов» голландской субмариной?
Возможно, у французских военных проблемы не только с безопасностью их базы в Иль-Лонг, но и с профессиональными навыками? По всей видимости, если и имел место факт «вторжения», то осуществляли его небезызвестные тихоходные «Варшавянки». В таком случае им никакие новые корабли не помогут. Воюют, как известно, не числом, а умением.