Нерыночная тяга - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Нерыночная тяга - «Военные действия» 23:07 Воскресенье 0 450
5-03-2017, 23:07

Нерыночная тяга - «Военные действия»


Санкционная активность Запада, общая антироссийская установка США и их союзников, получившая наиболее четкие очертания за последние восемь лет пребывания демократов у власти в Вашингтоне, имели целью сдерживание социально-экономического развития нашей страны, роста ее международного авторитета. Но она была и остается самодостаточным субъектом глобальной политики. А будучи частью мирового сообщества, соотносит свои перспективы и планы с отношением к ней других центров силы. Как это сказывается на военном строительстве и социально-экономической ситуации в стране?

Попытки изолировать Россию от мировых финансовых ресурсов, международного торгово-экономического сотрудничества, достижений научно-технического прогресса лишь консолидировали общество, заставили проводить более прагматичную политику импортозамещения и поддержки отечественных товаропроизводителей. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Что будет после ГПВ-2020
Уже сегодня можно сделать вывод о благотворной взаимосвязи военного строительства и устойчивого социально-экономического развития России. ОПК, образно говоря, тянет за собой экономику, являясь ее локомотивом.

Это подтверждалось на примерах Германии, Франции, Австро-Венгрии, Японии в XIX веке, СССР, Италии при Муссолини и США при Рузвельте, Трумэне и Эйзенхауэре в столетии двадцатом. Объявленные сегодня президентом Трампом программы ускоренной модернизации и переоснащения вооруженных сил США и НАТО дадут мощный толчок как самим Соединенным Штатам, так и всему западному блоку, завершив выход из начавшегося в 2007 году кризиса.

Наиболее толковые экономисты уже высказываются о путях финансового обеспечения мобилизационного варианта развития нашей страны с помощью апробированной как в США, так и в России политики количественного денежного смягчения – в первую очередь за счет покупки государством валюты на внутреннем рынке с задачей довести ее объем до одного триллиона долларов в ближайшие пять лет и активного внутреннего заимствования с выпуском для граждан, предприятий и банков широкого перечня долгосрочных ценных бумаг РФ с гарантированной высокой доходностью. Преимущественно рублевых, но также и номинированных в твердых валютах, что делает нас в некоторой степени самостоятельным центром долларовой квазиэмиссии.

Уровень госдолга в России сейчас крайне низок (менее 14% ВВП) по сравнению с развитыми странами (106,4% ВВП в США) и может быть увеличен без негативных последствий для бюджета. К сожалению, сам Минфин консервативно подходит к такой возможности и неоднократно заявлял, что не видит в этом необходимости.

Подпитываясь необходимыми финансовыми ресурсами, мы могли бы обеспечить рост экономической активности, инициированный в отраслях ОПК, загружаемых выполнением гособоронзаказа по перспективной Государственной программе вооружения (ГПВ).



К 2020 году масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок по ГПВ будет пройден. Не грозит ли это локомотиву экономики остановкой на рельсах, о чем говорят некоторые эксперты? Думается, нет, потому что в дальнейшем начнется плановое, ритмичное оснащение Вооруженных Сил, пополнение их арсеналов по мере необходимости и износа действующей техники. И конечно, будут вестись работы над ВВТ новых поколений.

Как сказал президент России 8 сентября 2016 года в тульском НПО «Сплав» на совещании по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, необходимо сосредоточиться на диверсификации. Глава государства призвал ориентироваться на потребности передовых наукоемких отраслей – медицины, энергетики, авиа- и судостроения, на космос, информационные технологии и связь. В декабре в ежегодном Послании Федеральному собранию президент отметил исключительную важность существенного наращивания предприятиями ОПК объемов высокотехнологичной промышленной продукции гражданского назначения и доведения ее доли в самое ближайшее время до 1/3. Сейчас с учетом изделий двойного назначения она составляет от 16 до 33 процентов.

При взаимодополняющем развитии военной и гражданской составляющих ОПК в ближайшие пять лет ожидается устойчивая динамика наращивания объемов выпуска во втором сегменте на уровне не менее пяти процентов в год. Это позволит к 2020 году выйти на пропорцию 50:50. В стратегии госкорпорации «Ростех», например, определено, что доля гражданской высокотехнологичной промышленной продукции составит 50 процентов от общего объема производства, хотя и к 2025 году.

Но уже сегодня ряд крупнейших интегрированных структур Ростеха завершил реконструкцию производственных мощностей, провел масштабное перевооружение предприятий, активизировал деятельность по выпуску товаров гражданского назначения. Это важно для финансовой стабильности самих заводов, для трудовых коллективов, которые, безусловно, нужно будет сохранить, и для того, чтобы средства, в свое время направленные на переоснащение отрасли, сработали на рост всей российской экономики, способствовали импортозамещению, а также наращиванию высокотехнологичного экспорта.

Акцент в работе по гражданской диверсификации, подчеркнем, сделан именно на таких направлениях, по которым, во-первых, пока сохраняется существенная зависимость от импорта, во-вторых, имеются положительные прогнозы будущего спроса и, в-третьих, у самих предприятий ОПК наработана необходимая компетенция.

В авиационном сегменте реализация соответствующих мер поддержки позволит к 2020 году увеличить выпуск гражданской продукции в два раза. К примеру, концерн «Алмаз-Антей» осуществляет проект по созданию и поставке систем управления воздушным движением: в ряде региональных авиаузлов уже стоит наше оборудование, поставляется оно и за рубеж, в частности в Монголию, прорабатывается экспорт в Иран, другие страны.

Сегодня предприятия ОПК работают по 13 отраслевым планам импортозамещения из 21, утвержденного правительством, в том числе с привлечением средств Фонда развития промышленности, которым уже одобрено выделение для организаций «оборонки» займов на 1,5 миллиарда рублей. С использованием этого инструмента выполняются проекты электропривода тяги железнодорожных локомотивов, роторной управляемой системы, инновационного контейнера-цистерны.

Значительную часть заимствованных средств необходимо будет направить в виде целевых кредитов на развитие инфраструктурных отраслей (ТЭК, транспорта, телекоммуникаций) в интересах устойчивой работы ОПК и обеспечения других направлений военного строительства.

80 процентов плана

Стимулирование отечественного сельскохозяйственного производства не только положительно сказалось бы на состоянии продовольственной безопасности страны, но и в целом способствовало бы укреплению обороны, обеспечению устойчивого социально-экономического развития.

Нерыночная тяга - «Военные действия»
В связи с этим следует отметить холдинговую компанию «РТ-Химкомпозит» (входящую в Ростех), которая реализует проект создания первого в России авиационного комплекса сельскохозяйственного назначения. Принципиально новый подход заключается в формировании системы предоставления услуг авиахимработ в интересах отечественных агропроизводителей. Предполагается развернуть на предприятиях холдинга серийный выпуск агросамолетов, химикатов, а также средств их внесения на посевные площади. Это позволит существенно снизить стоимость обработки пашни, что особенно актуально при интенсивном росте цен на зерновые культуры.

Часть займов следует направить на финансирование научных и прикладных исследований в сфере информационных технологий и новых конструкционных материалов, способных обеспечить паритет с блоком западных стран.

Все это способствовало бы повышению платежеспособности населения, росту занятости, квалифицированного спроса на качественную рабочую силу, а значит, совершенствованию человеческого капитала. Только так можно удовлетворить целевой запрос общества на расширение имеющихся научно-образовательных возможностей, придание нового импульса прогрессу, обеспечивающему реальное импортозамещение и расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.

Интересам социально-экономического развития служило бы и осуществление иных крупных инфраструктурных проектов в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности. Речь, в частности, о более рациональном размещении производительных сил, создании новых территориально-промышленных комплексов, освоении Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, развитии дорожной и аэродромной сети, строительстве мостовых переходов, портового хозяйства, логистической инфраструктуры.

Это необходимо при отсутствии стабильного роста численности населения и его старении. Кроме того, нас существенно ограничивают концентрация людских ресурсов и деловой активности в крупнейших агломерациях, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии, низкая инфраструктурная обустроенность территории. Диспропорции будут только нарастать, ослабляя оборону и безопасность.

Пока что общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за 1990–2015 годы по большинству показателей (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет восточных.

Возможности развития России расширились бы и через укрепление связей со странами ОДКБ и ШОС. Сама жизнь заставляет нас наращивать торгово-экономическое сотрудничество, углублять производственную и научно-образовательную кооперацию с этими странами. В лучшую сторону изменилась бы и структура внешнеторгового баланса.

Следует особо подчеркнуть роль государства в реализации задач социально-экономического развития в рассматриваемой мобилизационной модели.

Как отмечает профессор Г. Костин, для России с учетом традиций социальной защиты, самодостаточности ресурсов, протяженности транспортных артерий, климатической зоны, специфики производственного потенциала наиболее эффективным представляется соотношение планового и рыночного секторов по объему ВНП как 75 к 25. А на этапе выхода из кризиса и восстановления народного хозяйства, когда требуется мобилизация ресурсов на главных направлениях, – как 80 к 20.

Эффективно действующие органы государственной власти, облеченные доверием общества, вполне могут выйти на оптимальные пропорции обоих секторов в управлении процессами развития страны и обеспечения ее безопасности. В последнем случае значимый результат вообще носит характер неконкурентного общественного блага, производство которого не может быть организовано на рыночных основах. Как справедливо замечают Л. Тарасевич, П. Гребенников и А. Леусский в учебнике по микроэкономике, рыночный механизм не обеспечивает парето-эффективной аллокации (межотраслевого распределения факторов производства и благ между хозяйствующими субъектами). И тогда именно государство может и должно способствовать более рациональному использованию ресурсов либо через систему налогообложения и дотаций, либо путем закрепления собственности на право производить внешние эффекты.

По нашему убеждению, современная административная система не может всецело быть экономической и тем более рыночной. Она не должна сводиться к бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политике государства, нацеленной исключительно на таргетирование инфляции.

Горизонты совместной мысли

Благотворное влияние оживленного военного строительства на все стороны жизни общества, ощутившего брошенный ему вызов, сказывается, наконец, в сфере социально-психологической. Ведь одно из направлений – военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, совершенствование политико-морального состояния личного состава Вооруженных Сил и того человеческого капитала, из которого он формируется.

Необходимость противостоять все более очевидной внешней враждебности порождает дополнительные духовные скрепы, способствующие улучшению морального климата в стране, развитию конструктивного государственно-гражданского диалога, консолидации общества, укреплению доверия к органам власти. Возможности их мобилизующего воздействия на общественное мнение и поведение многократно расширяются сегодня благодаря современным технологиям электронной демократии с использованием передовых информационно-телекоммуникационных средств. Перед лицом общей угрозы открываются и новые горизонты взаимодействия государства и общества для совместных мыслительных (например в форме краудсорсинга) и административных процессов, возможности для трансформации социальной реальности в условиях укрепляющегося гражданского мира и стабильности.

Лишь страна, готовая превратиться в единый лагерь, способна дать отпор любому врагу, сколь превосходящим ни казался бы поначалу его суммарный военный потенциал. Светлое небесное воинство, как и в стародавние времена Сварожича Велеса, встанет у Калинова моста через речку Смородину и сумеет отразить нашествие темных сил.

Санкционная активность Запада, общая антироссийская установка США и их союзников, получившая наиболее четкие очертания за последние восемь лет пребывания демократов у власти в Вашингтоне, имели целью сдерживание социально-экономического развития нашей страны, роста ее международного авторитета. Но она была и остается самодостаточным субъектом глобальной политики. А будучи частью мирового сообщества, соотносит свои перспективы и планы с отношением к ней других центров силы. Как это сказывается на военном строительстве и социально-экономической ситуации в стране? Попытки изолировать Россию от мировых финансовых ресурсов, международного торгово-экономического сотрудничества, достижений научно-технического прогресса лишь консолидировали общество, заставили проводить более прагматичную политику импортозамещения и поддержки отечественных товаропроизводителей. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Что будет после ГПВ-2020 Уже сегодня можно сделать вывод о благотворной взаимосвязи военного строительства и устойчивого социально-экономического развития России. ОПК, образно говоря, тянет за собой экономику, являясь ее локомотивом. Это подтверждалось на примерах Германии, Франции, Австро-Венгрии, Японии в XIX веке, СССР, Италии при Муссолини и США при Рузвельте, Трумэне и Эйзенхауэре в столетии двадцатом. Объявленные сегодня президентом Трампом программы ускоренной модернизации и переоснащения вооруженных сил США и НАТО дадут мощный толчок как самим Соединенным Штатам, так и всему западному блоку, завершив выход из начавшегося в 2007 году кризиса. Наиболее толковые экономисты уже высказываются о путях финансового обеспечения мобилизационного варианта развития нашей страны с помощью апробированной как в США, так и в России политики количественного денежного смягчения – в первую очередь за счет покупки государством валюты на внутреннем рынке с задачей довести ее объем до одного триллиона долларов в ближайшие пять лет и активного внутреннего заимствования с выпуском для граждан, предприятий и банков широкого перечня долгосрочных ценных бумаг РФ с гарантированной высокой доходностью. Преимущественно рублевых, но также и номинированных в твердых валютах, что делает нас в некоторой степени самостоятельным центром долларовой квазиэмиссии. Уровень госдолга в России сейчас крайне низок (менее 14% ВВП) по сравнению с развитыми странами (106,4% ВВП в США) и может быть увеличен без негативных последствий для бюджета. К сожалению, сам Минфин консервативно подходит к такой возможности и неоднократно заявлял, что не видит в этом необходимости. Подпитываясь необходимыми финансовыми ресурсами, мы могли бы обеспечить рост экономической активности, инициированный в отраслях ОПК, загружаемых выполнением гособоронзаказа по перспективной Государственной программе вооружения (ГПВ). К 2020 году масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок по ГПВ будет пройден. Не грозит ли это локомотиву экономики остановкой на рельсах, о чем говорят некоторые эксперты? Думается, нет, потому что в дальнейшем начнется плановое, ритмичное оснащение Вооруженных Сил, пополнение их арсеналов по мере необходимости и износа действующей техники. И конечно, будут вестись работы над ВВТ новых поколений. Как сказал президент России 8 сентября 2016 года в тульском НПО «Сплав» на совещании по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, необходимо сосредоточиться на диверсификации. Глава государства призвал ориентироваться на потребности передовых наукоемких отраслей – медицины, энергетики, авиа- и судостроения, на космос, информационные технологии и связь. В декабре в ежегодном Послании Федеральному собранию президент отметил исключительную важность существенного наращивания предприятиями ОПК объемов высокотехнологичной промышленной продукции гражданского назначения и доведения ее доли в самое ближайшее время до 1/3. Сейчас с учетом изделий двойного назначения она составляет от 16 до 33 процентов. При взаимодополняющем развитии военной и гражданской составляющих ОПК в ближайшие пять лет ожидается устойчивая динамика наращивания объемов выпуска во втором сегменте на уровне не менее пяти процентов в год. Это позволит к 2020 году выйти на пропорцию 50:50. В стратегии госкорпорации «Ростех», например, определено, что доля гражданской высокотехнологичной промышленной продукции составит 50 процентов от общего объема производства, хотя и к 2025 году. Но уже сегодня ряд крупнейших интегрированных структур Ростеха завершил реконструкцию производственных мощностей, провел масштабное перевооружение предприятий, активизировал деятельность по выпуску товаров гражданского назначения. Это важно для финансовой стабильности самих заводов, для трудовых коллективов, которые, безусловно, нужно будет сохранить, и для того, чтобы средства, в свое время направленные на переоснащение отрасли, сработали на рост всей российской экономики, способствовали импортозамещению, а также наращиванию высокотехнологичного экспорта. Акцент в работе по гражданской диверсификации, подчеркнем, сделан именно на таких направлениях, по которым, во-первых, пока сохраняется существенная зависимость от импорта, во-вторых, имеются положительные прогнозы будущего спроса и, в-третьих, у самих предприятий ОПК наработана необходимая компетенция. В авиационном сегменте реализация соответствующих мер поддержки позволит к 2020 году увеличить выпуск гражданской продукции в два раза. К примеру, концерн «Алмаз-Антей» осуществляет проект по созданию и поставке систем управления воздушным движением: в ряде региональных авиаузлов уже стоит наше оборудование, поставляется оно и за рубеж, в частности в Монголию, прорабатывается экспорт в Иран, другие страны. Сегодня предприятия ОПК работают по 13 отраслевым планам импортозамещения из 21, утвержденного правительством, в том числе с привлечением средств Фонда развития промышленности, которым уже одобрено выделение для организаций «оборонки» займов на 1,5 миллиарда рублей. С использованием этого инструмента выполняются проекты электропривода тяги железнодорожных локомотивов, роторной управляемой системы, инновационного контейнера-цистерны. Значительную часть заимствованных средств необходимо будет направить в виде целевых кредитов на развитие инфраструктурных отраслей (ТЭК, транспорта, телекоммуникаций) в интересах устойчивой работы ОПК и обеспечения других направлений военного строительства. 80 процентов плана Стимулирование отечественного сельскохозяйственного производства не только положительно сказалось бы на состоянии продовольственной безопасности страны, но и в целом способствовало бы укреплению обороны, обеспечению устойчивого социально-экономического развития. В связи с этим следует отметить холдинговую компанию «РТ-Химкомпозит» (входящую в Ростех), которая реализует проект создания первого в России авиационного комплекса сельскохозяйственного назначения. Принципиально новый подход заключается в формировании системы предоставления услуг авиахимработ в интересах отечественных агропроизводителей. Предполагается развернуть на предприятиях холдинга серийный выпуск агросамолетов, химикатов, а также средств их внесения на посевные площади. Это позволит существенно снизить стоимость обработки пашни, что особенно актуально при интенсивном росте цен на зерновые культуры. Часть займов следует направить на финансирование научных и прикладных исследований в сфере информационных технологий и новых конструкционных материалов, способных обеспечить паритет с блоком западных стран. Все это способствовало бы повышению платежеспособности населения, росту занятости, квалифицированного спроса на качественную рабочую силу, а значит, совершенствованию человеческого капитала. Только так можно удовлетворить целевой запрос общества на расширение имеющихся научно-образовательных возможностей, придание нового импульса прогрессу, обеспечивающему реальное импортозамещение и расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Интересам социально-экономического развития служило бы и осуществление иных крупных инфраструктурных проектов в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности. Речь, в частности, о более рациональном размещении производительных сил, создании новых территориально-промышленных комплексов, освоении Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, развитии дорожной и аэродромной сети, строительстве мостовых переходов, портового хозяйства, логистической инфраструктуры. Это необходимо при отсутствии стабильного роста численности населения и его старении. Кроме того, нас существенно ограничивают концентрация людских ресурсов и деловой активности в крупнейших агломерациях, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии, низкая инфраструктурная обустроенность территории. Диспропорции будут только нарастать, ослабляя оборону и безопасность. Пока что общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за 1990–2015 годы по большинству показателей (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет восточных. Возможности развития России расширились бы и через укрепление связей со странами ОДКБ и ШОС. Сама жизнь заставляет нас наращивать торгово-экономическое сотрудничество, углублять производственную и научно-образовательную кооперацию с этими странами. В лучшую сторону изменилась бы и структура внешнеторгового баланса. Следует особо подчеркнуть роль государства в реализации задач социально-экономического развития в рассматриваемой мобилизационной модели. Как отмечает профессор Г. Костин, для России с учетом традиций социальной защиты, самодостаточности ресурсов, протяженности транспортных артерий, климатической зоны, специфики производственного потенциала наиболее эффективным представляется соотношение планового и рыночного секторов по объему ВНП как 75 к 25. А на этапе выхода из кризиса и восстановления народного хозяйства, когда требуется мобилизация ресурсов на главных направлениях, – как

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl