Индия требует раскрыть военную тайну «Сухого» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Индия требует раскрыть военную тайну «Сухого» - «Военные действия» 23:00 Четверг 0 715
9-03-2017, 23:00

Индия требует раскрыть военную тайну «Сухого» - «Военные действия»


Индия требует раскрыть военную тайну «Сухого» - «Военные действия»

Материал комментируют:

Михаил Александров

Дели выдвинул Москве неожиданный ультиматум. Индия продолжит участвовать в совместном с РФ многомиллиардном проекте по созданию истребителя пятого поколения FGFA только при выполнении двух условий. Первое из них — полномасштабная передача российской стороной всех технологий, чтобы в дальнейшем Индия могла самостоятельно модернизировать самолеты с интеграцией новых вооружений. Второе — помощь в разработке проекта боевого самолета AMCA, которым сейчас занимаются индийские авиастроители. Об этом в четверг, 9 марта, сообщила газета The Times of India со ссылкой на источники в индийском Минобороны.

По информации издания, решение принято «на высшем уровне», чтобы «не повторять ошибок», допущенных при заключении контракта на производство в Индии российских истребителей Су-30МКИ.

«Хотя большая часть из 272 истребителей марки „Сухой“ (240 введенных в строй) была изготовлена индийским авиаконцерном Hindustan Aeronautics (HAL), в основном они были собраны из импортируемых комплектов. HAL все еще не может производить „Сухие“ самостоятельно», — заявил источник издания. При этом он отметил, что истребители, собираемые в Индии, обходятся дороже поставляемых из России.


Кроме того, Дели, по информации The Times of India, намерен еще потребовать от России твердые гарантии, что, потратив примерно $ 25 млрд. на разработку FGFA, он получит 127 истребителей по приемлемой цене.

Надо заметить, что индийцы в целом демонстрируют весьма критический настрой. Как отмечает The Times of India, ВВС Индии не устраивает российский истребитель пятого поколения Т-50, создаваемый по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). По мнению индийской стороны, он не является полноценным стелс-самолетом, а его двигатель не обладает достаточной тягой.

Ранее сообщалось, что Дели выдвинул более 40 дополнительных требований к проекту FGFA. В частности, индийцы добиваются применения новейших российских двигателей, обеспечивающих крейсерскую сверхзвуковую скорость (предложенные АЛ-41Ф1 их не устраивают), бортового радиолокационного комплекса с круговым обзором, а также требуют понижения радиолокационной заметности.

В результате, работа с индийцами застопорилась. Об этом в феврале заявил глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на салоне Aero India-2017 в Бангалоре. Поясним: в июне 2013 года Россия завершила контракт первого этапа объемом $ 295 млн., по которому разрабатывался технический облик FGFA. Сейчас речь идет о контракте второго этапа. В его рамках должна быть запущена разработка истребителя с учетом требований индийской стороны. Стоимость работ оценивается в $ 4 млрд. для каждой из стран-участниц проекта.

Что стоит за демаршем Индии, появится ли российско-индийский FGFA?

— Решение совместно с индийцами разрабатывать истребитель пятого поколения было ошибкой, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Индийская сторона, в рамках этого проекта, занимается в основном созданием программного обеспечения, а мы вполне могли бы это делать самостоятельно.

Беда в том, что руководители российских промышленных предприятий хватаются за любую возможность получить валютные поступления, и иногда готовы ради этого на не вполне адекватные шаги. Это объясняется и отсутствием опыта ведения дел на внешних рынках, и банальной коррупцией.

Замечу: ни одно государство не поставляет на экспорт передовые системы вооружений, тем более системы, которые еще только находятся в разработке. И никто никогда не продает передовые военные технологии, это просто исключено.

Например, мы поставляем Китаю новейший истребитель Су-35. Но у нас есть еще более «продвинутый» самолет — Т-50. Другими словами, даже если китайцы наладят производство собственного истребителя «по мотивам» Су-35, мы будем опережать их на поколение.

Американцы, замечу, действуют точно так же. Например, они никому не продают технологии F-22. Да, F-35 американцы делали совместно с рядом стран, чтобы снизить стоимость проекта. Но страны-партнеры занимались, по сути, разработкой второстепенных компонентов. А основные компоненты разрабатывали сами США, и лицензии на производство этих самолетов американцы передавать никому не собираются.

«СП»: — Почему же Индия требует, чтобы мы передали ей технологии?

— Индусы, я считаю, обнаглели. В 2014 году к власти в Индии пришел премьер Нарендра Моди, известный своими националистическими взглядами. Он проводит жесткий курс на локализацию производства на территории Индии. Но в данном случае, на мой взгляд, наглость Дели перешла допустимые границы.

Мы индийцам уже дали возможность локализовать производство Су-30МК — собирать истребители из комплектов, поставляемых Россией. Для Индии это не только новые рабочие места, но и возможность совершенствовать кадровый потенциал, использовать его во благо экономики. Но нет, этого показалось мало — теперь они желают еще и овладеть нашими передовыми технологиями. Но так, повторюсь, никто и никогда не поступает, и свои производственные секреты не выдает.

«СП»: — Как следует ответить Дели?

— Нужно четко дать понять, что никаких технологий они от нас не получат. Замечу, индусам взять эти технологии неоткуда — ни французы, ни американцы делиться тонкостями самолетостроения не станут. Индии, я считаю, и без технологий выгоднее иметь дело с Россией — мы им даем больше, чем другие: возможность участвовать в совместных проектах, и за счет этого учиться чему-то, плюс собирать самолеты на индийских предприятиях.

Но дальше этого, я считаю, нам заходить не надо. А если индусы будут гнуть свое, и попытаются вытеснить нас со своего рынка вооружений, надо отвечать ассиметрично — например, налаживать отношения с Пакистаном. Думаю, Пакистан будет заинтересован в покупке у нас вооружений, и это будет крайне неприятным сюрпризом для Дели.

— Проект с Индией продвигается трудно, прежде всего, потому, что в индийской армии сильны позиции лоббистов, представляющих интересы военных концернов Франции, Великобритании и США, — отмечает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Публикации, подобные статье в The Times of India, как раз отражают внутреннюю борьбу этих лоббистов. На мой взгляд, очевидно, что наличие программы FGFA оттягивает средства от закупки дополнительных партий французских истребителей «Рафаль». И надо понимать: сторонники «Рафалей» будут до последнего биться за то, чтобы блокировать сотрудничество Дели и Москвы.


С другой стороны, у индийцев большие амбиции, и они хотят получить максимум за свои деньги: практически полную локализацию производства самолетов с самого начала, а не через 10−15 лет, как предлагает российская сторона.

Думаю, мы по результатам торга с Дели сможем пойти на передачу каких-то технологий по планеру и материалам. Плюс пойти на довольно значительное участие индийцев в комплектации самолета индийским оборудованием. Но мы точно не станем передавать технологии производства РЛС или двигателей — по крайней мере, в ближайшие годы.


Материал комментируют: Михаил Александров Дели выдвинул Москве неожиданный ультиматум. Индия продолжит участвовать в совместном с РФ многомиллиардном проекте по созданию истребителя пятого поколения FGFA только при выполнении двух условий. Первое из них — полномасштабная передача российской стороной всех технологий, чтобы в дальнейшем Индия могла самостоятельно модернизировать самолеты с интеграцией новых вооружений. Второе — помощь в разработке проекта боевого самолета AMCA, которым сейчас занимаются индийские авиастроители. Об этом в четверг, 9 марта, сообщила газета The Times of India со ссылкой на источники в индийском Минобороны. По информации издания, решение принято «на высшем уровне», чтобы «не повторять ошибок», допущенных при заключении контракта на производство в Индии российских истребителей Су-30МКИ. «Хотя большая часть из 272 истребителей марки „Сухой“ (240 введенных в строй) была изготовлена индийским авиаконцерном Hindustan Aeronautics (HAL), в основном они были собраны из импортируемых комплектов. HAL все еще не может производить „Сухие“ самостоятельно», — заявил источник издания. При этом он отметил, что истребители, собираемые в Индии, обходятся дороже поставляемых из России. Кроме того, Дели, по информации The Times of India, намерен еще потребовать от России твердые гарантии, что, потратив примерно $ 25 млрд. на разработку FGFA, он получит 127 истребителей по приемлемой цене. Надо заметить, что индийцы в целом демонстрируют весьма критический настрой. Как отмечает The Times of India, ВВС Индии не устраивает российский истребитель пятого поколения Т-50, создаваемый по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). По мнению индийской стороны, он не является полноценным стелс-самолетом, а его двигатель не обладает достаточной тягой. Ранее сообщалось, что Дели выдвинул более 40 дополнительных требований к проекту FGFA. В частности, индийцы добиваются применения новейших российских двигателей, обеспечивающих крейсерскую сверхзвуковую скорость (предложенные АЛ-41Ф1 их не устраивают), бортового радиолокационного комплекса с круговым обзором, а также требуют понижения радиолокационной заметности. В результате, работа с индийцами застопорилась. Об этом в феврале заявил глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на салоне Aero India-2017 в Бангалоре. Поясним: в июне 2013 года Россия завершила контракт первого этапа объемом $ 295 млн., по которому разрабатывался технический облик FGFA. Сейчас речь идет о контракте второго этапа. В его рамках должна быть запущена разработка истребителя с учетом требований индийской стороны. Стоимость работ оценивается в $ 4 млрд. для каждой из стран-участниц проекта. Что стоит за демаршем Индии, появится ли российско-индийский FGFA? — Решение совместно с индийцами разрабатывать истребитель пятого поколения было ошибкой, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Индийская сторона, в рамках этого проекта, занимается в основном созданием программного обеспечения, а мы вполне могли бы это делать самостоятельно. Беда в том, что руководители российских промышленных предприятий хватаются за любую возможность получить валютные поступления, и иногда готовы ради этого на не вполне адекватные шаги. Это объясняется и отсутствием опыта ведения дел на внешних рынках, и банальной коррупцией. Замечу: ни одно государство не поставляет на экспорт передовые системы вооружений, тем более системы, которые еще только находятся в разработке. И никто никогда не продает передовые военные технологии, это просто исключено. Например, мы поставляем Китаю новейший истребитель Су-35. Но у нас есть еще более «продвинутый» самолет — Т-50. Другими словами, даже если китайцы наладят производство собственного истребителя «по мотивам» Су-35, мы будем опережать их на поколение. Американцы, замечу, действуют точно так же. Например, они никому не продают технологии F-22. Да, F-35 американцы делали совместно с рядом стран, чтобы снизить стоимость проекта. Но страны-партнеры занимались, по сути, разработкой второстепенных компонентов. А основные компоненты разрабатывали сами США, и лицензии на производство этих самолетов американцы передавать никому не собираются. «СП»: — Почему же Индия требует, чтобы мы передали ей технологии? — Индусы, я считаю, обнаглели. В 2014 году к власти в Индии пришел премьер Нарендра Моди, известный своими националистическими взглядами. Он проводит жесткий курс на локализацию производства на территории Индии. Но в данном случае, на мой взгляд, наглость Дели перешла допустимые границы. Мы индийцам уже дали возможность локализовать производство Су-30МК — собирать истребители из комплектов, поставляемых Россией. Для Индии это не только новые рабочие места, но и возможность совершенствовать кадровый потенциал, использовать его во благо экономики. Но нет, этого показалось мало — теперь они желают еще и овладеть нашими передовыми технологиями. Но так, повторюсь, никто и никогда не поступает, и свои производственные секреты не выдает. «СП»: — Как следует ответить Дели? — Нужно четко дать понять, что никаких технологий они от нас не получат. Замечу, индусам взять эти технологии неоткуда — ни французы, ни американцы делиться тонкостями самолетостроения не станут. Индии, я считаю, и без технологий выгоднее иметь дело с Россией — мы им даем больше, чем другие: возможность участвовать в совместных проектах, и за счет этого учиться чему-то, плюс собирать самолеты на индийских предприятиях. Но дальше этого, я считаю, нам заходить не надо. А если индусы будут гнуть свое, и попытаются вытеснить нас со своего рынка вооружений, надо отвечать ассиметрично — например, налаживать отношения с Пакистаном. Думаю, Пакистан будет заинтересован в покупке у нас вооружений, и это будет крайне неприятным сюрпризом для Дели. — Проект с Индией продвигается трудно, прежде всего, потому, что в индийской армии сильны позиции лоббистов, представляющих интересы военных концернов Франции, Великобритании и США, — отмечает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Публикации, подобные статье в The Times of India, как раз отражают внутреннюю борьбу этих лоббистов. На мой взгляд, очевидно, что наличие программы FGFA оттягивает средства от закупки дополнительных партий французских истребителей «Рафаль». И надо понимать: сторонники «Рафалей» будут до последнего биться за то, чтобы блокировать сотрудничество Дели и Москвы. С другой стороны, у индийцев большие амбиции, и они хотят получить максимум за свои деньги: практически полную локализацию производства самолетов с самого начала, а не через 10−15 лет, как предлагает российская сторона. Думаю, мы по результатам торга с Дели сможем пойти на передачу каких-то технологий по планеру и материалам. Плюс пойти на довольно значительное участие индийцев в комплектации самолета индийским оборудованием. Но мы точно не станем передавать технологии производства РЛС или двигателей — по крайней мере, в ближайшие годы.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 889 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl