Украина получит от США старые патрульные катера типа Island. Об этом в среду, 8 марта, торжественно объявил первый замглавкома Военно-морскими силами Украины (ВМСУ) Андрей Тарасов.
«Мы вышли на финишную прямую в переговорах с США», — заверил замглавкома в эфире одесского 7-го канала. Он, кроме того, горячо отверг предположение, что речь идет о «секонд-хенде», поскольку «корабли во флотах стран НАТО содержатся в надлежащем состоянии и даже 20-летние единицы все еще боеспособны».
Если верить Тарасову, украинские ВМС одержали прямо-таки великую «перемогу», и теперь невиданно усилятся благодаря щедрости западных партнеров.
На деле, усиление получается довольно скромным. Патрульные катера класса Island строились для Береговой охраны США в период с 1986 по 1992 годы. Вооружены они 25-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами, имеют водоизмещение в 168 тонн, экипаж из 2 офицеров и 14 моряков, и рассчитаны на автономное плавание в течение 5 суток.
В сентябре 2016 года Береговая охрана Грузии получила от США два таких судна 1991 года постройки, названных Ochamchire и Dioskuria.
Важный момент: самый молодой из американских катеров уже перешагнул рубеж в 25 лет. Между тем, британский разработчик этих судов — компания Vosper Thornycroft — ограничила их назначенный ресурс 15 годами.
Сколько американских катеров получит «незалежная» — неизвестно. Но и с ними, и без них ВМСУ не выглядят грозной морской силой. Достаточно напомнить, что военная украинская флотилия начитывает всего… 11 кораблей. В их числе фрегат «Гетман Сагайдачный», ракетный катер «Прилуки», тральщик «Геническ», десантные корабли «Сватово» и «Кировоград», сторожевой катер «Винница» и артиллерийский катер «Скадовск».
До воссоединения Крыма с Россией списочный состав ВМС Украины выглядел куда солиднее — он включал 43 боевых корабля и 132 вспомогательных судна. Но в реальности, из-за плачевного технического состояния, в море отваживались выходить только некоторые корабли.
Впрочем, в пополнении военного флота Киев не делает ставку исключительно на старые корабли НАТО. Как отметил Андрей Тарасов, в ближайшее время ВМСУ получат семь новых боевых кораблей и катеров украинского производства. Речь идет о четырех артиллерийских катерах типа «Гюрза-М», двух десантно-штурмовых кораблях «Кентавр», а также об одном судне специального назначения.
Планы же у Киева и вовсе наполеоновские. Как заявил в ноябре 2016 года премьер Украины Владимир Гройсман, «незалежная» должна возродить статус морской державы. «Завтра это не произойдет. Но если мы четко понимаем наши приоритеты, то будем сильной, крепкой морской державой», — заявил Гройсман.
С кем собирается воевать Украина на море на старых кораблях НАТО, много ли можно навоевать на таких судах?
— Попытка собрать военный флот из старых кораблей НАТО говорит о непрофессионализме руководства ВМСУ, — считает бывший начальник Береговых войск и морской пехоты Черноморского флота ВМФ СССР и России (1986−1995 гг.) генерал-майор Владимир Романенко. — Напомню, что командующий украинскими ВМС генерал-лейтенант Игорь Воронченко — танкист и по образованию, и по опыту службы. На корабельные мостики он поднимался только в качестве высокого гостя или проверяющего. Да, он оказался одним из самых последовательных сторонников украинской власти в Крыму, и потом возглавлял проведение так называемой «антитеррористической» операции в Луганской области. Но от этого он не стал военно-морским стратегом, который хорошо понимает, что должны представлять собой ВМС.
Думаю, вопрос о патрульных катерах возник спонтанно: мол, Грузия их получила, почему бы и Украине не уломать американцев поставить ненужные им корабли?
Тем более, ВМСУ сегодня буквально дышат на ладан. Летом 2016 года в состав украинского флота вошли два новых артиллерийских катера — «Бердянск» и «Аккерман». Кроме них, у украинцев просто нет боевых кораблей, способных выходить в море. Флагману — фрегату «Гетман Сагайдачный» — уже четверть века от роду, а техническое состояние его таково, что за Босфор выходить небезопасно для собственного экипажа.
Американские патрульные катера пригодятся «незалежной», чтобы держать под контролем кусок побережья от Николаева до Одессы, иначе там будет процветать морская контрабанда. Неслучайно экс-заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины адмирал Игорь Кабаненко считал, что с утерей Крыма Украина из морского государства превратилась в прибрежное, и потому упор следует делать на строительстве дешевого «москитного» флота — 50−70 боевых катеров различного назначения, которые будут высокоэффективны именно в ближней морской зоне.
«СП»: — Украина может — в теории — построить полноценный морской флот?
— Как ни странно, необходимый потенциал для этого у «незалежной» имеется. Напомню, что в районе Николаева в советское время находились три мощнейших судостроительных завода, на которых создавался океанский флот Советского Союза. В частности, именно в Николаеве был построен нынешний российский флагман — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», в постройке которого было задействовано более 1800 предприятий СССР. Кроме того, мощный судоремонтный и судостроительный завод имеется под Одессой.
Надо понимать: Украина была одним из столпов военно-морской мощи СССР, и построила значительное количество противолодочных кораблей, а также ракетных крейсеров, включая российский крейсер «Москва».
Другое дело, что сейчас оборудование этих предприятий по большей части разграблено, а квалифицированный персонал разогнан. Если по уму вложить деньги в украинскую судостроительную отрасль, ее можно было бы возродить. Но денег на такой проект у Киева банально нет, а главное — украинские власти так и не поняли, что строительство флота — серьезная государственная задача.
Те же Николаевские верфи способны делать только корпуса кораблей, но где взять для них техническую «начинку»? США, понятно, корабельного оборудования украинцам не станут поставлять даже за деньги, потому что корабли — слишком серьезное оружие. А сама «незалежная» решить эти вопросы неспособна.
В целом, украинский флот недееспособен. А катера береговой охраны, которые поставят им американцы, и которые построят сами украинцы, не имеют какого-либо серьезного военного значения, и не представляют угрозы России.