Материал комментируют:
Владимир Романенко
Украинские военные построили пять башен для наблюдения за Азовским морем. Об этом заявил руководитель Государственной пограничной службы страны генерал-лейтенант Петр Цигикал.
Башни он назвал «важным элементом» системы контроля за надводной обстановкой на Азовском море. По словам Цигикала, эти сооружения еще предстоит оснастить средствами визуального и радиотехнического контроля, в результате чего они «будут интегрированы в общую систему и помогут полностью контролировать линию морской границы».
Кроме того, Киев планирует приобрести у Франции 22 современных патрульных корабля, о чем идут соответствующие переговоры. Плюс удалось отремонтировать несколько старых катеров, корабль «Донбасс», а также взять на службу катера UMS-1000 украинского производства с улучшенными ходовыми характеристиками, рассказал руководитель погранслужбы.
Ранее сообщалось, что в украинском морском ведомстве вводятся стандарты НАТО, а также «укрепляется обороноспособность юга Украины».
Читайте также
«Курортники» из Пентагона прилетят в Одессу на своих «Чинуках»
На Черное море зовут военно-транспортные вертолеты США — якобы для доставки на пляжи отдыхающих из Киева
Так, летом 2017 года, после совместных украинско-американских учений Sea Breeze («Морской бриз»), в пресс-службе ВМС США заявили о начале строительства в украинском Очакове операционного центра военно-морских сил. Учитывая, что там находится военно-морская база Украины и центр спецподготовки подводных пловцов, понятно, что этот объект будет использоваться для оттачивания навыков экспедиционных подразделений. По мнению российских экспертов, такими объектами в перспективе покроется вся Украина.
Чтобы грамотно осуществлять это военное строительство, в структуре ВМС Украины создан Центр доктрин и тактики, который находится на связи с альянсом — на уровне профессионалов-специалистов, которые будут формировать украинские программы с учетом того, что придумают в Брюсселе, Монсе и Норфолке.
В 2018-м «незалежная» внедрила штатную структуру управления оперативного уровня ВМС Украины по аналогии с американским Maritime Operational Centre (MOC). Как заявлял заместитель начштаба ВМС Украины по евроатлантической интеграции Андрей Рыженко, подразделение «станет практическим шагом в выполнении Стратегического оборонного бюллетеня и позволит объединить усилия в подготовке с помощью специалистов НАТО».
Вместе с тем, в Киеве с лета 2018 года все чаще обсуждают катастрофическое состояние кораблей и отсутствие финансирования на строительство новых. Так, главком ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко заявил о возможной потере страной судостроения.
Заметим: прежде Воронченко смотрел на перспективы ВМС куда бодрее. Например, заявлял о планах восстановить корвет «Винница». Кораблю почти 40 лет, но главнокомандующий выражал надежду, что его можно будет вернуть в строй и использовать в борьбе с российскими подлодками проекта 636.3 («Варшавянка») с крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ». Эти российские подлодки, к слову, считаются одними из самых малошумных в мире, способны развивать надводную скорость до 20 узлов, и погружаться на 300 метров.
В числе других украинских морских стратегов Игорь Воронченко продвигает концепцию «москитного флота»: якобы Украина способна противостоять России в Черном море, имея на вооружении небольшие, скоростные, маневренные и хорошо вооруженные катера.
По сути, инициативы с закупкой патрульных катеров во Франции, и строительством сторожевых башен лежат в том же русле. Помогут ли такие шаги «полностью контролировать линию морской границы» Украины?
— Башня — с военной точки зрения — просто смех и слезы, — говорит начальник Береговых войск и морской пехоты Черноморского флота ВМФ СССР и России (1986?1995 гг.), кандидат политических наук, генерал-майор Владимир Романенко. — Если наблюдатель стоит на берегу моря, он видит вперед на 4 км, если находится на башне — на 20 км. Это все, что дает башня.
Я другого такого посмешища не припомню. Такие инициативы, я считаю, следствие непрофессионализма. Напомню, что генерал-лейтенант Игорь Воронченко — танкист и по образованию, и по опыту службы. На корабельные мостики он поднимался только в качестве высокого гостя или проверяющего. Просто он оказался одним из самых последовательных сторонников украинской власти в Крыму, а затем возглавлял проведение так называемой «антитеррористической» операции в Луганской области. Башни для охраны морской границы показывают, что Воронченко не разбирается в элементарных вещах.
«СП»: — Что было бы правильно сделать Украине для контроля морской границы?
— Прежде всего, украинцам было бы неплохо иметь современные РЛС, радиус действия которых позволял бы контролировать все Азовское море. Тогда была бы видна оперативная обстановка в реальном времени: где какой корабль находится, каким курсом следует. Кроме того, для контроля границы нужны береговые ракетные комплексы, которые позволяли бы простреливать всю азовскую акваторию. Тогда и никаких башен городить не нужно.
«СП»: — Украина городит башни, потому что у нее нет денег на РЛС и ракетные комплексы, или потому что нет технологий для их создания?
— Пока у Киева нет эффективных береговых ракетных комплексов. В декабре 2018 года сообщалось, что Украина провела испытания крылатых ракет, которые должны будут усилить береговую охрану в Черном и Азовском морях. Испытания проходили на полигоне в Одесской области. В них участвовали противокорабельная крылатая ракета «Нептун» и ракетный комплекс С-125. Как заявлял тогда глава Совета нацбезопасности и обороны страны Александр Турчинов, эти ракеты способны поразить цель на расстоянии до 280 км.
Но проблема даже не в техническом отставании «незалежной». Проблема, повторюсь, в некомпетентности военного руководства страны. Сторожевые башни на Азове — явное тому доказательство.
Я вообще не понимаю, зачем Киеву выкладываться в оборону морской границы на Азовском море. Чтобы показать свою значимость? Это просто несерьезно. Любой грамотный военный специалист скажет, что для этого у Украины нет никаких потенциальных оснований.
«СП»: — Какими возможностями на Азовском море располагает Россия?
— В азовских портах находится ряд кораблей, принадлежащих пограничной службе и ВМФ России. Это, например, построенные еще в советскую эпоху артиллерийские катера проекта 1400 «Гриф» и проекта 1204 «Шмель». Также мы располагаем на Азовском море современными ракетными кораблями проекта 21631 «Буян-М», оснащенными ракетами «Калибр».
Читайте также
ВВС США: «Огромное спасибо русским, что взяли Крым»
Чем отличаются полеты американского разведчика у границ России в 2014 году и в 2018-ом
У нас, кроме того, есть авиация, которая способна нанести удар в любой точке Азовского моря. Плюс ракетные комплексы, которые простреливают всю азовскую акваторию, и системы радиолокационного контроля, которые в любую минуту могут дать полную картину состояния надводной обстановки.
Я уже не говорю о том, что в кратчайшие сроки мы можем ввести в Азовское море ракетные и торпедные катера. Но надо понимать: в Азов нам просто нет смысла вводить какие-то серьезные силы — там просто нет вопросов, которые необходимо крупными силами решать.
«СП»: — Если Киев закупит, как планирует, 20 французских патрульных катеров, это изменит обстановку на Азове?
— Попытка собрать военный флот из старых кораблей НАТО также говорит, я считаю, о непрофессионализме руководства ВМСУ. Раньше, напомню, речь шла о том, что Украина получит от США старые патрульные катера типа Island. Их строили для американской Береговой охраны с 1986 по 1992 годы. Катера вооружены 25-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами, имеют экипаж из 2 офицеров и 14 моряков, и рассчитаны на автономное плавание в течение 5 суток. Если и французские катера обладают схожими характеристиками, они не будут иметь какого-либо серьезного военного значения, и не будут представлять угрозы России.
Военные новости: Немецкие власти запретили своей компании помогать Украине в разработке нового ЗРК
Кризис на Украине: «Курортники» из Пентагона прилетят в Одессу на своих «Чинуках»