12.03.2017, ТРК «Звезда».
Оружие, которым ковалась великая победа над нацистами — это не только танк Т-34, знаменитая винтовка Мосина, или легендарная «Катюша». По странному стечению обстоятельств многие из образцов вооружения и техники, которым красноармейцы ломали хребет захватчику долгое время оставалось в тени своих более знаменитых «собратьев».
Самоходный молот
«Тридцатьчетверка» — легенда Великой Отечественной. Танк, созданный в духе всей советской военной техники. Дешевый в производстве, неприхотливый, быстрый, и что важнее всего — феноменально надежный. Однако у Т-34, особенно с орудием 76-мм, был один недостаток, о котором историки долгое время старались не вспоминать. И хотя недостаточную огневую мощь 76-мм орудия танкисты компенсировали энергичным бросками и выходами на дальность максимально эффективного выстрела, именно над повышением этого показателя разработчики машины начали работать практически сразу.
Результатом экспериментов над шасси Т-34 и орудиями бОльшего калибра стала уникальная самоходная артиллерийская установка СУ-122. Главное требование к проектируемой самоходке было сформулировано командованием предельно просто. Для эффективной поддержке пехоты требовалось одновременно мощное и высокомобильное средство ведения огня, способное действовать с той же эффективностью, что и буксируемая артиллерия. Первое же боевое применение СУ-122 в феврале 1943 показало, что крупнокалиберный самоходный «молот» оказался как нельзя кстати.
Укомплектованные СУ-122 1433-й и 1434-й самоходные артиллерийские полки были брошены на одно из самых сложных направлений — в сторону блокированного нацистами Ленинграда. По результатам боев и эффективности применения была переписана тактика действий таких машин. После неожиданных сложностей боевым планированием и управлением вместо артиллеристов стали заниматься специалисты танковых частей РККА. Вместо позиционных боев СУ-122 шли на передней кромке танковой атаки, принимая первый удар на себя.
Главным недостатком такой тактики оставалась низкая мобильность орудия — отсутствие привычной башни с пушкой не позволяло молниеносно отвечать на огонь танков противника. Для того, чтобы навести орудие на цель, требовался разворот всей машины целиком, а в условиях боя каждая секунда могла сыграть с экипажем СУ-122 злую шутку. Управление САУ в целях сокращения популяции солдат и бронетехники Вермахта требовало особенной прыти и умения.
Именно поэтому главные заслуги и отчеты об эффективности применения СУ-122 касаются, в основном, стрельбы с заранее подготовленных позиций по заранее обозначенным секторам. В этом смысле отдельно стоит упомянуть участие СУ-122 в Курской битве, где самоходки с укрепленных позиций расстреливали элитные немецкие бронетанковые соединения.
Противотанковая рапира
Выводы и результаты эффективности таких орудий оказались неоднозначны. С одной стороны — имела место высокая эффективность против техники и скоплений живой силы противника, а с другой — сложности при поддержке воск «на передке». Так же в архивных документах попадаются и упоминания о недостаточной эффективности орудия при поражении немецких танков. Для исправления ситуации в ряды бронетанковых частей РККА была призвана другая самоходная артиллерийская установка, СУ-85.
В отличии от своего предшественника, новая самоходка имела орудие меньшего калибра, однако эффективность нарезной пушки Д-5 оказалась значительно выше. Как и самоходные артиллерийские установки СУ-122, вооруженные 85-мм орудием машины передавались в самоходные артиллерийские полки. Главный акцент в этот раз был сделан не на уничтожение объектов противника и защищенных огневых точек, а на борьбу с танками и другой бронетехникой противника. Хорошей эффективности огня из орудия СУ-85 опытные танкисты добивались на дистанциях в 700-800 метров, а боекомплекта в 48 снарядов хватало для организации засад и обстрелов большого количества целей.
Стрельбы на максимальную дальность прямой наводкой практиковалась танкистами редко, хотя характеристики орудия и прицельные приспособления позволяли выполнять боевую работу на дальность в 3800 метров. Однако и немецкие танкисты, отведав бронебойных снарядов, стали менять тактику. Немецкие танки «Тигр» и «Пантера» перестали подходить на дистанции эффективного выстрела, и стали навязывать советским танкистам бои на дистанциях более тысячи метров.
Изменившемуся характеру боя 85-мм орудие уже не отвечало, и вскоре для уничтожения танков противника с большей эффективности и больших дальностях появилась новая противотанковая «рапира» СУ-100 со 100-мм орудием. Позднее, весь опыт боевого применения САУ был учтен в разработке и создании танка Т-34-85 с повышенной огневой мощью, скорость и подвижность которого позволяла активно маневрировать и выходить на дистанцию эффективного выстрела максимально быстро.
ИСУ-122
12 марта 1944 года на вооружение бронетанковых частей РККА встало одно из самых мощных и защищенных самоходных орудий того времени. Боевое применение ИСУ-122 хоть и пришлось на завершающий этап войны, однако характер «истребителя танков» самоходного орудия успел проявиться в полной мере. ИСУ-122 во многом унаследовала как плюсы, так и минусы своего «старшего брата» — САУ ИСУ-152. «Младшие» версии самоходки с орудием 122-мм, фактически, стали одними из первых орудий, способных на уничтожение немецких танков на дальностях более одной тысячи метров.
Грамотные выводы командование сделало и по части применения ИСУ-122. Помимо способности уничтожать объекты противника, ИСУ-122 следовали чуть позади основных сил, и в случае необходимости вмешивались в ситуацию. Хорошую службу РККА ИСУ-122 сослужили в качестве противотанкового щита основных сил. В случае выдвижения танков противника для контратаки, действующие на передней кромке танки отходили назад, а экипажи ИСУ-122 наоборот выдвигались вперед и начинали работу прямой наводкой по целям противника.
Однако 122-мм боеприпасы позволяли активно бороться не только с танками противника, но и помогали превращать практически любой защищенный объект противника, будь то здание или ДОТ, в братскую могилу. По части функционала ИСУ-122 являлась, пожалуй, самым универсальным средством из всех, что имелись в Красной Армии.
Для самоходки, фактически, не существовало большой разницы между танками, укрепленными огневыми точками и любыми другими целями. Одним из слагаемых успеха был баланс в калибре орудия, боекомплекте, подвижности и бронирования. В отличии от аналогичных орудий Вермахта, ИСУ-122 не шло на компромисс с войсками и действовало там, где это было необходимо в нужный момент, не делая различий между укрытиями для пехоты или бронетехникой.
Автор: Дмитрий Юров