В субботу на индийском ракетном полигоне в Чандипуре (штат Орисса) был успешно проведен первый испытательный пуск с наземной пусковой установки сверхзвуковой ракеты BrahMos ER с увеличенной дальностью стрельбы.
Стандартная ракета BrahMos, которая разрабатывается и производится на совместном российско-индийском предприятии BrahMos Aerospace, имеет дальность 290 км. В модификации ER (Extended Range) конструкторам удалось довести ее до 450 км.
Надо сказать, что у этой ракеты изначально был более высокий скоростной потенциал, чем воплощенный в конкретные изделия в начале этого десятилетия. Но он был сознательно снижен в связи с действиями международного Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Согласно этому документу, принятому тремя десятками государств, запрещено передавать другим странам ракеты с максимальной дальностью 300 и более километров при весе полезной нагрузки в 500 килограммов и более. При этом существует таблица пересчета, при которой при увеличении веса полезной нагрузки сокращается дальность. Смысл этого закона состоит в предотвращении распространения ракетного оружия. Ну, или хотя бы в попытке затормозить этот процесс, поскольку ракетное оружие, несмотря ни на что, пересекает границы государств и континентов.
Отношение в России к этому закону вполне серьезное. Его положения регламентируются «Законом об импортном контроле». Карательные меры в случае нарушения — до 5 лет лишения свободы по Статье 189 УК РФ «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия».
В июне прошлого года Индия присоединилась к РКРТ. И это дало возможность поставлять ей ракеты (точнее — ракетные технологии) с повышенной дальностью стрельбы.
Совместное предприятие было создано в 1998 году двумя организациями — российским НПО Машиностроения, входящим в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии.
Название СП и самой ракеты образовано путем слияния первых слогов двух рек — Брахмапутры и Москвы-реки.
Принято считать, что «БраМос» — это практически точная копия противокорабельной ракеты 3М55 «Оникс» (экспортное название — «Яхонт»), разработанной НПО Машиностроения и принятой на вооружение ВМФ СССР в начале 80-х годов. Разумеется, если не принимать в расчет ее ограниченную дальность. Однако это не вполне так. Совместное предприятие проделало значительный объем работы. В результате создана не только противокорабельная модификация, но и две других. Наземная и воздушная. Сейчас происходит вооружение «БраМосом» как индийских кораблей, так и сухопутных войск и авиации. Ракета предназначена не только для самолетов Су-30МКИ и МиГ-29К, но и для перспективной российско-индийской разработки истребителя пятого поколения FGFA.
Более того, сейчас ведется разработка гиперзвуковой ракеты «БраМос-2», скорость которой будет превышать 5 М. Что сделает ее неуязвимой для средств ПВО и ПРО противника. О сроках окончания разработки мало что известно. По самым оптимистичным прогнозам, ракета может появиться в конце этого десятилетия.
В настоящий момент вооруженные силы Индии эксплуатируют две модификации этих ракет. Базовая — «БраМос» — используется на надводных кораблях и в сухопутных войсках. Она имеет дину, равную 8,4 метра, и весит 3 тонны. В авиации используется модификация «БраМос-А» той же дины, но весит она на полтонны меньше.
Ракета оснащена радиолокационной головкой самонаведения, которая включается в работу на финальном участке траектории. Система управления, подводящая ракету к цели, инерциальная. При этом профиль полета можно варьировать. При высотном полете (до 15000 метров) достигается скорость в 2,5 М. А максимальная дальность стрельбы, как уже было сказано, либо 300 км, либо 450 км у модификации с расширением ER. Для прорыва систем ПРО и ПВО используется маловысотный полет (до 5 метров), который энергетически более затратен. В этом режиме скорость снижается до 2 М, а дальность полета сокращается до 120 км.
Ракета «БраМос-А», которой сейчас вооружаются Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ имеет существенный недостаток — она слишком много весит. В связи с чем на самолет можно подвесить только одну ракету. В настоящий момент совместное предприятие разрабатывает более приемлемую для индийских ВВС и ВМС модификацию — «БраМос-М» (mini). Ее вес предполагается довести до 1,5−2 тонн. И тогда на самолет можно будет подвесить до двух-трех ракет.
Длина ракеты будет уменьшена до 6 метров, а диаметр — до 500 миллиметров. Это позволит использовать ракету на подводном флоте для запуска ее из стандартных торпедных аппаратов калибра 533 мм.
При этом боевая часть будет достаточно мощной, ее вес составит не менее 300 килограммов. А скорость возрастет до 3,5 М. Максимальная дальность будет равна 300 км или больше.
Ожидается, что «БраМос-М» сможет быть принята на вооружение в конце этого десятилетия.
В уставе СП BrahMos Aerospace записано, что производимая продукция может использоваться вооруженными силами Индии и России, а также экспортироваться в третьи страны для получения прибыли. Однако Министерство обороны России пока не проявило заинтересованности в как уже разработанных и производящихся ракетах, так и в перспективной «БраМос-М». Потому что все это в российских войсках уже есть. Причем с характеристиками, не ограниченными «Законом об импортном контроле».
На надводных кораблях и береговых ракетных комплексах используется «Оникс». Скорость ракеты на высоте несколько выше, чем у «БраМоса», — 2,6 М. У поверхности те же самые 2 М. И дальность при высотном полете достигает 500 километров. При комбинированной траектории (за 40 километров до цели на высоте в 10 метров) дальность снижается до 300 километров.
Незаинтересованность Минобороны России в индийских ракетах преследует не только технические цели, но и социально-экономические. В случае замены российских ракет на те, которые производятся в Индии, российская «оборонка» лишится части прибыли. Да и рабочие места могут сократиться.
Диаметр ракеты «Оникс» — 670 мм. И она не подходит для ее подводного запуска из торпедных аппаратов. Однако и перспективная «БраМос-М» нашим подводникам не понадобится. Потому что у них уже имеется ракета подводной модификации калибра 533 мм — «Калибр-ПЛ». Она специально интегрирована в оружейную систему, использующую торпедные аппараты калибра 533 мм.
Причем комплекс «Калибр-ПЛ» оснащен тремя типами ракет: противокорабельными -3М54(Э), для поражения наземных целей — 3М-14(Э) и противолодочными — 91Р (Э).
Две первые ракеты имеют классическую схему с неотделяемой боевой частью. Выход ракеты из воды обеспечивает твердотопливный ускоритель. После чего включается маршевый двигатель. Ракета ориентируется на цель при помощи инерциальной системы наведения и активной радиолокационной ГСН.
Противолодочная ракета в качестве боевой части использует мини-торпеду. При выходе ракеты из воды и наборе необходимой скорости торпеда отсоединяется и летит к цели по баллистической траектории.
Что же касается перспективного авиационного варианта «БраМос-М», то тут у российского ОПК громадное количество самых разнообразных ракет «воздух — поверхность». И дозвуковые, и сверхзвуковые, и ближнего действия, и дальнего, и сверхдальнего. С полным спектром боевых частей как по принципу действия, так и по мощности.
Но гиперзвуковая ракета, разумеется, Минобороны интересует. Подробности ее разработки хранятся в секрете. Ее масштабный макет впервые был представлен на выставке DefExpo-2013. Предполагается, что при создании ракеты будут частично использованы гиперзвуковые технологии, наработанные в Советском Союзе и в России.
А тем временем российская гиперзвуковая ракета «Циркон» уже начинает воплощаться в реальных опытных образцах. В марте прошлого года уже состоялись испытания ракеты. Пуск был осуществлен не с корабля, а с наземной пусковой установки.
О скором завершении этой программы свидетельствует тот факт, что на третий квартал 2019 года запланирована модернизация атомного ракетного крейсера «Петр Великий» с целью интегрирования в его систему вооружений комплекса «Циркон».