На днях американское издание The Antimedia опубликовало статью журналиста Дариуса Шахтахмасеби о ситуации в сирийском городе Манбидж. В этот район были переброшены американские рейнджеры. И там же, по информации издания, находятся российские военные. Это соседство, по мнению Дариуса Шахтахмасеби, чревато тем, что конфликт может выйти на новый уровень. Насколько велики риски? За комментарием мы обратились в Центр исламских исследований Института инновационного развития. Но для начала представим перевод самой статьи.
Российские и американские войска в одном городе
Та региональная и интернациональная война по доверенности, которая началась в 2011 году, вполне может перерасти в горячий глобальный конфликт сейчас, когда военные из России и США прибыли в один и тот же сирийский город, пишет * американское издание The Antimedia.
По сообщениям других американских СМИ, вооруженные силы США приступили к выполнению задачи по «сдерживанию и успокоению» в сирийском городе Манбидж. Эта задача несколько усложнилась с прибытием в этот же город российских войск и продолжением провокационных действий со стороны повстанцев, которых поддерживает Турция.
Ситуация была весьма сложной и до этого в силу присутствия там вооруженных формирований сирийских курдов, которым противостоят силы, лояльные Турции. Курдов считают силой, которая наиболее эффективно воюет с «Исламским государством» **, однако силы, пользующиеся поддержкой Турции, как кажется, больше озабочены тем, чтобы воевать именно с курдами, а не с ИГ. Американский контингент, размещенный в Манбидже, состоит из «элитного» подразделения армейских рейнджеров численностью в 100 человек. Российские войска находятся в том же городе для обеспечения безопасности гуманитарных конвоев.
Как заявил представитель Пентагона капитан первого ранга Джефф Дэвис, США и Россия «на земле» не взаимодействуют. Москва, со своей стороны, «ставит [Соединенные Штаты] в известность о своих операциях», но вооруженные силы двух стран не координируют свою деятельность в Сирии.
Американская военная пресса отмечала, что войска США на месте, главным образом, оказывают содействие местным силам в выдавливании ИГИЛ. Однако, как писало ранее издание The Antimedia, ИГ уже фактически сокрушено и, как результат, существует вероятность того, что эту задачу заменят какой-то иной. Это становится ясно по тому, как осуществляется военное сотрудничество США с Саудовской Аравией, страной, которая также хочет разместить войска в Сирии с конкретной целью — противостоять войскам режима (Башара Асада — прим.), а также иранским войскам и формированиям Хезболлы.
Мейнстримовские СМИ США, если бы они выполняли свою работу добросовестно, могли отметить разницу между тем, какие роли в регионе исполняют русские и американцы. Вооруженные силы США не имеют никакого законного оправдания для своего вторжения в Сирию, в то время как военное присутствие России основано на официальной просьбе правительства Сирии, направленной в 2015 году, отмечает The Antimedia.
Отметим, что такие публикации в американских изданиях — редкость. Тем не менее, статья в The Antimedia не лишена штампов и заблуждений по поводу сирийского конфликта. С просьбой прокомментировать публикацию «СП» попросила прокомментировать начальника Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилла Семенова.
— Город Манбидж на правом берегу Евфрата до сих пор занимают подразделения трех военных советов проамериканской курдско-арабской коалиции «Демократические силы Сирии» (SDF), а именно — «Военный совет Манбидж», «Военный совет Аль-Баб» и «Военный совет Джераблус». Хотя два последних совета действуют формально и контролируют лишь ряд деревень, поскольку создавались еще до того, как оба города перешли под контроль протурецких сил в результате операции «Щит Евфрата».
В настоящее время в Манбидже нет серьезных курдских подразделений, аффилированных с партией «Демсоюз». Там действуют местные силы — либо отряды, которые до сих пор воюют под флагами оппозиционной Дамаску Сирийской свободной армии (ССА), либо формирования, укомплектованные выходцами из города и его окрестностей. Кстати, в Манбидже довольно хорошо функционирует гражданский совет местного самоуправления, в котором есть туркмены, арабы, курды.
Как я уже ранее говорил «СП», после того, как турецкое руководство объявило о начале наступления отрядов «Щита Евфрата» на Манбидж в конце февраля, в городе сразу же активизировались первые группы американских военных. Первоначально они заняли позиции на севере Манбиджского выступа — в районе реки Сажур, но затем стали появляться в других районах, что серьёзно затруднило действия турецкой артиллерии и практически исключило авиаудары ВВС Турции.
Несмотря на присутствие небольшого контингента американцев, оппозиционные отряды все-таки попытались продвинуться к Манбиджу со стороны города Арима. Но в итоге из-за того, что турецкая сторона, опасаясь конфликта с США, не могла оказать им полноценной поддержки, из четырёх отбитых у SDF населённых пунктов они потеряли три. То есть американцы, даже введя в город небольшое количество войск, свою миротворческую роль сыграли.
Затем они перебросили под Манбидж более серьезную технику - БТР Stryker, и подразделения 75-го полка рейнджеров. Сейчас численность американского контингента составляет примерно 100−150 человек, но надо учитывать и то, что в городе изначально находилась группа военных из США, которая занимались подготовкой курдских сил.
Что касается российского присутствия в Манбидже, то на самом деле его там нет. То есть российские военные занимаются всего лишь сопровождением гуманитарной помощи в Манбидж, но не находятся там на постоянной основе. Однако в шести посёлках в юго-западном выступе Манбиджского плацдарма развернуты «пограничные войска» сирийского режима. Поэтому говорить о том, что в Манбидже именно военные из России и США находятся в зоне прямой видимости — на расстоянии выстрела — не совсем корректно.
«СП»: — Возможны ли инциденты между американцами и сирийцами в городе?
— Вряд ли. Если только сирийские войска не попытаются отвоевать территории у SDF, которые альянс честно и с потерями отбил у ИГ. В этом смысле, кто бы что ни говорил, американцы являются той силой, которая гарантирует, что столкновений между режимом и силами «Военного совета Манбидж» не будет. На самом деле, вхождение сирийских войск в Манбидж было вовсе необязательно, как это многие пытаются представить в целях пропаганды.
Так называемые сирийские пограничники не расположены по всему периметру, и турки при желании могут провести наступление на Манбидж на других участках. Проправительственные силы находятся в окрестностях города даже больше в интересах Турции, поскольку Анкара неоднократно подчеркивала, что для нее предпочтительнее, чтобы город занимали сирийский войска, а не альянс SDF.
Что касается инцидентов, которые возникали между сирийскими войсками и отрядами ССА из «Щита Евфрата» в том районе, то провокации устраивала как одна, так и другая сторона. В принципе цель таких стычек понятна — стороны не могут допустить, чтобы общественное мнение считало, что между Дамаском и оппозицией из «Щита Евфрата» налажено какое-либо взаимодействие.
«СП»: — Возможно ли вхождение войск Саудовской Аравии, как об этом пишет американское издание?
— Недавно произошло знаковое событие: Саудовская Аравия, наконец, «уговорила» Пакистан (угрожая выслать всех его рабочих из страны) отправить военный контингент на свою территорию — на границу с Йеменом. До этого КСА перебрасывала бойцов из Южного Йемена на базы ОАЭ, где проводилась переподготовка и откуда их отправляли на границу с Йеменом для участия в боевых действиях. Кстати, там же расположен сенегальский военный контингент. Я говорю это к тому, что Саудовская Аравия не имеет сил и возможностей полноценно осуществлять охрану своих собственных границ от нападений коалиции Хути-Салех и вынуждена оказывать давление на такие страны, как Пакистан и фактически пользоваться наемниками — завербованными Эмиратами йеменцами.
Поэтому тезис о том, что КСА способна сыграть какую-то военную роль в Сирии для противостояния Ирану, выглядит, мягко говоря, очень сп-о.
* Перевод статьи theantimedia.org/russian-us-troops-syrian-city в The Antimedia выполнен Сергеем Духановым.
** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.