В воскресенье, 19 марта, министр обороны Израиля Авигдор Либерман пригрозил уничтожить сирийские ПВО, если они снова будут применены против ВВС страны. Напомним, в минувшую пятницу было распространено заявление Сирийской армии о нарушении воздушной границы страны четырьмя израильскими самолетами, которые атаковали позиции правительственных войск в районе Пальмиры. Один самолет был сбит ракетой ЗРК С-200 советского производства.
Позже поступило заявление пресс-службы Армии обороны Израиля, в котором говорится о том, что все самолеты благополучно вернулись на базу. При этом они не атаковали сирийские войска, а нанесли удар по позициям ливанской группировки «Хезболла», находящиеся на территории Сирии. Операция была проведена с целью пресечения контрабанды оружия для группировки «Хезболла», пользующейся поддержкой Ирана.
При этом одна ракета ЗРК С-200, как сообщили израильтяне, была уничтожена противоракетой новейшего израильского комплекса ПРО Arrow-3, принятого на вооружение в начале этого года. Ракета была перехвачена непосредственно на границе Сирии и Израиля.
В общем, ситуация стандартная: каждый из участников конфликта высказывает наиболее выгодную для себя версию инцидента. И настаивает на том, что это истина в последней инстанции.
Что касается политического и правового момента, то тут все совершенно однозначно. Да, действительно, Израиль, подвергающийся периодическим ракетным обстрелам, имеет право бороться за безопасность своих граждан. Что он и делает всеми доступными способами. Нанесение ударов по противнику на чужой территории — это способ, допустимый с военной точки зрения. Однако с точки зрения мирового права, он ни в какие рамки не лезет. Так что тут и рассматривать нечего.
Любопытно другое: могла ли ракета ЗРК С-200, принятая на вооружение в Советском Союзе в 1967 году, сбить израильский самолет? И какой это был самолет?
В Сирийской армии с 1983 года стоят на вооружении комплексы С-200ВЭ. Это экспортная модификация, имеющая сниженную до 240 километров дальность стрельбы. «Появилась на свет» в середине 70-х годов, так что не столь уж и «древняя». В зависимости от дальности стрельбы ракета имеет скорость от 2,5 М до 3,5 М. Способна поражать цели на высотах от 0,3 км до 40 км. РЛС может обнаружить цель на расстоянии до 600 км. Ракета наводится на цель при помощи ее подсветки радаром и имеет полуактивную радиолокационную головку самонаведения. С-200ВЭ, в отличие от базовой модификации, оснащена аппаратурой защиты от помех.
За время эксплуатации в Сирии комплекс сбил один израильский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2С и два беспилотника.
В 80-е годы С-200ВЭ, находящийся на вооружении Ливии, сбил три американских штурмовика А-6Е.
А теперь об израильских самолетах. Их тип не сообщается. Разумеется, это не F-35, хоть пару этих истребителей США уже поставили Израилю. Но, во-первых, они не участвуют в боевых операциях в связи с тем, что пилоты их пока не освоили. А, во-вторых, эти самолеты, хоть и не дотягивают до того боевого уровня, который при заключении контракта обещали производители, сбить при помощи ракеты С-200ВЭ вряд ли возможно. Собственно, сирийцы даже и не пытались бы, чтобы впустую не тратить ракеты.
Есть в ВВС Израиля два истребителя, которые практически ровесники сирийской модификации С-200. Помоложе лишь на 5−6 лет. Это тяжелый истребитель F-15 Eagle и легкий истребитель F-16 Fighting Falcon. С самолетами одного с ним поколения С-200 работает наилучшим образом. Недосягаемым для него был лишь самолет-разведчик SR-7 «Черный дрозд», который был способен развивать скорость, равную 3200 км/час и подниматься на высоту почти в 30 километров.
Однако более всего подходит для нанесения ракетно-бомбовых ударов «Ударный орел» — истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle. Компания McDonnell Douglas начала производить эти самолеты в 1986 году. Так что он сравнительно молод.
Максимальная взлетная масса — 37000 кг. Способен брать 11 тонн ракет и бомб, крепящихся на 9 подвесках. Максимальная скорость — 2600 км/час. Потолок — 18300 м. Боевой радиус — 1000 км. Скороподъемность — 250 м/с. Эксплуатационная перегрузка — 9g.
То есть самолет хороший, до сих пор эксплуатирующийся не только в Израили и ряде дружественных американцам стран, но и в самих США. Но при этом история доказывает, что он вполне может быть сбит комплексом С-200ВЭ. С ним бывало еще и не такое. В 90-е годы во время операции «Буря в пустыне» были потеряны два «Ударных орла» по причине поражения их ракетами ЗРК С-75. И это совсем уж позорная история, поскольку С-75 были приняты на вооружение в Советском Союзе в 1957 году.
А теперь об уничтожении ракеты С-200. По израильской версии, она была перехвачена на границе с Израилем, когда самолеты были уже в своем воздушном пространстве. И это очень странно. Даже если истребители все время летели на форсаже, то на дорогу до цели и обратно у них ушло бы 15 минут. Потому что от границы до Пальмиры около 300 километров. В связи с чем совершенно непонятно, чем же занимались сирийские ракетчики после обнаружения на экране радара приближающихся самолетов. Ведь время на подготовку к стрельбе занимает 1,5 минуты.
Тут две версии. Либо у них плохая подготовка. Что маловероятно, исходя из долгого времени эксплуатации комплекса. Либо долго принимали решение, а затем его согласовывали. Но просматривается и такой сценарий. Выпустили пару ракет. Одной из них сбили (или же все-таки не сбили) израильский истребитель. А затем послали еще одну вдогон улетавшей тройке самолетов. То есть процесс стрельбы растянулся во времени.
Но самое загадочное во всей этой истории — зачем израильтянам пришлось использовать свое самое мощное противоракетное оружие, когда достигнуть результатов можно было с гораздо меньшими затратами.
В связи с постоянной угрозой ракетного нападения Израиль выстроил мощную — пятиуровневую — систему ПРО. Первый уровень — «Железный луч» — пока еще не принят на вооружение, продолжаются его испытания. Он предназначен для поражения ракет, имеющих дальность до 7 км, а также снарядов и легких беспилотников лазерным лучом. В ближней зоне до 4 км. Мощность луча предполагается довести до сотен киловатт.
Второй уровень — система «Железный купол» — предназначен для борьбы с неуправляемыми тактическими ракетами, имеющими дальность до 70 км. Максимальная высота поражения целей противоракетами — 10 км. Предположительно система должна прикрывать от атак площадь в 150 кв.км.
Третий уровень — «Праща Давида». Служит для перехвата баллистических ракет малой дальности и неуправляемых ракет большого калибра с дальностью пуска от 70 до 300 км, а также дозвуковых крылатых ракет.
Четвертый уровень — комплекс Arrow-2. Предназначен для перехвата баллистических ракет, имеющих дальность в 3000 км и скорость до 4,5 км/с. Максимальная высота поражаемых целей — 50 км, дальность — 100 км. Скорость противоракеты — 2,5 км/с. РЛС комплекса обнаруживает цели в радиусе 500 км. Одновременно сопровождаются 12 целей. На одну ракету нацеливаются две противоракеты.
Arrow-2 принят на вооружение в 2000 году. «Железный луч» — ждет своего часа. Два других комплекса совсем молоды — они появились в 2011 году.
Наиболее актуален для Израиля, обстреливаемого тактическими ракетами, «Железный купол». А также Arrow-2, который должен противостоять гипотетической угрозе со стороны иранских баллистических ракет.
Система ПРО Израиля является одной из самых совершенных в мире. Однако даже при значительном совершенстве эта эшелонированная оборона не дает стопроцентной гарантии безопасности. Особенно в случаях массированных атак. Так, в 2011 году по Израилю было нанесено 229 ударов, в которых участвовали 386 тактических ракет. Но «Железный купол» смог перехватить лишь 34 ракеты. Это меньше 10%.
Самый мощный комплекс — Arrow-3 — был принят на вооружение в начале этого года. Он предназначен для борьбы с баллистическими ракетами средней дальности — то есть до 5500 км включительно. Идеологически комплекс является продолжением и развитием Arrow-2. В нем применена новая РЛС, позволяющая обнаруживать цели на расстоянии в 900 км. А также используется новая противоракета, имеющая кинетическую, а не осколочно-фугасную боеголовку. Уничтожает цели в космосе — на высотах до 100 км. Предполагаемая дальность стрельбы — 2500 км. Данные о скорости ракеты отсутствуют.
Отсутствуют данные и о стоимости ракеты. Одна Arrow-2 стоит около 3 млн. долларов. Следовательно, пуск новейшей противоракеты будет обходиться еще дороже. В связи с чем абсолютно непонятно, зачем надо было швырять такие деньги на реактивный ветер, чтобы справиться с ракетой С-200, которая находится в компетенции даже не Arrow-2, а комплекса ПРО «Праща Давида». Или же у израильских военных нет полной уверенности в надежности менее мощных комплексов?