Белоруссия показательно демонстрирует свою нефтяную независимость от России – на белорусские НПЗ впервые поступила нефть из Ирана. Это, по задумке Александра Лукашенко, должно стать сильным аргументом в переговорах с Москвой по нефтегазовому спору. Однако в силу целого ряда причин он вряд ли окажется для Кремля убедительным.
В Белоруссию поступила первая партия нефти из Ирана в рамках контракта, заключенного в феврале с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC), передает белорусский телеканал ОНТ.
Первый танкер с иранской нефтью 22 марта прибыл в украинский порт Одесса на Черном море. Оттуда поездами топливо за пять дней доставили в Белоруссию, где его переработают на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе.
Речь идет о поставке пробной партии объемом в 80 тыс. тонн, которую Минск закупил, чтобы восполнить недостаток беспошлинной российской нефти. Ранее иранская Национальная нефтяная компания подтвердила, что белорусская BelOil Polska закупила 600 тыс. баррелей (как раз 80 тыс. тонн).
Россия сократила объемы поставок беспошлинной нефти на белорусские НПЗ – как по причине газовых долгов, так и из-за невыполнения Минском обязательств по оплате пошлин при продаже нефтепродуктов из российской нефти в третьи страны, а также по возвращению части нефтепродуктов обратно в Россию.
«Лукашенко пытается доказать, что он справится без России. Но это уже не первая такая пиар-акция», – напоминает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
На протяжении двух лет (2010–2012 гг.) Минск покупал венесуэльскую нефть, которая была в два раза дороже российской. Так, в 2010 году венесуэльская нефть стоила для Белоруссии 656 долларов за тонну, тогда как российская – 398 долларов.
В прошлом году Белоруссия закупила 85 тысяч тонн нефти в Азербайджане, откуда горючее было доставлено в страну также через украинский порт. Однако на этом опыт сотрудничества закончился. Мало того, что азербайджанская нефть дороже, так и серьезных объемов страна Белоруссии предложить не может.
Белоруссия отправила России заявку на получение 24 млн тонн нефти в этом году. Однако если не будет решен вопрос газового долга, то Россия сократит поставки на 6 млн тонн. Минск пытается найти другого поставщика. Однако объемы поставок из Ирана смешные – всего 80 тыс. тонн, то есть в 75 раз меньше потребностей Минска.
Это чисто политическое мероприятие в экономическом плане совершенно бессмысленно. «Белоруссия шумит уже три месяца, и только сейчас первый танкер на 80 тыс. тонн пришел. При этом иранцы не делают информационного шума вокруг этих поставок, хотя Тегеран очень любит порассуждать на тему возвращения в Европу. Просто 80 тыс. тонн – это не те объемы», – говорит Симонов.
Иран теоретически может поставить и больше, однако куда более важный вопрос – потянет ли Белоруссия закупку иранской нефти.
«Лукашенко получает углеводороды из России по особым ценам, в которые он еще закладывает политические услуги. Но с Ираном такой подход не пройдет. Но даже если бы Россия продавала Белоруссии нефть по рыночным ценам, все равно наша нефть была бы дешевле иранской благодаря логистике», – говорит Симонов.
«Российская нефть для Белоруссии на 90 долларов за тонну дешевле любой другой. Цена нефти Urals находится на уровне 390 долларов, а Белоруссия получает ее беспошлинно за 300 долларов за тонну», – говорит старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
Иранская нефть стоит те же 390 долларов, плюс с учетом сложной логистики из Ирана тонна нефти может быть дороже еще на 5–10 долларов. Наконец, перевозка нефти из порта Одессы по железной дороге прибавляет еще порядка 30 долларов.
Показателен пример пробных закупок Польшей иранской нефти в прошлом году. По данным на сентябрь 2016 года, говорит Агибалов, Польша закупила иранскую нефть по 344 доллара за тонну, тогда как российская для нее стоила на 40 долларов дешевле – 304 доллара (без минус 90 долларов, как для Белоруссии). В итоге Варшава прекратила покупать иранскую нефть.
Грубо говоря, сегодня иранская нефть белорусам достается по такой цене: стоимость российской нефти плюс 90 долларов (пошлина) плюс 40 долларов (логистика). Топливо из Ирана для Белоруссии может стоить 430 долларов против 300 долларов за тонну российской нефти, то есть на 43% дороже.
А если вдруг Белоруссия неожиданно найдет средства для закупки более дорогой иранской нефти и в больших объемах, то возникнет вопрос – сможет ли Украина транспортировать 6 млн тонн нефти или даже больше? Симонов уверен, что украинская инфраструктура просто не справится с такими объемами.
«Лукашенко уперся на ровном месте. Ведь компромисс по газовому спору был найден еще в прошлом году: вот тебе новая цена на газ, заплати только оставшийся долг. Мы готовы были пойти на уступки и изменить формулу цены, а Белоруссия бы получала газ по цене как для Ленинградской области. Но Лукашенко из принципа сказал «нет». А теперь пытается напугать иранской нефтью», – говорит Константин Симонов.
Но даже несмотря на это нефтегазовый эксперт уверен в скором решении конфликта. «Сейчас кажется, что конфликт затягивается, стороны идут на принципиальность, но я лично остаюсь при своем прогнозе – до до конца полугодия все вопросы решатся», – заключает глава ФНЭБ.