Президент Украины Петр Порошенко заявил, что приказал вооруженным силам страны (ВСУ) прекратить огонь в Донбассе с 1 апреля.
«Я дал все необходимые команды Генеральному штабу и министру обороны», —цитирует Порошенко «Интерфакс-Украина». По словам Порошенко, режим прекращения огня с апреля предложил установить Киев.
Днем ранее о согласованном членами группы прекращении огня с 1 апреля сообщил представитель России в трехсторонней контактной группе в Минске Борис Грызлов:
«В несомненном позитиве — согласованное сегодня заявление контактной группы. В нем отмечена безальтернативность минских соглашений и заявлена решимость соблюдать полное прекращение огня с полуночи 1 апреля 2017 года в связи с Пасхальными праздниками».
О своей готовности прекратить огонь с 1 апреля заявили и в Минобороны Украины:
«Вооруженные силы Украины и другие силовые ведомства Украины, которые привлечены в АТО, готовы к выполнению всех решений минской группы, которые будут приняты. Мы готовы и к разведению (сил), и к прекращению огня… Поэтому мы готовы, мы ждем только шаги с той стороны», — заявил на брифинге официальный представитель ведомства по вопросам военной операции Александр Мотузяник.
Отметим, что в четверг стало известно о том, что ситуация в Донбассе накануне вступления в силу режима прекращения огня снова обострилась. Об этом заявил журналистам замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
«Обстановка в Донецкой народной республике в преддверии вступления в силу договоренностей о введении режима прекращения огня с 1 апреля резко обострилась», — сказал Басурин.
По его словам, за минувшие сутки обстрелу со стороны украинских силовиков подверглись 20 населенных пунктов в ДНР. «В результате огня со стороны ВСУ получили повреждения 18 жилых домов, из них три в Минеральном, два — в Саханке, один в Докучаевске и 12 в Донецке», — добавил Басурин.
— Понятно, что вопрос доверия или не доверия здесь не зависит от даты, — обращает внимание на символизм «первоапрельского перемирия» донецкий журналист Игорь Фарамазян.
— Но действительно надо признать, что назначение очередного прекращения огня именно на первое апреля выглядит как дурацкая шутка. Все-таки в таких чувствительных вопросах мелочей нет. Надо учитывать все нюансы.
«СП»: — 7 марта власти ЛНР обвинили Киев в срыве договоренности о разведении сил на участке линии соприкосновения в районе Станицы Луганской. Опять по кругу? Снова ведь все сорвут. Есть ли вообще смысл в таких договоренностях?
— Конечно, мы не предсказатели. Мы не можем знать наверняка — сорвут или не сорвут. Но опыт последних лет и в самом деле дает нам основания думать, что сорвут. Да и просто не могут не сорвать, если оценивать перспективы очередного перемирия, исходя из реальной ситуации на Украине. Но смысл в таких договоренностях есть. Правда, он не в надеждах на их исполнение, а в самом процессе. Это шоу должно продолжаться до тех пор, по крайней мере, пока не будет найден другой, более действенный, механизм принуждения Киева к миру. Будет ли этот новый механизм на гусеницах или в виде дипломатических документов, покажет время. Но пока минские соглашения позволяют худо-бедно удерживать киевский режим на поводке, надо демонстрировать деятельность. Причем, это не потемкинские деревни в прямом смысле, не откровенная показуха. Это реальные попытки со стороны республик Донбасса продвинуться вперед, зная, однако, что они обречены. Но, во-первых, это лучше, чем ничего не делать. И, во-вторых, однажды может получиться.
«СП»: — Если закрыть глаза на то, что Киев снова не даст продвинуться мирному процессу, такие временные прекращения огня открывают ли окна возможностей для народных республик? Какие еще от него плюсы, кроме того, что меньше стреляют, и меньше гибнет людей?
— Как Мичурин не мог ждать милостей от природы, так и республики не могут ждать милостей от Киева. В ДНР и ЛНР любую передышку используют для ремонта и восстановления разрушенной украинскими обстрелами инфраструктуры. Причем, чаще всего это даже не связано с договоренностями. Просто прекратили ВСУ или нацбатальоны обстрел, тут же начинает кипеть жизнь: идет уборка, ремонт, обследования зданий и тому подобное. Если не забывать, что в принципе украинская артиллерия при желании может достать чуть ли не любую точку на территории республик, то восстановление работы тех же промпредприятий республиканскими властями может показаться делом безнадежным и даже диким. Однако мы не хотим, чтобы, по слову Порошенко, наши дети сидели в подвалах. Мы хотим, чтобы у них была возможность учиться, а их родители имели работу. И жизнь, несмотря на войну, продолжается.
Другие плюсы? Наши бойцы могут хоть на какое-то время сбросить с себя напряжение. Хотя по-настоящему они смогут сделать это только после войны. А так, других плюсов в практическом, жизненном плане — никаких.
«СП»: — Как простые жители Донбасса воспринимают подобные перемирия? Радуются ли «передышкам» или не доверяют им?
— Лично у меня есть ощущение, что простые жители уже никак не воспринимают подобные перемирия. Передышкам, конечно, радуются. Но при этом остаются настороже. Особенно это касается тех, кто живет в постоянно или часто обстреливаемых районах. Ведь в любое мгновение может прилететь. Вообще, быть настороже вошло в привычку у жителей республик. Но, что интересно, это как бы и не мешает жить обычной жизнью. То есть, ты занимаешься какими-то своими делами, куда-то идешь, едешь, убираешься в доме, готовишь, что-то ремонтируешь, работаешь, общаешься с друзьями, играешь с детьми, молодые люди ходят на свидания… Но при этом какое-то шестое чувство постоянно сканирует пространство на предмет форс-мажора. Это такая новая опция в наборе человеческих качеств рядового жителя ДНР или ЛНР. Возможно, впоследствии это и аукнется. Но пока это не слишком мешает в повседневной жизни. Напротив, держит в тонусе.
«СП»: — Насколько, по-вашему, правильно военнослужащим армий ДНР и ЛНР не открывать огонь даже в ответ, если киевские силовики первыми нарушат перемирие?
— Я считаю, что отвечать надо на любую агрессию — адекватно и жестко. Ни один выстрел по нашей территории не должен оставаться безнаказанным. Пацифизм в таких случаях неуместен. В конце концов, это не наши войска стоят под Киевом или Львовом. Это не мы к ним пришли с пушками и танками. Так что, ответ на агрессию не просто наше право, а наша обязанность. Иначе враг начинает наглеть от безнаказанности. Сколько раз уже было такое, когда начинались обстрелы, наши блюли Минск, обстрелы становились все интенсивнее и, в конце концов, за несколько ночей ситуация превращалась в ад. А потом следовал жесткий ответ. И всё — тишина. Причем, тишина на несколько дней, потому что противнику надо зализать раны и банально простирнуть, извините, исподнее после стресса. Так что, я считаю, что отвечать надо обязательно.
— Любые подобные заявления Киева звучат подозрительно, независимо от конкретной даты и обстоятельств их возникновения, — уверен старший лейтенант НМ ЛНР, боец ОМБ «Август» Андрей Морозов.
— В любом случае, насколько я понимаю, договоренность эта достигнута в Минске не в связи с «Днём дурака», а в связи с Пасхальными праздниками.
«СП»: — Как военнослужащие армий ДНР и ЛНР воспринимают подобные договоренности?
— Скептически. Постоянные обострения ситуации на фронте, обстрелы со стороны ВСУ и «отжим серой зоны» отучили людей от мысли о том, что противник будет соблюдать договоры подобного плана.
«СП»: — Насколько, по-вашему, такие «передышки» вообще важны в плане подготовки и перегруппировки сил?
— Сейчас режим Порошенко находится в сложном положении. С одной стороны, экономическая ситуация явно не блещет, и радикалы, продолжившие ему дорогу к власти, прилагают все усилия для того, чтобы в рамках «прекращения сотрудничества с врагом», подтолкнуть Порошенко к активным действиям против Донбасса. Уже понятно, что Минск, — — тупик, обе стороны будут бесконечно требовать друг от друга первого шага в его реализации, и обе стороны его не сделают. Киев будет пытаться решить силовым путём, вопрос только когда именно и по какой оперативной схеме. К этому их руками наци-радикалов толкают американские друзья, которым нужен хаос на Украине, поданный миру как следствие «российской агрессии» и поглощающий ресурсы России. Но в Киеве прекрасно понимают, что пока ещё достаточно высока вероятность военного вмешательства России, при котором силой решить вопрос не получится. Путин нужен им в состоянии Милошевича, который обещал помочь Сербской Краине, но так этого и не сделал. А для этого ещё потребуется некоторая работа тех сил, которые уже более 10 лет готовят ширму «цветной революции» для государственного переворота в Москве.
Нынешняя «передышка» с демонстрацией миролюбия, если она состоится и станет достаточно долгой, будет прологом именно к такому развитию событий. Будут ждать «Майдана» в Москве, к которому и подгадают удар по типу нападения Грузии на Южную Осетию. Это был бы для них идеальный вариант и, пожалуй, единственная реальная возможность вернуть Донбасс и Крым.
«СП»: — Готовы ли военнослужащие армий народных республик неукоснительно соблюдать прекращение огня, даже, если в них стреляют? В каких случаях они могут дать «ответку»?
— Если тяжёлую артиллерию и танки ещё как-то можно контролировать в вопросах прекращения огня, то контролировать на 100% стрелковое оружие, автоматические гранатомёты и другую «мелочь» возможностей у сторон нет. Помимо массы других причин на передовой с обеих сторон банально хватает «алконавтов», которые могут затеять стрельбу на пустом месте, на которую противник ответит.
Естественно, и у ДНР, и у ЛНР есть уже большой опыт по «запретам на ответку», которые вводились в разное время, но есть определенный барьер, за которым никому не охота работать пассивной мишенью. Если человеку с одной стороны грозят увольнением, а с другой стороны враг хочет его убить, то он отобьётся, а потом уволится, не будет сидеть и дожидаться, пока его убьют.
Мне кажется, стрелковые дуэли на передовой неизбежно продолжатся, и я уверен, что украинские снайперы и пулемётчики не смогут безнаказанно работать по донецким и луганским военным.
«СП»: — Подобные «перемирия» объявляются в среднем раз в три месяца. Сколько, по-вашему, продлится в этот раз? Когда Киев его нарушит?
— Оно может быть массированно нарушено уже этим летом, если Киев сочтёт ситуацию удобной, а может продержаться много месяцев, в ожидании упомянутой выше ситуации «паралича власти» в Москве.