Еврокомиссия призвала государства Евросоюза одобрить строительство «Северного потока — 2». Новый газопровод, который пройдёт по дну Балтийского моря, позволит экспортировать российский газ в страны Старого Света, минуя Украину. Ранее Брюссель тормозил развитие альтернативных маршрутов, жертвуя собственными экономическими интересами и энергетической безопасностью ЕС ради политической солидарности с Киевом.
Еврокомиссия обратилась 30 марта к странам — членам Евросоюза с просьбой одобрить проект газовой магистрали «Северный поток — 2». Это необходимо, в частности, для устранения правового вакуума, препятствующего запуску проекта, говорится в сообщении ведомства. Как отметила представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен, Евросоюз планирует возобновить переговоры с Москвой по газовому хабу.
Кроме того, 30 марта ЕК сделала официальное заявление, согласно которому положения Третьего энергопакета Евросоюза не могут применяться к морской части газопровода «Северный поток — 2». (Напомним, документ направлен против монополизации энергетического рынка и запрещает компаниям — поставщикам энергоносителей владеть газотранспортной инфраструктурой). Об этом сообщила пресс-служба компании — оператора проекта — Nord Stream 2 AG.
«Прямого запрета на «Северный поток — 2» со стороны Евросоюза не было. Когда будет построена морская часть магистрали, потребуется сухопутная инфраструктура. А для её строительства необходимо решение местных регуляторов — где и как она будет строиться», — отметил в беседе с RT директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Напомним, газовую магистраль планируется протянуть рядом с первой веткой «Северный поток — 1» по дну Балтийского моря. Пропускная способность двух ниток составит 55 млрд кубометров газа в год.
Однако переговоры по строительству второй ветки «Северного потока» на протяжении последних лет тормозились из-за политического охлаждения между Россией и Западом. Даже действующий хаб «Северный поток — 1» не эксплуатировался на полную мощность, поскольку европейцы ввели ряд ограничений.
Но осенью 2016 года Еврокомиссия позволила России нарастить поставки топлива в Европу по газовой магистрали OPAL (соединяет «Северный поток — 1» с европейской газотранспортной системой) с 18 млрд до 28,2 млрд кубометров в год.
Для этого 28 октября прошлого года Еврокомиссия вывела 50% наземной газораспределительной системы немецкого трубопровода OPAL из-под действия Третьего энергопакета Евросоюза.
По решению ЕК, «Газпром» мог приобрести право на использование 30-40% мощностей OPAL дополнительно к уже зарезервированным 50%. Других претендентов на использование газопровода, кроме российской компании, нет — из-за антимонопольных требований Евросоюза немецкий трубопровод наполовину простаивал.
В результате вывода первой нити «Северного потока» из-под действия Третьего энергопакета в октябре прошлого года «Газпром» рекордно нарастил объёмы прокачиваемого по дну Балтийского моря топлива.
Недовольные соседи
Однако рост газовых поставок по трансбалтийскому хабу вызвал протест со стороны Киева и Варшавы. В декабре 2016 года польская энергетическая компания PGNiG Supply & Trading подала иск с требованием приостановить решение ЕК. С аналогичным заявлением выступила и официальная Варшава. Суд Европейского союза временно заблокировал решение ЕК и направил сторонам судебного разбирательства дополнительные вопросы.
На днях аналогичный иск в Европейский суд направила украинская компания «Нафтогаз». По мнению украинской стороны, решение Еврокомиссии, позволившее России увеличить объём поставок топлива в обход Украины, противоречит статье 274 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС («Сотрудничество в области инфраструктуры»), а также Энергетической хартии.
«Изначально OPAL строился совместно немецкой стороной и «Газпромом» с разрешения ЕС, было оговорено, что он как продолжение «Северного потока — 1» не подпадает под действие Третьего энергопакета, — пояснил в интервью RT эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов. — Но когда его построили, власти ЕС отменили своё разрешение — в итоге половина мощностей газопровода простаивает».
Как заявил ранее глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев, рост поставок российского газа через OPAL приведёт к финансовым потерям для Украины в размере $425 млн ежегодно.
Киев опасается, что, пустив газ в обход украинских газотранспортных систем, Москва сократит украинский транзит. Это, по мнению Коболева, станет причиной уничтожения конкуренции на европейском рынке транзитёров топлива — проще говоря, украинские ГТС разорятся.
Запуск же полноценной ветки «Северный поток — 2» приведёт к ещё более плачевным последствиям для Киева. Доходы от транзита российского газа составляют сегодня 10% украинского бюджета — свыше $2 млрд. Потеря этих денег в том случае, если газовый поток пойдёт мимо украинской территории, заметно ударит по экономике страны.
Недовольна планами Москвы по прокладке новой нити морского газопровода и Варшава. Летом 2016 года польский антимонопольный регулятор UOKiK выступил против формирования международного консорциума по «Северному потоку — 2». По мнению польской стороны, сделка может привести к укреплению позиций «Газпрома» на рынке и «ещё больше усилить переговорную позицию компании по отношению к польским клиентам».
По мнению экспертов, в действительности за позицией Польши стоят не экономические, а исключительно политические мотивы. «Северный поток — 2» не затрагивает интересы Варшавы, приобретающей российское топливо напрямую. Скорее, отказ продиктован стремлением насолить России, а возможно, и Германии.
Дело в том, что после прихода к власти в Польше консервативной партии «Право и справедливость» польско-немецкие отношения начали ухудшаться. Берлин недоволен ростом правых настроений в Варшаве, а лидер правящей польской партии Ярослав Качиньский, со своей стороны, обвиняет Ангелу Меркель в «доминировании» над Европой.
Позиция Варшавы по «Северному потоку — 2» вызвала негодование энергетической компании Wintershall, участвующей в реализации проекта. Председатель правления компании Марио Мерен посоветовал польским властям «проявить европейскую солидарность». «Польша пыталась срывать проект и пытается делать это далее. Это прямо дежавю. По «Северному потоку — 1» было так же», — заявил Мерен.
Украинский фактор
Не исключено, что и решение Суда Европейского союза относительно первой ветви «Северного потока» будет пересмотрено в обозримом будущем.
Напомним, что противники строительства «Северного потока — 2» ранее аргументировали свою позицию положениями Третьего энергопакета. В феврале 2016 года комиссия по энергетике ЕС пришла к выводу, что вся протяжённость «Северного потока — 2», в том числе морская часть хаба, подпадает под действие антимонопольного документа. В то же время российская сторона настаивала на обратном: газопровод будет проложен по дну акватории Балтийского моря и перейдёт в германскую газотранспортную сеть.
Эксперты отмечают, что «Северный поток — 1» строился ещё до появления Третьего энергопакета, и действие документа на него не распространяется. А «Северный поток — 2» является не отдельным газопроводом, а лишь расширением первой ветви. Значит, его антимонопольные меры тоже не касаются. В этом смысле с юридической точки зрения сегодняшнее заявление Еврокомиссии нельзя назвать сенсационным.
Однако оно означает серьёзную коррекцию политической позиции Евросоюза по транзиту российского газа в обход Украины.
Гнетущее впечатление на европейцев произвела блокада украинскими радикалами Донбасса. Блокада — яркий симптом бессилия украинской власти и хаоса, царящего в стране.
Нет никаких гарантий того, что в какой-то момент радикальные националисты не захотят таким же образом заблокировать транзит российского топлива.
«Беспокойство Евросоюза вызвала ситуация на Украине, которая превратилась в государство без власти. Если добровольческие батальоны блокируют трассы, устраивают собственные таможенные пункты, никто не может дать гарантий, что они не заблокируют транзитную трубу. Поэтому европейцы хотят увеличить мощность резервного канала поставок газа. Германия больше всех заинтересована в реализации «Северного потока — 2», так как сможет распределять далее топливо в Польшу, Австрию и другие страны ЕС», — пояснил Александр Хуршудов.
Отметим, что к 2022 году в ФРГ закроются все АЭС. Отказ от использования ядерной энергетики выдвигает на первый план углеводороды, а темпы их добычи в стране снижаются.
Одновременно стало ясно, что планы по восполнению газового дефицита ЕС за счёт поставок американского сжиженного природного газа (СПГ) провалились. США пока не удалось стать основным экспортёром топлива в Европу. Эксперты сомневаются в перспективах этого начинания. Разговоры о поставках американского СПГ в Европу имели одну цель — подразнить Россию. На практике этот проект едва ли реализуем: стоимость американского сжиженного газа намного выше, нежели российского и европейского. Кроме того, американская экономика сама нуждается в углеводородах, скоро им самим будет не хватать газа, отметил Александр Хуршудов.