7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7 апреля стала трагедия, произошедшая в этот день в 1989 году в Норвежском море. Тогда потерпела крушение боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека.
Подводник – героическая профессия. К сожалению, ее специфика такова, что уходя в плавание, офицеры, мичманы, старшины, матросы подводных лодок не знают, увидят ли снова своих родных и близких. История советского и российского подводного флота – это не только достижения, все более совершенные подводные корабли и боевые победы. Это – и человеческие потери, тысячи подводников, не вернувшихся с боевых заданий и в военное, и в мирное время.
Так, с 1955 по 2014 гг. только атомных подводных лодок затонуло шесть – 4 советских и 2 российских (правда, К-27 была затоплена в целях утилизации, но прежде на лодке случилась серьезная авария, которая впоследствии и стала причиной решения об ее затоплении).
Советская атомная подводная лодка «К-27» была спущена на воду в 1962 г. и получила среди моряков прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года подводная лодка К-27 находилась в Баренцевом море. Экипаж лодки осуществлял проверку параметров главной энергетической установки на ходовых режимах после выполнения работ по модернизации оборудования. В это время мощность реактора стала снижаться, и моряки попытались ее поднять. В 12:00 в реакторном отсеке произошел выброс радиоактивных газов. Экипаж сбросил аварийную защиту левого реактора. Радиационная обстановка на лодке ухудшилась. Авария привела к серьезным последствиям для экипажа. Все моряки лодки были облучены, 9 членов экипажа погибли – один матрос задохнулся в противогазе на борту лодки, восемь человек скончались позднее в госпитале от последствий полученных на борту лодки доз радиации. В 1981 г. лодка была утилизирована в Карском море.
12 апреля 1970 года, ровно 47 лет назад, в Бискайском заливе, в 490 км от испанского побережья, затонула К-8, советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Лодка К-8 была зачислена в состав ВМФ СССР 2 марта 1958 года, а 31 мая 1959 года спущена на воду. Как и другие атомные подводные лодки первого поколения, к-8 не была совершенной – на ней часто происходили аварии, связанные с различными поломками оборудования. Например, 13 октября 1960 года в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, случилась утечка теплоносителя, в результате чего экипаж получил различные дозы облучения. 1 июня 1961 года произошел повторный подобный случай, в результате чего пришлось комиссовать одного из членов экипажа с острой лучевой болезнью. 8 октября 1961 года вновь произошла авария.
[img]https://topwar.ru/uploads/posts/2017-04/1491472774_bez-nazvaniya-17.jpg[/img ]Весной 1970 РіРѕРґР° РџР› была направлена РІ район Северной Атлантики. Там проводились крупнейшие советские военно-РјРѕСЂСЃРєРёРµ учения «РћРєРµР°РЅ – 70», РЅР° которых планировалось отработать действия подводных СЃРёР» РІ случае попыток прорыва подводных лодок противника Рє берегам РЎРЎРЎР . Начало военно-РјРѕСЂСЃРєРёС… учений было назначено РЅР° 14 апреля, Р° завершить РёС… планировалось Рє 100-летию вождя Октябрьской революции Владимира Р?льича Ленина – Рє 22 апреля 1970 РіРѕРґР°. Однако, вечером 8 апреля 1970 РіРѕРґР° РїСЂРё всплытии Рљ-8 СЃ глубины 160 метров, произошел пожар РІ СЂСѓР±РєРµ гидроакустиков. РќР° центральный РїРѕСЃС‚ лодки прибыло РІСЃРµ командование, одновременно начался пожар РІ 7-Рј отсеке. Лодка была вынуждена выплыть РІ надводное положение, РЅРѕ пожар уже стал распространяться РїРѕ воздуховодам. РќР° боевом посту главной энергетической установки находились офицеры первой смены инженер-капитан 3-РіРѕ ранга Р’. Р“. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант Рђ. РЎ. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант Рђ. Р’. Поликарпов Рё старшие инженер-лейтенанты Р“. Р’. Шостаковский Рё Р“. Рќ. Чугунов. Понимая, что пожар распространится Рё РЅР° РїРѕСЃС‚ главной энергетической установки, офицеры задраили двери Рё заглушили ядерные реакторы. Ценой СЃРІРѕРёС… жизней РѕРЅРё спасли лодку РѕС‚ взрыва. Р’ РІРѕСЃСЊРјРѕРј отсеке лодки, РіРґРµ скопилось РјРЅРѕРіРѕ членов экипажа, РёР· шестнадцати человек также РЅРµ удалось спасти РЅРёРєРѕРіРѕ. РљРѕРіРґР° лодка выплыла РЅР° поверхность, болгарский теплоход «РђРІРёРѕСЂ» спас оставшуюся РІ живых часть экипажа. РќРѕ РЅР° борту лодки оставалась боевая смена РёР· 21 человека, которой командовал командир атомной РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки «Рљ-8» капитан 2 ранга Всеволод Борисович Бессонов (1932-1970). [img]https://topwar.ru/uploads/posts/2017-04/1491472804_bessonov_vb.jpg[/img]
Выпускник 1-го Высшего Военно-морского училища подводного плавания, Всеволод Бессонов начал службу командиром торпедной группы в 1955 г., в 1957-1959 гг. служил командиром боевой части и помощником командира ПЛ «С-144», затем, в 1959-1961 гг. командовал боевой частью ПЛ «К-102», в 1961-1965 гг. был помощником командира АПЛ «К-133» и учился в Высших офицерских специальных классах ВМФ СССР. В 1965 г. Всеволод Бессонов стал старшим помощником командира «К-8», а в 1968 г. – командиром АПЛ «К-8».
Однако, несмотря на попытки экипажа спасти лодку, К-8 в течение короткого времени затонула. Всего на ПЛ погибли 52 человека. Спастись, таким образом, удалось 46 членам экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вся команда подводной лодки получила государственные награды. Гибель К-8 и 52 моряков стала первой подобной потерей советского атомного подводного флота и открыла счет другим подобным трагедиям.
Атомная подводная лодка стратегического назначения «К-219» была заложена в 1970 году – в тот самый год, когда произошла страшная авария на АПЛ «К-8». В 1971 г. атомную подводную лодку спустили на воду. За пятнадцать лет службы атомной подводной лодки она неоднократно сталкивалась с самыми разнообразными проблемами, связанными с пусковыми установками ядерных ракет и с крышками ракетных шахт. Например, уже в 1973 г. была нарушена герметичность ракетной шахты № 15, в результате чего в шахту стала поступать вода, вступившая в реакцию с компонентом ракетного топлива. Образовавшаяся агрессивная азотная кислота повредила топливопроводы ракеты и произошел взрыв. Его жертвой стал один член экипажа, а ракетная шахта оказалась затопленной. В январе 1986 г. имела место проблема с запуском ракеты на учениях, что заставило лодку всплыть после пуска и возвращаться в надводном положении на военно-морскую базу. Тем не менее, 4 сентября 1986 г. атомная подводная лодка «К-219» отправилась в поход к побережью США, где ей предстояло нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командовал подводным крейсером капитан 2 ранга Игорь Британов. Перед выходом К-219 в море были заменены 12 офицеров подводной лодки из 32. В поход предстояло отправляться с новыми старшим помощником, помощником командира, командирами ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальником радиотехнической службы, командиром электротехнического дивизиона, командирами 4 отсеков, корабельным врачом. Кроме того, были заменены 12 мичманов из 38 мичманов экипажа, включая двух старшин команд ракетной БЧ-2. Когда крейсер погрузился в Баренцево море, в ракетной шахте № 6 открылась течь. Отвечавший за ракетное вооружение офицер об этом происшествии командиру К-219 Британову не сообщил. Вероятно, что он руководствовался соображениями собственной карьеры – не хотел отвечать за последствия возвращения лодки на военно-морскую базу. Между тем, о неисправности в ракетной шахте было известно давно, но вышестоящему командованию не докладывали – замечание снял флагманский специалист дивизии.
Когда ложка находилась между Великобританией и Исландией, ее обнаружили системы гидроакустики ВМС США. При этом К-219 предпринимала все усилия, чтобы не быть обнаруженной. 3 октября К-219 была обнаружена подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta, которая следовала к побережью СССР – также для выполнения патрульных функций. К этому времени приходилось уже дважды в день откачивать воду из ракетной шахты № 6. Однако, в конце концов ранним утром 3 октября 1986 г. ракетная шахта № 6 полностью разгерметизировалась и в нее хлынула вода. Отвечавший за ракетное вооружение офицер Петрачков выдвинул свое предложение – всплыть до глубины 50 метров, заполнить ракетную шахту водой, после чего осуществить выстрел ракет аварийным запуском маршевых двигателей. Так он рассчитывал защитить ракету от разрушения в самой шахте. Однако, времени не хватило, и ракета взорвалась в самой шахте. Взрывом были разрушены внешняя стенка корпуса и боеголовки ракеты. Ее части упали внутрь крейсера. Пробоина способствовала быстрому погружению корабля на 300 метров – почти на предельно допустимую глубину. После этого командир крейсера принял решение о продувании цистерн с целью избавления от балластной воды. Через две минуты после взрыва К-219 резко выплыла на поверхность. Личный состав покинул ракетный отсек и задраил герметичные переборки. Таким образом, лодка оказалась разделенной на половины – командный и торпедный отсек были изолированы аварийным ракетным отсеком от других отсеков – медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков, располагавшихся в корме корабля.
Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин (на фото) отправились в реакторную выгородку – они собирались опустить компенсирующие решетки. В камере температура достигала 70 °C, однако старший лейтенант Беликов все же опустил три из четырех решеток, и лишь потом упал без сознания. Последнюю четвертую решетку опустил матрос Преминин. Но выйти назад он не смог – из-за разницы давления ни он, ни матросы с другой стороны не смогли открыть люк отсека. Преминин погиб, ценой своей жизни предотвратив ядерный взрыв. Примечательно, что тогда его подвиг не был оценен по заслугам – матросу посмертно дали орден Красной звезды, и только в 1997 году, уже в постсоветский период отечественной истории, Сергею Преминину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.
К-219 установила связь с советским гражданским рефрижератором «Федор Бредихин». К месту аварии подошли, помимо рефрижератора, лесовоз «Бакарица», танкер «Галилео Галилей», сухогруз «Красногвардейск» и ролкер «Анатолий Васильев». Затем подоспели корабли ВМС США – буксир USNS «Powhatan» и подводная лодка USS «Augusta». Командование ВМФ СССР приняло решение о буксировании К-219. Существовала большая опасность того, что лодка в случае оставления ее экипажем, будет захвачена американскими ВМС. Из-за распространения ядовитого газа в конце концов советское командование приняло решение об эвакуации экипажа, однако командир К-219 Британов остался на лодке – защищать ее от возможного проникновения американцев с оружием в руках. Он с группой офицеров и секретными документами покинул лодку последним – на шлюпке. В результате аварии на К-219 погибли 4 человека - командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр; матрос по вооружениям Смаглюк Николай; машинист Харченко Игорь; реакторщик Преминин Сергей. По возвращению в СССР Игорь Британов находился под следствием, затем обвинения с него сняли, но из рядов ВМФ СССР уволили. Об аварии на К-219 написано достаточно много статей, выдвигались и выдвигаются различные версии возможных причин аварии. Не вдаваясь в более подробное освещение этого вопроса, следует отметить, что моряки лодки ценами своей жизней пытались исправить аварийную ситуацию, возникшую на подводной лодке. Вечная им за это память.
7 апреля 1989 года произошла страшная авария, приведшая к гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Корабль погиб в Норвежском море при возвращении с третьей боевой службы. К гибели «Комсомольца» привел пожар в двух отсеках, в результате которого разрушились системы цистерн главного балласта и началось затопление К-278 забортной водой. Во время третьего похода на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж. В его состав входили 69 человек. Катастрофа привела к гибели 42 членов экипажа, 27 членов экипажа были спасены. Погиб и командир корабля капитан 1 ранга Евгений Алексеевич Ванин (1947-1989). 12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР наградил всех членов экипажа подводной лодки «Комсомолец» орденом Красного знамени. Дата катастрофы на «Комсомольце»7 апреля и отмечается в качестве Дня памяти погибших подводников.
Постсоветская Россия столкнулась с двумя катастрофами на атомных подводных лодках. 12 августа 2000 года произошел взрыв на атомной подводной лодке К-141 «Курск», приведший к гибели 118 человек. Спустя три года после трагедии на «Курске» произошла катастрофа на атомной подводной лодке К-159. Эта подводная лодка готовилась к утилизации. Спущенная на воду еще в 1963 году, К-159 служила Советскому Союзу четверть века, а с 1989 года по 2003 год находилась в пункте временного хранения на плаву. 30 августа 2003 года она буксировалась на утилизацию. На борту лодки находились десять человек. Девять членов экипажа погибли, одному члену экипажа – старшему лейтенанту Максиму Цыбульскому - удалось спастись. К-159 затонула вблизи острова Кильдин на глубине 170 метров.
Несмотря на все опасности, подстерегающие моряка-подводника, на риск возможных проблем со здоровьем впоследствии, на тяготы службы, подводный флот продолжает привлекать многих молодых людей, желающих связать свою жизнь с защитой Отечества. И достойным примером для них являются настоящие герои подводного флота – моряки, отдавшие свои жизни за спасение товарищей, за безопасность нашей страны. Вечная память погибшим подводникам!