Пентагон планирует оснастить новые универсальные десантные корабли типа «Америка» большим количеством истребителей F-35B, превратив их в «легкие авианосцы».
Как отмечается в документе Корпуса морской пехоты (КМП), который цитирует американский журнал The National Interest, десантный корабль никогда не заменит авианосец, но они могут дополнять друг друга.
Как правило, авиапарк универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Уосп» состоит из шести-восьми штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B «Харриер», до 10 конвертопланов MV-22 и четырех вертолетов CH-53E. Однако морпехи предлагают сократить на новых кораблях типа «Америка» (пока только один введен в состав флота) количество конвертопланов до четырех и вообще убрать вертолеты (по их мнению, они решают сопоставимые задачи), за счет чего освободится ангар и палуба для базирования от 16 до 22 истребителей F-35B.
Во время вторжения в Ирак в 2003 году корабли USS Bataan и USS Bonhomme Richard уже несли на борту 26 и 22 самолета AV-8B, хотя из-за ограниченного размера ангара и палубного пространства применение авиации сопровождалось неудобствами. Как отмечает The National Interest, УДК типа «Америка» разрабатывались с большими ангарами, чтобы корабли могли принять больше боеприпасов и авиационного топлива.
Сообщается, что к 2025 году КМП США должен получить на вооружение 185 самолетов F-35B и этого количества должно хватить для оснащения новых десантных кораблей. Всего в рамках проекта УДК типа «Америка» запланировано 11 кораблей, которые имеют водоизмещение 45 700 тонн (больше, чем водоизмещение авианосца «Шарль де Голль» ВМС Франции).
Бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев замечает, что в настоящее время в Соединенных Штатах продолжается активное обсуждение долгосрочной программы по строительству новой архитектуры ВМС до 2030 года.
— При подготовке к любым серьезным решениям Пентагон обязан подготовить предложения сразу по трем линиям. Скажем, одно исследование по обоснованию тех или иных перспектив развития ВМС готовит само военное ведомство, второе (на бюджетные деньги) — сторонняя организация, третье — абсолютно независимая структура. В настоящее время все предложения и исследования представлены в Конгресс, где тамошние эксперты готовят свои аналитические материалы, и что-то из этого, видимо, попадает в прессу.
Пока каких-то конкретных выводов американцы не сделали, идет их выработка, тем не менее, общий замысел просматривается — США нацелены на усиление потенциала для проецирования сил в регионах. В первую очередь — в западной части Тихого океана для противодействия КНДР и сдерживания Китая. Плюс ко всему американцы из-за активности России в Сирии наметили возвращение к относительно регулярному присутствию в Средиземном море: как известно, после окончания холодной войны США присутствовали там в транзитном варианте, то есть по пути из Индийского океана в Атлантический.
«СП»: — Трамп не раз высказывался, что стоимость программы F-35 вышла из-под контроля.
— Да, по поводу F-35 и оснащения ими в таких количествах УДК есть определенные сомнения, поскольку пока в Штатах больше предложений, которые сводятся к тому, что нужно экономно расходовать средства и использовать проверенные носители. Впрочем, американцы могут склониться и к другому варианту.
«СП»: — Россия должна реагировать на такое увеличение возможностей ВМС США?
— Перед нами не стоит задача проецировать силу в глобальном масштабе. Для России главное — обеспечить безопасность в своих прибрежных зонах. Поэтому в первую очередь мы должны ориентироваться на свои возможности, тем не менее, при необходимости мы должны нейтрализовать потенциал США в регионе.
Бывший командующий 5-й эскадрой, бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов приводит пример из истории флота — периода Второй мировой войны, когда американский, британский и японские флоты использовали так называемые конвойные авианосцы — переоборудованные торговые суда со взлетными палубами, ангарами и зенитными орудиями.
— Большие американские авианосцы предназначались для морских сражений, а конвойные авианосцы — для сопровождения своих торговых судов, а также наших северных конвоев, которые шли в Советский Союз. Так что идея о перестройке крупных сухогрузов в носитель самолетов не нова. Кроме того, эта идея периодически появляется в западной печати применительно к переоборудованию торговых судов и приданию им авиакрыла из «Харриеров» или тех же F-35B.
Конечно, оснащения каждого УДК 20 ударными истребителя меняет баланс сил, потому что речь идет об определенной боевой силе, способной атаковать как морские, так и береговые цели. Американцы имеют право строить свои Военно-морские силы как угодно и оптимизировать свое оружие войны под те или иные задачи. Мы же должны думать, как противостоять усиленным боевым возможностям американского флота. Понятно, что адекватно — строительством собственных авианосцев — мы ответить не можем, однако средства поражения кораблей для всех одни и те же — ракеты и торпеды. Поэтому в случае концептуального изменения применения УДК и оснащения кораблей ударной авиацией мы можем противопоставить им только подводные лодки и береговые ракетные комплексы. Китайцы, как известно, проанонсировали и в 2013 году даже провели испытания по поражению ракетой DF-21D модели взлётной палубы авианосца, построенной в пустыне Гоби.
— В свое время американцы скептически высказывались относительно советских тяжёлых авианесущих крейсеров «Киев», «Минск», поскольку считали, что авианосец должен нести только ударную авиацию и решать задачи ПВО, — отмечает военный историк Александр Широкорад. — Однако, судя по всему, они отходят от этого в сторону универсальности. Если будет воплощена идея с УДК, то, по сути, корабль получит возможность высаживать десант и проводить ограниченные воздушные операции.
В последний раз полноценный морской десант американцы высаживали во время Корейской войны в сентябре 1950 года, замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
— За эти годы Корпус морской пехоты превратился во вторые Сухопутные войска, и в этом смысле довольно логична мысль: если большие десантные корабли продолжают строиться, несмотря на то, что за весь свой жизненный срок не выполняют свои прямые функции, то не проще бы их сделать дополнительными авианосцами, которые могут обеспечить авиаприкрытие морской пехоты и выполнить самостоятельные воздушные операции. Собственно, в таком случае между конвойным авианосцем и традиционным авианесущим кораблем разница только в одном — авиакрыло обычного авианосца по численности больше.
«СП»: — То есть, такой шаг не приведет к структурном изменениям в ВМС США?
— Конечно, нет. В принципе США ничего не мешает и сейчас изменить состав авиагруппы в пользу самолетов. Проблема в том, что собственно F-35 пока нет в стольких количествах, как и большинства УДК типа «Америка» (пока только один корабль USS America (LHA 6) в составе флота, второй — USS Tripoli (LHA 7) должен быть спущен на воду летом 2017 года). Поэтому, несмотря на сильное отставание по графику по программе истребителя пятого поколения, у США есть возможность будущие корабли оснащать этими самолетами.
Кроме того, не исключено, что может быть заказано дополнительное количество F-18 для традиционных авианосцев, а как раз на эти корабли пойдут новые истребители, когда они появятся в необходимых количествах. Собственно поэтому, это не является каким-то фактором, который может быстро изменить баланс сил. Ведь никаких конструктивных изменений в корабли не вносится, а всем и так прекрасно известно, что УДК этого типа строятся, что они должны получить F-35 и что состав авиагруппы и ее боевые возможности могут варьироваться.