Россия ответит на размещение на территории Норвегии элементов системы противоракетной обороны НАТО (ЕвроПРО). Об этом 30 апреля в интервью газете Dagbladet заявил посол России в Норвегии Теймураз Рамишвили.
Как отметил дипломат, с российской стороны последует ответ, причем не только Норвегии, но всему Североатлантическому альянсу. Он добавил, что руководство скандинавского королевства отказывается обсуждать с Россией беспокоящий Москву вопрос о будущей роли Норвегии в ЕвроПРО.
— У России и Норвегии могут быть разные точки зрения на вопрос о ракетном щите НАТО, и это совершенно нормально. Однако добрые соседи должны вести диалог и находить решения, которые устраивают обе стороны. Россия не стремится к милитаризации Арктики, — цитирует слова Рамишвили СМИ.
Он призвал норвежские власти задуматься о последствиях новой политики безопасности до того, как решение о норвежском вкладе в ЕвроПРО будет принято. Дипломат отметил, что у Москвы и Осло до 2013 года были тесные отношения, и странам всегда удавалось решать возникавшие проблемы. «Посмотрите, что происходит теперь. С 2014 по 2016 год норвежско-российский товарооборот сократился на 70 процентов, а так быть не должно», — заявил посол.
Напомним, что в июне 2015 года глава правительства Норвегии Эрна Сульберг на встрече в Осло с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом заявила, что страна считает целесообразным внести свой вклад в создание системы ЕвроПРО. Тогда Столтенберг, который с 2005 по 2013 годы сам возглавлял норвежское правительство, заметил, что существует много способов усилить систему. К примеру, правительство под его руководством обсуждало возможность размещения на пяти фрегатах ВМС Норвегии, оснащенных «усеченной» американской системой «Иджис», более совершенных перехватчиков. Однако тогда дискуссия зашла в тупик, и к вопросу было решено вернуться после 2016 года. По мнению экспертов, модернизация каждого из фрегатов, необходимая для размещения на них пусковых систем для ракет-перехватчиков, обошлась бы в 300−500 млн. долларов.
А в январе 2017-го старший советник в министерстве обороны Норвегии Марита Хундерсхаген заявила, что до конца года правительству королевства будут подготовлены и представлены рекомендации Норвежского института оборонных исследований и Агентства по противоракетной обороне США, касающиеся возможного вклада Норвегии в развертывание системы ЕвроПРО.
Заметим, что это только на первый взгляд кажется, что Норвегия с союзниками по НАТО занимается «косметическими» мерами по укреплению обороноспособности. В реальности в Осло уже давно предпринимают действия по снижению ядерного потенциала России.
Дело в том, что траектории полета российских МБР от старта, например, из Калужской, Тверской, Ивановской, Саратовской и Свердловской областей, до объектов поражения на территории США проходят над Европой, и в частности, над Норвегией. При атаке соединений РВСН данные со спутников системы предупреждения о ракетном нападении США сразу же будут переданы на РЛС в Норвегии, далее — в течение нескольких минут — подключат радары в Великобритании, Гренландии.
По мнению военных специалистов, сегодня возможности наземных и морских систем ПРО по перехвату массированного пуска российских ракет, оснащенных средствами преодоления ПРО, носят ограниченный характер. Однако с учетом совершенствования перехватчиков и наращивания количества кораблей с элементами противоракетной обороны ситуация может измениться.
Сейчас боевые корабли НАТО, оснащенные системой управления ракетным оружием «Иджис» с ракетами-перехватчиками SM-3, входят не только в Северное, но и Норвежское море, что создает потенциальную угрозу перехвата на разгонном участке баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Если пять норвежских фрегатов типа «Фритьоф Нансен», оснащенных американской системой «Иджис», будут модернизированы под задачи ПРО, то они получат более совершенные РЛС, а главное — на замену зенитным управляемым ракетам RIM-161 с ограниченной дальностью придут более совершенные SM-3. В таком случае корабли Королевских ВМС Норвегии смогут на постоянной основе нести дежурство в наиболее удобных для перехвата БРПЛ районах.
При этом одним из элементов ПРО является и знаменитое разведывательное норвежское судно «Марьята», которое российские моряки в шутку называют «Машкой» и негласно включают его в состав Северного флота, поскольку его деятельность постоянно осуществляется в районе, находящемся не так далеко от границы наших территориальных вод.
Несмотря на все это, США и их союзники по НАТО продолжают объяснять, что усилия по строительству системы противоракетной обороны направлены против потенциальной угрозы со стороны Ирана. Якобы при Джордже Буше элементы ПРО в Европе (в Польше и Чехии) планировалось разместить для непосредственной защиты территории США, но затем при Обаме упор в выстраивании противоракетного щита был сделан на защите Европы, поскольку было подтверждено, что иранские ракеты все-таки не смогут достичь Америки. В итоге считается, что ЕвроПРО формально находится под контролем сил НАТО и соединяет в систему все то, что есть или могут предложить члены альянса для защиты от потенциального агрессора. Но на самом деле система обслуживает интересы США.
— В Норвегии частью ЕвроПРО станет расположенный на острове Вардё радар «Глобус-2», который вроде как отслеживает космический мусор на околоземных орбитах и который уже не раз становился объектом дипломатических споров, поскольку российская сторона небезосновательно считает, что он уже долгое время используется в интересах ПРО США, — отмечает член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков. — То ли РЛС будет модернизирована, то ли там дополнительно будет размещен новый радар, но в любом случае для России это представляет угрозу на северном театре военных действий.
«СП»: — Под угрозой понимается контроль воздушного пространства части российской территории и отслеживание, в том числе и учебных пусков ракет?
— Новая система «Глобус-3», по некоторым данным, — это проект Космического командования ВВС США и разведки Норвегии, который должен быть закончен к 2020 году. По всей видимости, он будет использоваться для контроля российского воздушного пространства, в том числе для сбора разведывательной информации об испытаниях межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок.
Понятно, что такие мероприятия — дело дорогостоящее. И хотя в самой Норвегии обосновывают необходимость размещения элементов ПРО не только иранской, но и «российской угрозой», очевидно, что для защиты страны эти меры бесполезны. Однако правительство Норвегии таким шагом последовательно втягивает страну в военные приготовления НАТО на севере Европы, а заодно способствует и втягиванию в Североатлантический альянс «нейтральных» Швеции и Финляндии.
Бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев уверен, что размещение элементов ПРО в Норвегии и другие действия по укреплению ракетного щита носят откровенно недружественный характер со стороны НАТО.
— Размещение в Румынии и Польше наземных элементов ПРО «Иджис Эшор», пусковые установки которых, как считает российская сторона, могут применять не только перехватчики, но и ударные ракеты, модернизация радара в Норвегии и т. д., — все это в обозримой перспективе может повысить боевые возможности противоракетной системы США при отражении массированного удара.
Несмотря на это, а также на заключение иранской ядерной сделки, на Западе периодически продолжают обосновывать строительство противоракетной обороны угрозой со стороны Тегерана. В свое время мы говорили американцам: если вы ориентируетесь на Тегеран, то давайте сотрудничать или разделим ответственность, если нет, то, видимо, ваши усилия направлены не на иранские ракеты…
«СП»: — Какие ответные шаги может предпринять Россия?
— Адекватные меры по военному планированию однозначно будут предприняты. Норвежская сторона должна четко понимать: при возникновении военной конфронтации даже с применением обычных вооружений в первую очередь будут уничтожаться те объекты инфраструктуры, которые могут повлиять на возможность ядерного потенциала РВСН. Причем как ядерным, так и безъядерным ударом. Средствами, которые норвежские ПВО-ПРО не перехватят. В этом нет ничего удивительного, потому что военные обязаны заранее планировать конфликты даже с нулевой вероятностью, а тем более реагировать и отвечать.
Норвегия, размещая у себя модернизированную систему в рамках строительства ЕвроПРО, которая и в старом варианте также работала в интересах глобальной ПРО Вооруженных сил США, при возникновении конфликта рискует нарваться как минимум на удар высокоточными ракетами, самонаводящимся на источник излучения, говорит военный эксперт Александр Широкорад.
— Российские дипломаты уже не в первый раз предупреждают Осло. Уже давно было понятно, что РЛС, которая вообще-то находится в 60 км от российско-норвежской границы и в менее 150 км от базы российских подлодок, будет модернизироваться. В 2014 году Норвегия решила присоединиться к коллективному натовскому Форуму противоракетной обороны морского театра (MTMDF), страны которого могут либо сами с помощью элементов ПРО морского базирования перехватывать ракеты, либо выдавать целеуказание другим средствам.
Скорее всего, это повлечет за собой еще и модернизацию фрегатов под задачи ПРО, на что придется реагировать Минобороны России. И хотя ответные меры провоцирует отнюдь не Москва, в итоге все это только повысит градус напряженности и осложнит дальнейший диалог России и НАТО.