У украинского кризиса есть несколько сторон. Конечно, он породил много проблем и привнес драму во взаимоотношения россиян и украинцев. Для многих это стало личной трагедией. Но с другой стороны, Россия обязана ему своим преображением. Возможно, это огорчило глобалистов, но РФ стала больше пользоваться своим суверенитетом. Благодаря этому, народ стал чуточку беднее, зато вновь начал гордиться своей страной, и небезосновательно. Есть реальные достижения, но обычные люди не по ним судят. Людей больше заботит, например, то, что говорят о России за рубежом. А в последние годы говорят много и охотно.
До войны в Южной Осетии об РФ вспоминали не чаще, чем, например, о Камбодже. Отражение атаки грузинских войск вызвала шумиху в западной прессе, однако спустя небольшой промежуток времени ситуация вернулась на круги своя, и до Евромайдана Россия вновь стала никому не интересна. Сейчас же одной из топовых тем огромного числа мировых СМИ является наша страна. О России говорят всюду, не всегда хорошо, но часто с восхищением, или даже некоторой завистью.
Австралийские прогнозы
Австралия не стоит в стороне от общемировых тенденций, несмотря на то, что от России ее отделяют и тысячи километров, и множество стран, и воды океанов. Здесь тоже говорят о том, как живется россиянам, когда мир на них ополчился, рассуждают о политике Путина и его связях с Китаем, часто вспоминают Крым, ну и как же без разговоров о ядерном оружии и непробиваемых танках. В основном, австралийские СМИ мало чем отличаются от своих европейских и американских собратьев. Чаще всего журналисты предпочитают принимать участие в демонизации образа Российской Федерации. Например, к этому делу приложил руку даже Пол Дибб — человек, который долгое время руководил австралийской разведкой и когда-то разработал план оборонной стратегии Австралии.
В настоящее время, его часто осуждают, тем не менее, его мнение вполне можно назвать авторитетным. Дибб призывает руководство Австралии разработать четкий план на случай войны с РФ. Он говорит, что высок риск столкновения российских и американских войск. Произойдет это, скорее всего, в Европе, то есть очень далеко от Австралии. Но при этом нельзя забывать, что США — союзник Канберры, следовательно, придется вмешаться. Это вмешательство может быть разным — можно направить солдат, а можно помочь иным способом. В общем, Дибб оставляет окончательное решение за австралийскими парламентариями и членами правительства.
Однако в Океании существуют и другие мнения. Новая Зеландия традиционно очень близка с Австралией, и все события, происходящие на материке, очень волнуют островитян. Так, новозеландский журналист и эксперт в области международной политики Ракеш Кришнан Симха регулярно выступает в различных СМИ с критикой демонизации России. В его статьях встречаются различные аргументы — от воззвания к здравому смыслу, до описания апокалиптических картин. Например, он часто напоминает об истории российско-австралийских отношений тем людям, что враждебно настроены по отношению к современной политике Кремля. За весь период взаимодействия не было ни одного случая, когда бы Австралии угрожала опасность со стороны России. Даже во время Холодной войны военное присутствие Советского Союза в регионе было минимальным. Москву попросту никогда не интересовала Австралия. С другой стороны, новозеландский журналист обращает внимание на саму немыслимость войны с Россией. Во-первых, по его мнению, российская техника в разы превосходит НАТОвскую. Во-вторых, самая большая страна мира обладает огромным арсеналом ядерного оружия, которого достаточно для уничтожения всех потенциальных врагов.
России не справиться с НАТО
Как видно, существуют разные точки зрения. Какая из них преобладает, мы решили узнать у военного эксперта, профессора Джона Блакслэнда, преподающего в Австралийском национальном университете.
«СП»: — Как в Австралии относятся к России?
— К России относятся хорошо. Это большая страна, русское искусство известно во всем мире. У нас хорошая школа русистики, основанная на базе Университета западной Австралии. Много людей учат русский язык, историю России. Становится больше специалистов, исследующих Россию. Мы соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону, мы должны знать друг друга. Поэтому меня не удивляет рост интереса к России.
«СП»: — А что насчет политики России?
— Сейчас у России конфликт с Европой. То, что произошло с Украиной — это плохо. Надо помочь стране разобраться со своим будущим. Кажется, Евросоюз пытается решить этот вопрос вместе с Россией. Австралия не очень вовлечена. Сейчас мы озабочены корейской проблемой. Мы отлично понимаем, что Россия может помочь в ситуации с Северной Кореей. В этом направлении сейчас необходимо действовать.
«СП»: — Отношения России и США очень напряженные. Австралия является близким союзником США. Как это отражается на российско-австралийских отношениях?
— Надо это разделять. Соединенные Штаты ведут свою политику, а Австралия — свою. Мы имеем одинаковые точки зрения на некоторые вопросы. Например, мы не хотим, чтобы Северная Корея начала войну. И мы хотим, чтобы Исламское государство * исчезло. И в этом с нами согласны США и Россия. Общего много, но есть и разногласия.
«СП»: — Какие, например?
— Разногласия по поводу Башара Асада, по поводу химической атаки. Есть и другие.
«СП»: — В СМИ часто говорят о войне между Россией и США. Как вы на это смотрите?
— Это самое ужасное, что может произойти. Этого нельзя допустить никогда. Война — это очень плохо. Мы все это знаем по своему опыту. Австралия сильно пострадала во Второй мировой. Россия тоже. Война никому не нужна.
«СП»: — Но все же каков ваш прогноз?
— Когда есть ядерное оружие, не может быть никаких прогнозов. Мы не можем представить, что начнется.
«СП»: — Если забыть о ядерном оружии.
— О ядерном оружии нельзя забыть. Но если представить, то нас ждет более тяжелый конфликт, чем Вторая мировая война. Россия не будет победителем. У России серьезное оружие, но с НАТО ей не справиться. Она проигрывает чисто количественно.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.