Журнал The National Interest опубликовал статью, в которой с первых же строк расставлены все точки над i — Россия главный враг США, а посему американские ВВС усиленно тренируются, отрабатывая технику грядущих воздушных сражений. «ВВС США сталкиваются с проблемами в приобретении самолетов вероятного противника для обучения своих экипажей действиям против вражеской авиации, и здесь им на помощь приходят частные подрядчики». Именно так — «вражеская авиация».
По части закупок нашей авиационной техники Пентагон уже добился определенных успехов. И в этом ему помогают частные фирмы, полулегально приобретающие МиГи и Су в бывших советских республиках, а также в странах бывшего Варшавского договора. Понятное дело, что в лидерах среди поставщиков находится Украина, готовая продать абсолютно всё, на что найдутся покупатели.
Вот что сообщает на своем сайте один из таких «дистрибьюторов» — компания Air USA: «Самолеты МиГ-29 Air USA импортировала напрямую из одной бывшей советской республики. Все самолеты оснащены оригинальными деталями и оборудованием советского производства. МиГ-29 компании Air USA способны выполнять задачи по ведению воздушного боя, обеспечивая отличные возможности для обучения и летных испытаний».
Действительно, улов отличный — это учебно-боевой самолет, принятый на вооружение во второй половине 80-х годов, не потерявший актуальности и по нынешний день. В нем совмещена аппаратура, обеспечивающая формирование у курсантов летных навыков, с комплексом вооружения. То есть истребитель способен выполнять и весь комплекс боевых задач.
Продают и покупают все, вплоть до явно устаревших машин. Так, Draken International предлагает МиГ-21, истребитель третьего поколения, давно снятый с вооружения в России, но до сих пор эксплуатирующийся в странах третьего мира.
Самый ценный поставщик Пентагона — Украина. Она продала компании Pride Aircraft два истребителя четвертого поколения Су-27, которые в значительном количестве эксплуатируются в ВВС России. Одна из этих машин была замечена во время ведения учебного воздушного боя с F-16 в Неваде над авиабазой Неллис.
И тут The National Interest обильно цитирует высказывания американского пилота, участвовавшего в облете истребителя, предварявшего закупки. Пилот весьма красноречиво, словно музыкальный критик, восторгающийся каким-либо впервые услышанным шедевром, описывает уникальные возможности Су-27. Однако поражает не его способность красочно передавать свои чувства, а время действия. Закупки были совершены еще тогда, когда Пентагон не считал Россию врагом номер один. То есть Штаты уже тогда готовились дать России «последний и решительный бой».
Но тогда это не афишировалось, все делалось тихой сапой. Сейчас все делается абсолютно открыто, даже с определенной рекламной шумихой.
Совсем недавно американские пилоты добрались до многоцелевого истребителя поколения 4+ Су-30. Точнее до его малазийской модификации — Су-30МКМ. В Малазийские ВВС было поставлено авиапредприятием «Иркут» 18 таких в высшей степени современных машин, обладающих прекрасными боевыми возможностями. Однако американцы их не перекупили. Малайзия достаточно вероломно по отношению к России периодически проводит совместные с ВВС США учения на своей авиабазе Гонг Кедак. Именно здесь американские пилоты осваивают Су-30МКМ и разрабатывают методику борьбы с ними самолетов F-15C и F/A-18E Super Hornet.
По утверждению бригадного генерала Мэтта Моллоу, командира 18-го авиакрыла ВВС США, Су-30МКМ имеет существенное превосходство в маневренности. Однако, считает он, можно компенсировать это превосходство определенного рода тактическими приемами.
Вполне понятно, что пристальный интерес к российской военной технике существовал в период холодной войны. А практическое изучение возможностей советской военной авиации началось после проигрыша США во Вьетнамской войне, которому в значительной степени способствовали наши истребители. Именно поэтому была выполнена исследовательская работа «Красный барон», в результате которой были выработаны методы подготовки американских пилотов с целью противостояния советской истребительной авиации.
В результате в 1975 году была сформирована 64-я учебно-тренировочная эскадрилья, приписанная к Центру боевого применения оружия тактических истребителей авиабазы Неллис, штат Невада. Эскадрилья получила официальное наименование «Агрессор». В скором времени создали еще несколько аналогичных эскадрилий, базирующихся в Океании, Японии, на Британских островах и в Западной Европе.
Это была настоящая фабрика по подготовке пилотов, которым предстояло сражаться с истребительной авиацией ВВС СССР. Разумеется, советских самолетов, да еще в столь большом количестве у американцев не было. Поэтому использовались американские, раскрашенные под советские со звездами на крыльях, которые в учебном воздушном бою применяли те же самые приемы, что и истребители, которые они имитировали. Так, например, F-5E и F-5F выступали в роли МиГ-21. При этом имитировалось и наше ракетное оружие. Впоследствии на борт стала устанавливаться аппаратура, в определенной мере воссоздающая возможности советских станций радиоэлектронной борьбы. С появлением на вооружении Советского Союза новых истребителей их «роль» исполняли уже другие американские самолеты.
Великая радость для «Агрессоров» наступила, когда после падения Берлинской стены в ВВС Германии из ГДР пришли 24 МиГ-29. Для поддержания их технического состояния даже было создано ремонтно-эксплуатационное предприятие. Именно их использовали и для тренировок, и во время крупных маневров. Результаты для американцев оказались довольно грустными — во время военно-воздушных маневров стран НАТО 1998 года МиГи выиграли практически все бои у F-4, F-16 и у французских «Миражей».
Правда, это «избиение младенцев» происходило уже после того, как деятельность «Агрессоров» была свернута в связи с «окончательной и бесповоротной» победой в холодной войне.
В Советском Союзе также существовали аналогичные летные подразделения, в которых изучались американские истребители и манера ведения боя американскими пилотами. Но они прекратили свое существование еще раньше, чем «Агрессоры» заморозили свою деятельность.
Однако в 2003 году «Агрессоры» опять начали подготовку «антироссийских» пилотов. И для этого имитируется уже самая передовая наша техника. И даже перспективная. В интернете уже были замечены американские истребители, имеющие такую же раскраску, как Су-35 и Т-50 (ПАК ФА). Авиационные специалисты, изучая возможности Су-35, продемонстрированные в Сирии, разрабатывают рекомендации для американских пилотов относительно «манеры поведения» при встрече с нашим самолетом. Инструкторы обучают этим приемам пилотов. Предполагается, что в качестве имитаторов в скором времени будут выступать F-35. Фабрика работает с прежней производительностью.
Кстати, воссоздание раскраски самолета противника (или врага, по утверждению The National Interest), по мнению психологов, формирует ненависть «к красным звездам на киле».