На санкт-петербургском судостроительном заводе «Северная верфь» состоялся вывод из эллинга на открытый стапель строящегося для ВМФ России среднего разведывательного корабля «Иван Хурс». Это второй корабль проекта 18280, головной — «Юрий Иванов» — был передан Северному флоту в июле 2015 года.
При строительстве второго корабля возникло существенное ускорение. «Юрий Иванов» был заложен на «Северной верфи» в 2004 году, спущен на воду в сентябре 2013 года."Ивана Хурса" заложили на том же заводе в ноябре 2013 года. Спуск корабля на воду ожидается 16 мая 2017 года, в канун дня Балтийского флота. «Иван Хурс» должен быть передан ВМФ до конца этого года.
Средние разведывательные корабли проекта 18280 были разработаны в санкт-петербургском ЦКБ «Айсберг». По сложившейся традиции они были названы не кораблями-разведчиками, а судами связи. Соответственно, засекречен состав размещаемой на них разведывательной аппаратуры и ее тактико-технические характеристики.
Однако с полной определенностью можно говорить о задачах, возложенных на корабли «Юрий Иванов» и «Иван Хурс». Среди них:
— радиоперехват эфирных радиосообщений на всех частотах;
— радиотехническая разведка, позволяющая определять тип, принадлежность и характеристики источников радиоизлучения;
— идентификация и систематизация источников электромагнитного излучения;
— замеры физических полей;
— составление акустических и электромагнитных профилей различных кораблей и субмарин, чтобы можно было впоследствии идентифицировать их российским боевым кораблям и подводным лодкам;
— контроль морских коммуникаций;
— наблюдение за действиями вероятного противника во время маневров и учебных мероприятий;
— слежение за компонентами американской системы ПРО морского базирования.
Все эти разведывательные действия крайне полезны не только в плане перехвата секретной информации, но и для совершенствования военной техники. В первую очередь это относится к построению комплексов радиоэлектронной борьбы нового поколения. Потому что современные средства РЭБ не «тупо» глушат работу электроники противника, для чего требуются высокие энергетические затраты, а дезориентирует ее при помощи внедрения в цифровые каналы информационных сообщений, которые ослепляют радары, блокируют каналы передачи данных, уводят от цели высокоточное оружие.
Получение акустических и электромагнитных «портретов» кораблей и субмарин также бесценно. Поскольку по этим параметрам отличаются друг от друга не только корабли одного проекта, но и один и тот же корабль до модернизации или ремонта и после.
В открытых источниках, описывающих возможности кораблей проекта 18280, перечисляются общекорабельные системы и их наименования — навигационная, противопожарная, телевещательная. Но все основные функции, ради которых и создаются разведывательные корабли, реализует загадочный «комплекс радиотехнической разведки». При этом даже не упоминается аппаратура акустической разведки. Вот это и есть главное вооружение корабля «Иван Хурс».
Что же касается самого носителя спецаппаратуры, то корабль имеет полное водоизмещение 4000 тонн. Его длина — 96 метров, ширина — 16 метров, осадка — 4 метра. Максимальная скорость — 20 узлов. На скорости в 16 узлов «Иван Хурс» способен пройти 8000 миль. Экипаж — 120 человек.
Имеется и некоторый набор стрелкового вооружения — две тумбовые крупнокалиберные пулеметные установки калибра 14,5 мм. Есть также некоторое количество ПЗРК «Игла» для отражения воздушных атак.
Все оборудование, включая два 2500-сильных дизеля Коломенского завода, — российского производства. Такие требования создателям кораблей проекта 18280 были выдвинуты задолго до того, как против России была развязана санкционная война. В определенной степени это стало одной из причин затягивания строительства флагманского корабля проекта — «Юрия Иванова».
Предполагалось, что помимо «Юрия Иванова» будут построены еще три корабля. Второй на подходе. Судьба еще двух покрыта мраком. Они не только еще не заложены, но и нет никаких сведений относительно контракта с «Северной верфью» на их строительство.
Необходимо особо отметить, что названия двум новейшим разведывательным кораблям было дано в полном соответствии с тем, какую роль на флоте играли вице-адмиралы Юрий Васильевич Иванов (1920 — 1990) и Иван Кузьмич Хурс (1922 — 2002). И Иванов, и Хурс в разные годы занимали должность заместителя начальника Главного штаба ВМФ по разведке.
«Юрий Иванов» и «Иван Хурс», как утверждают на флоте — это принципиально новые разведывательные корабли, которые имеют по сравнению с разведчиками предыдущих поколений несравненно большие возможности за счет использования новейшей электронной аппаратуры, а также благодаря резкому повышению автоматизации всех процессов управления корабельными системами и проведения разведывательных мероприятий. До кораблей проекта 1820 самыми «свежими» были два больших разведывательных корабля проекта 1826 «Рубидий». Их полное водоизмещение 4600 тонн, а дальность плавания достигает 10000 миль. (Как видим, «Иван Хурс» «по массе» уступает им совсем немного). Первый из них вступил в строй в 1984 году, второй — в 1987 году.
Сравнительно «молоды» также 7 кораблей проекта 864 «Меридиан», которые Невское проектно-конструкторское бюро начало разрабатывать в начале восьмидесятых годов. Вся «великолепная семерка» в предельно сжатые сроки — с 1985 по 1988 год — была построена в Польше на Северной верфи Гданьска. Из соображений секретности они позиционировались как океанографические суда. В настоящее время все корабли данного проекта эксплуатируются.
Их полное водоизмещение — 3400 тонн. Длина — 95 м, ширина — 14,6 м. Дальность плавания -7900 миль, автономность — 45 суток. Экипаж — 220 человек. Скорость хода — 16,5 узла.
Около двух месяцев назад последний корабль проекта — «Виктор Леонов» — угодил в мировые новостные ленты, оказавшись в 23 милях от базы подводных лодок ВМС США. Перемещение российского разведывательного корабля американцы начали отслеживать задолго до этого. Вначале последовало сообщение о том, что «Виктор Леонов» прибыл в порт Гаваны, где после долгого похода пополнял запасы воды, провианта и топлива. Затем двинулся по направлению к американской стратегической базе.
При этом береговая охрана США решила пошутить, чтобы снизить нервозность: мол, на корабле такое обветшавшее оборудование, что русские моряки могут разве что слушать коммерческие радиостанции FM-диапазона.
Правда, ранее Пентагон заявлял, что «Виктор Леонов» оснащен высокотехнологичным шпионским оборудованием, предназначенным для перехвата секретной информации. И его приближение к американской базе — недружественный шаг, направленный на подрыв национальной безопасности США. Так что можно с полным основанием предположить, что во время последнего похода «Виктор Леонов» собрал немало полезной информации, которая будет способствовать повышению боеготовности ВМФ России.
Ну, а самый крупный разведывательный российский корабль — «Маршал Крылов» проекта 1914 «Зодиак», построенный в 1977 году. Он имеет водоизмещение 24,3 тыс. тонн. Длина — 211 м, ширина — 28 м, высота — 60 м. Дальность хода — 20 тыс. миль. При этом корабль способен развивать скорость в 23 узла. В 2015 году на «Маршале Крылове» начата глубокая модернизация.
До 27 апреля разведывательный флот России насчитывал 13 кораблей различного водоизмещения и назначения. Теперь их 12 — в конце апреля при столкновении в Черном море с судном республики Того затонул корабль «Лиман» проекта 861, построенный в 1970 году в Польше. Это была крупная серия их 30 кораблей, имеющих водоизмещение 1500 тонн.
Надо сказать, что новейшие корабли «Юрий Иванов» и «Иван Хурс» существенно усилят разведывательные возможности ВМФ. И прежде всего за счет использования аппаратуры, которой на кораблях предыдущих поколений нет и быть не могло, поскольку появилась новая элементная база, возросли мощности компьютеров, обрабатывающих получаемую информацию. Однако если судить по списочному составу, то о возрождении былой мощи разведывательного флота говорить преждевременно.
Потому что к концу 80-х годов в составе ВМФ СССР было более 80 различных кораблей-разведчиков (включая гражданские суда с установленной на них спецаппаратурой). Они вели постоянное наблюдение за базами атомных ракетных подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), Чарлстон (штат Южная Каролина) и Кингсбей (Джорджия), ракетным полигоном Кейп-Канаверал (Флорида), действовали на основных международных морских коммуникациях, в том числе в Гибралтарском, Сицилийском и Ормузском проливах, контролировали учения ВМС США и НАТО в различных океанских и морских районах.