Пресс-служба холдинга «Росэлектроника» сообщила, что в России завершаются государственные испытания нового автоматизированного комплекса артиллерийской разведки, разработанного в рамках ОКР «Пенициллин» петербургским НИИ «Вектор».
Точнее, комплексов два — звуковой разведки (1Б75) и звукотепловой разведки (1Б76). Комплексы предназначены для разведки огневых позиций ствольной и реактивной артиллерии, а также зенитных и тактических ракет. «Система принимает и обрабатывает акустические сигналы от выстрелов (разрывов) и выдает информацию о месте разрыва боеприпаса, точности попадания, а также сообщает местоположение орудий. Время получения координат одиночной цели не превышает пяти секунд», — говорится в пресс-релизе «Росэлектроники».
Глубина действия комплексов — 25 километров от линии фронта. Комплексы включают в себя несколько звукоприемников, устанавливаемых на поверхности земли, и оптико-электронный модуль, работающий как в инфракрасном, так и в видимом спектре. Аппаратура размещена на шасси автомобиля КамАЗ-6350. Оптико-электронный модуль, оснащенный шестью телевизионными и шестью тепловизионными камерами, расположен на выдвижной телескопической штанге. Аппаратура комплексов способна работать в любое время суток.
НИИ «Вектор» начал разработку комплексов в 2006 году. Начало испытаний было запланировано на 2013 год. Однако в силу обстоятельств, как объективных, так и субъективных, сроки сместились почти на полтора года. В связи с чем Министерство обороны судилось с НИИ, добиваясь выплаты неустойки в районе 10 млн. рублей. Однако в марте прошлого года апелляционный суд поставил в этом деле точку, сочтя, что истцу вполне хватит выплаченной ответчиком половины от запрашиваемой суммы.
Предварительные испытания, проходившие в начале этого года на полигоне Донгуз в Оренбургской области, продемонстрировали надежность и высокую эффективность комплексов. В телерепортаже, который был показан в марте на канале «Звезда», разработчики утверждали, что аппаратура реагирует даже на хлопок двери. Комплексы имеют высокую точность пеленгации — ошибка не превышает полторы угловые минуты. Время реакции «Пенициллина» — от выстрела орудия противника до получения его координат — не превышает 5 секунд. Так что если стреляла самоходная артиллерийская установка, то ее вполне можно поразить ответным выстрелом, поскольку смена позиции для стрельбы у самоходок занимает больше времени.
Комплексы «Пенициллин» относятся к аппаратуре контрбатарейной борьбы. Этот вид военной техники использует различные методы обнаружения артиллерийских орудий и ракетных пусковых установок — и акустические, и визуальные, и радиолокационные. Но при этом разработчики НИИ «Вектор» сделали значительный шаг вперед. Начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Сергей Баканеев, считает, что комплексы 1Б75 и 1Б76 превосходят существующие образцы по эффективности в два-два с половиной раза. Даже при интенсивном артобстреле «Пенициллин» способен пеленговать более 90% огневых точек противника.
Метод, при помощи которого обнаруживаются и наносятся на электронную карту огневые точки, требует высочайшей вычислительной производительности компьютера. При этом используются сложнейшие алгоритмы. Нечто похожее применяется при сейсмической разведке нефтегазовых месторождений.
Еще одно существенное достоинство комплексов «Пенициллин» — пассивный принцип обнаружение огневых точек. То есть, в отличие от контрбатарейных комплексов на основе РЛС, он не излучает радиоволн, по которым его может запеленговать неприятель и подавить артиллерийским или ракетным огнем, а также при помощи штурмовой авиации. «Пенициллину» не страшны противорадиолокационные ракеты.
У контрбатарейных РЛС история длиннее. Их разработка началась в середине 70-х годов, когда стали появляться компьютеры, имеющие достаточную производительность при небольшом объеме и невысоком потреблении электроэнергии, способные размещаться на гусеничном или колесном шасси.
Их принцип действия отличен от того, который используется в «Пенициллине». Радиолокационная станция отслеживает полеты неприятельских мин, снарядов и ракет. По зафиксированному отрезку траектории при помощи математической обработки данных производится определение всей траектории. Причем вычисляются начальная ее точка и конечная, то есть место расположения орудия или пусковой установки и место падения боеприпаса.
При этом у различных боеприпасов различные траектории. В простейшем случае это парабола, по которой летят артиллерийские мины. У снарядов более сложная траектория. У ракет свои особенности полета. Все это учитывается при вычислениях.
Разные боеприпасы можно обнаруживать на различной дальности, что предопределено различными их размерами. То есть эффективной площадью рассеяния сигнала РЛС. На максимальном для каждого конкретного комплекса удалении можно засечь тяжелые ракеты, поскольку РЛС их лучше «видит». На минимальном — артиллерийские снаряды небольших калибров.
Данный тип комплексов предназначен не только для определения огневых точек противника с целью подавления их ответным огнем, но и для корректировки стрельбы своей артиллерии. Они придаются артиллерийским батареям и дивизионам реактивных систем залпового огня.
Первой контрбатарейной РЛС в Советском Союзе стал комплекс АРК-1 «Рысь», разработанный в тульском НИИ «Стрела» (ныне — НПО «Стрела», входящее в концерн «Алмаз-Антей»). Его серийное производство началось в 1977 году на тульском заводе «Арсенал». РЛС с мощностью излучения 20 кВт располагалась на гусеничном шасси с корпусом, обеспечивавшим противопульную защиту. «Рысь» успела повоевать в Афганистане, став серьезным подспорьем советской артиллерии.
АРК-1 обнаруживал огневые позиции ствольной артиллерии на удалении до 9 км, минометные — 12 км, РСЗО — 16 км. При этом коррекция собственного огня велась на расстоянии до 11 км для ствольной артиллерии, 14 км для минометов и 20 км для РСЗО. Точность определения точки падения боеприпаса составляла несколько десятков метров.
В 1981 году НИИ «Стрела» приступило к созданию более совершенного комплекса, который был назван «Зоопарком». На базе этой разработки было создано семейство контрбатарейный комплексов — «Зоопарк», «Зоопарк-1», «Зоопарк-2» и «Зоопарк-1М». Используя опыт по созданию комплекса «Рысь», улучшив его параметры, разработчики справились с заданием за 3 года. Однако когда опытные образцы готовились к проведению испытаний, Министерство обороны изменило технические требования, внеся в них дополнительные функции. В частности — отслеживание беспилотных летательных аппаратов. В связи с чем сроки окончания проекта передвинулись. Переделанный комплекс пошел на испытания только в 1988 году.
Последняя модификация комплекса, наиболее совершенная, — 1Л261 «Зоопарк-1М» — вышла на испытания в 2013 году и начала поступать в войска совсем недавно. По сути, это новая разработка, в которой использованы трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой и новая элементная база, обеспечивающая более точное нахождение координат огневых точек противника и работающая с большим количеством траекторий в минуту.
Характеристики 1Л261 не разглашаются. Но известно, что комплекс 1Л219М «Зоопарк-1», принятый на вооружение в 2008 году, уступает по возможностям новейшей разработке «Стрелы». Хотя и эта модификация существенно отличается от комплексов контрбатарейной борьбы прошлого века. А также превосходит по возможностям американский комплекс AN/TPQ-36. В марте прошлого года два комплекса «Зоопарк-1» были доставлены в Сирию на базу Хмеймим. Об их участии в боевых действиях сведений не поступало.