Израильское руководство заявляет о намерении игнорировать созданные, в соответствии с договоренностями достигнутыми в Астане, зоны деэскалации в Сирии и беспилотный режим над ними.
О намерении Тель-Авива таким образом противодействовать мирному процессу сообщил телеканал «Аль-Арабия». Согласно информации ресурса, руководство еврейского государства проинформировало Кремль о том, что вне зависимости от того, какие договоренности будут достигнуты, оно оставляет за собой «право» нанесения ударов по территории Сирии, если вдруг возникнет подозрение, что осуществляется передача оружия ливанскому движению сопротивления «Хезболла» или осложнения ситуации в районе Голанских высот. При этом отмечается, что достигнутые в Астане соглашения «никак не касаются Израиля».
При этом, как сообщает «Военное обозрение», Тель-Авив выражает удовлетворение созданием зоны деэскалации в районе сирийско-израильской и сирийско-иорданской границ. В этих местах сосредоточены несколько тысяч боевиков различных террористических группировок, включая и группировки, аффилированные с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ).
Кроме того, Израиль настаивает, чтобы в Сирии, на границе с оккупированными израильскими вооруженными формированиями Голанскими высотами, была создана ещё и буферная зона, углубляющаяся на несколько километров территории и свободная от любых вооружённых групп, включая, что примечательно, и сирийские правительственные силы.
Накануне пресс-служба Кремля сообщила о телефонном разговоре президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху. Отмечалось, что беседа состоялась по инициативе израильской стороны
Официально не сообщалось, обсуждалась ли тема создания зон деэскалации в Сирии во время разговора двух лидеров. Кремлевской пресс-служба лишь уведомила, что Путин и Нетаньяху обсудили «ситуацию в ближневосточном урегулировании и проблематику сирийского кризиса».
При этом, как отмечает NEWSru Israel, израильский премьер во время беседы подчеркнул, что Израиль не потерпит иранского присутствия в Сирии.
Напомним, что представители стран-гарантов (РФ, Иран, Турция) перемирия в Сирии в ходе очередного раунда международных переговоров в Астане подписали меморандум о создании четырех зон деэскалации в Сирии, которые включают провинцию Идлиб и семь других регионов.
Согласно меморандуму, поддержанному Дамаском и рядом вооруженных формирований мятежников, с 6 мая в этих зонах прекращены любые столкновения между правительственными войсками и вооруженными группировками.
Инициатива «сирийского трио» поддержана США, Великобританией, рядом других стран и ООН.
Говоря о работе авиации в зонах деэскалации, спецпосланник президента РФ, глава российской делегации на переговорах по Сирии в Астане Александр Лаврентьев заявил, что работа авиации коалиции в зонах деэскалации в Сирии невозможна, страны-гаранты будут тщательно отслеживать все действия на этом направлении.
«Работа авиации в зонах деэскалации, особенно сил международной коалиции, не предусматривается абсолютно — с уведомлением, без уведомления. Этот вопрос закрыт. Единственное, где может работать авиация международной коалиции — по объектам „Исламского государства”, которые располагаются в районе сосредоточения сил этой группировки — в районе Ракки, в других населенных пунктах в районе Евфрата, Дейр-эз-Зора и на иракской территории», — сказал Лаврентьев представителям СМИ.
Впрочем, данное ограничение Израиля и вправду не касается, ведь бойцов «Хезболлы», которых так боится Тель-Авив, точно нет в зонах деэскалации. За все время конфликта в Сирии, ЦАХАЛ (Вооруженные силы Израиля) не нанес ни одного артудара, не сбросил ни одной бомбы и не выпустил ни одного удара по бандам террористов. Напротив, Тель-Авив снабжал формирования джихадистов оружием, боеприпасами, взрывчаткой. Боевики запрещенных в России ИГ и «Джебхат ан-Нусра» лечились в израильских клиниках. Зато авиация и артиллерия еврейского государства регулярно наносили удары по позициям борцов с терроризмом – САА и союзников Дамаска.
Но, вот надо же – Тель-Авив вдруг проявляет беспокойство, что его подопечных собрали в анклавы, и не будут там их бомбить и обстреливать. В чем причина израильских тревог? Понятно, что Сирию, у которой Израиль оттяпал лакомый кусок территории, в Тель-Авиве числят во врагах, и искренне радуются пожару в доме соседа.
Однако очевидно, что даже в случае успеха инициативы «сирийского трио», до окончательного урегулирования и нормализации жизни еще очень далеко, и Сирия не скоро сможет потребовать возврата своих земель.
Так ради чего все эти заявления?
По всей вероятности, Израиль таким образом пытается давить на нашу страну, угрожая демонстративным непризнанием зон деэскалации, и, соответственно тем, что поставит под сомнение способность стран-гарантов обеспечить бесполетный над указанными районами, Тель-Авив расчитывает чего-то добиться от Москвы.
Судя по информации, сообщенной «Аль-Арабия», это может быть та самая «буферная зона», под предлогом создания которой Израиль, может оккупировать и ту часть Голанских высот (провинция Эль-Кунейрта), что еще не занята израильскими вооруженными формированиями. То есть речь идет о фактическом ультиматуме.
Впрочем, могут быть и другие причины. Напомним, что сообщение о заявлении Тель-Авива последовало в тот самый день, когда в Сочи Президент России Владимир Путин встречался с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом.
Эти контакты вызывают немалое неудовольствие и раздражение руководства еврейского государства, которое всеми силами стремится изолировать и демонизировать палестинское государство. Так что, возможно, Тель-Авив пытался давить на Москву и в этом вопросе.
Надо сказать, что российское присутствие на Ближнем Востоке вызывает немалое недовольство и тревогу в Израиле. Еще минувшей осенью израильские СМИ писали, что высокопоставленные военные ЦАХАЛ «при закрытых дверях» говорили о том, что вооруженное столкновение с российскими войсками в Сирии «лишь вопрос времени».
Впрочем, какая бы не была подоплека действий Тель-Авива, очевидна их деструктивность, нацеленная на эскалацию напряженности в регионе. Теперь к поддержке террористов добавились угрозы сорвать достигнутые с таким трудом соглашения.
Как мы знаем, для Израиля характерно весьма избирательное отношение, как к международному праву, так и к проблеме терроризма. Международные договоренности
он соблюдает только в том случае, когда это в его интересах, в противном случае они просто игнорируются.
Можно не сомневаться, что Тель-Авив, понимая, что Россия крайне не заинтересована в расширении сирийского конфликта, попытается продолжить свою провокационную политику в регионе. И уступки агрессору в сложившейся ситуации могут только ухудшить ситуацию. Ведь в Израиле и не скрывают, что дестабилизация Сирии и затяжная кровопролитная война в этой стране, соответствуют его интересам.
Понятно, что России вступать в прямое военное противостояние с Израилем ни к чему. Но, снизить израильскую активность могут своевременные и расширенные поставки современных систем ПВО сирийской армии и ее союзникам.
Напомним, что масштабные поставки Египту в 1969 году новейших в то время советских ПЗРК Стрела-2, позволили египетским бойцам во время боев над Суэцким каналом «приземлить» 36 самолетов ВВС Израиля, что немало способствовало прекращению израильской агрессии.
Сегодня еврейское государство куда менее «крепко на рану», чем в те годы, и абсолютно не готово даже к трети таких потерь. С большой уверенностью можно предположить, что сам факт наличия современных зенитных систем у защитников сирийского неба может удержать Израиль от очередных провокаций.