Ещё с десяток лет назад отношение к Балтийскому флоту у морской общественности было слегка покровительственное. А в прежние времена — и более. В моряцкой же шутке-поговорке его называли по аббревиатуре «бывший флот». Но это ещё было ничего: Черноморский флот величали «чи флот, чи не флот».
Оно и понятно: по сравнению с Северным «самым» флотом и Тихоокеанским «тоже» флотом, особо важных боевых задач перед балтийцами не ставили. Врагов не было вплоть до датских проливов, которые НАТО всё равно перекрыла бы в случае большой войны. Швеция только повизгивала, когда неопытные штурманы лихо проводили подлодки через её территориальные воды, сами не ведая о том. А остальное было — Советский Союз и его союзники Польша с ГДР.
Зато было удобно и престижно служить здесь. Базы сплошь цивилизованные, жильё в хороших городах, климат средней полосы. И никаких напрягов с автономками на полгода — хотя и деньги тоже не те, да…
В общем, заслуженная трудовая пенсия. И, в принципе, БФ её более чем заработал.
Дела прошлые, великие
Напомним, сама его история началась с победы, которую Пётр I охарактеризовал словами «Небываемое бывает». Каковые потом и повелел отчеканить на медалях, которыми были награждены первые морские пехотинцы — солдаты Преображенского и Семёновского полков. Они, 18 мая 1703 года, на 30 шлюпках захватили в устье реки Невы два шведских военных корабля.
Дальнейшие победы перечислять долго — их десятки только крупных. С помощью Балтийского флота были одержаны все победы в нескольких русско-шведских войнах, в конечном итоге низведшие её из ранга великих держав. Но яркие победы были одержаны также и на других театрах военных действий, в других морях. Достаточно вспомнить сражение при Чесме, куда дошли именно балтийские корабли и там разнесли турецкий флот в ничто.
Поражения тоже были, куда без них. Про Второе Роченсальмское сражение в июле 1790 года, когда в результате ошибок собственного командования русские потеряли несколько десятков кораблей, широкая общественность сегодня забыла. Но вот трагическая Цусима, почти ставшая нарицательным понятием, до сих пор, с 1905 года болью отдаётся в сердце каждого русского моряка. В нём погибла тогда тоже балтийская эскадра.
За Балтийским флотом, впрочем, значатся и очень важные мирные достижения и открытия. Именно он стал родоначальником русских дальних и кругосветных плаваний русских. Именно его корабли открыли Антарктиду в 1820 году. Менее известно открытие множества островов в Тихом океане — но если бы русские правительства не боялись брать их под полноценный российский суверенитет, опасаясь реакции Британии, сегодня четверть Тихого океана была в русской, а не в американской сфере контроля и влияния. В конце концов, от Аляски до Гавайских островов, острова Рождества, острова Общества — не маленький сектор. Возможно, и Тихоокеанский флот был бы в истории не «тоже» флотом, а «твёрдым» флотом, на который никогда не осмелилась бы напасть та же Япония в 1904 году…
Нынешние вызовы и ответы
Между тем подобным «твёрдым» флотом становится сегодня возвращающийся с пенсии флот Балтийский. А что делать? Соседи и их покровители иного выхода просто не оставляют.
Бывшие союзники ГДР и Польша вошли в НАТО. Туда же вошли отколовшиеся прибалтийские республики. И все тут же начали яро отрабатывать лозунг угрозы со стороны России. При том, что ни одного не то что военного — приграничного инцидента у них с Россией не было, эти лимитрофные страны чем дальше, тем больше скатывались в антироссийскую истерию, с искусством и фантазией создавая кризис за кризисом. А потом на них же ссылались в призывах к США ввести, наконец, на их территории войска НАТО.
Началось с дежурств истребителей. Затем в Балтийское море всё чаще стали заходить серьёзные натовские корабли. В конечном итоге совсем недавно на территории прибалтийских лимитрофов были введены и сухопутные батальоны НАТО.
Успокоились, наконец? Отнюдь. То ли аппетит приходит во время еды, то ли само наличие «больших пацанов» за плечами делает сегодня шпротоделательные республички визгливо-остервенелыми, как маленькие собачки под ногами у хозяев.
И в ответ хозяева начинают сами принимать грозные позы и бугрить бицепсы. Сообщения о тех или иных провокационных действиях натовских кораблей или самолётов приходят с регулярностью фирменного пассажирского поезда. Только вчера, например, военный самолёт США провёл очередной разведывательный полёт вблизи границ Ленинградской и Псковской областей. Причём машина немалая — стратегический разведывательный самолёт ВВС США RC-135W. Примерно такой же с его похожим на пассажирский «Боинг» силуэтом спровоцировал в 1983 году известный инцидент над Сахалином. Тот тогда специально спутал свои отметки на русских радарах с гражданским лайнером, а потом отвалил в сторону, хладнокровно наблюдая, как русский пилот валит гражданского, получив приказ, исходивший из убеждения, что это военный разведчик гуляет над секретными районами советской ПРО.
Перед тем к Калининградской области со стороны Балтики подлетел разведывательный Gulfstream 4 Швеции — формально нейтральной, но тесно сотрудничающей с разведслужбами НАТО.
Перед тем был британский самолёт, перед тем немецкий, перед тем…
Впрочем, перечислять все подобные случаи нет смысла — ежедневно фиксируется до двух-трёх таких пролётов.
Флот не отвечать не может
У военных свои законы. Написанные воистину — кровью. Поэтому Балтийский флот сегодня стремительно теряет былую негу и собирается в поджарого, подвижного и очень острозубого хищного зверя. Поджарого — понятно почему: для современных средств войны Балтика стала не более чем мелким озером. Причём мелким в прямом смысле слова: какого-нибудь подводного «стратега» типа «Борей» сюда завести можно — да спрятать негде. Вот и остаются основой боевого состава флота сторожевой корабль («Ярослав Мудрый») да корветы разных модификаций. А заметной новостью становится включение в состав флота нового тральщика.
Но зато, как сказано, «зубы» у Балтфлота острые и, что главное, быстро отрастают, а потом заменяются или просто дополняются новыми. Тот же тральщик нового поколения «Александр Обухов» уникален и очень хорошо оборудован. Самый большой в мире стеклопластиковый корпус повышает безопасность при тралении, а новейший противоминный контур позволяет автоматизированно искать и уничтожать мины противника.
Впрочем, тральщик — это если и зуб, то коренной. «Клыки» же стоят на СКР и корветах, а также на комплексах береговой обороны. Это те самые «Калибры», «Малахиты», «Ониксы» и прочие ракеты и комплексы, которые умеют улыбаться не менее грозно, нежели «Искандеры».
Бодреет флот на глазах. Те же западные варвары то и дело закатывают глаза в прессе: «Ах, русских самолёт повёл себя непрофессионально, пройдя в 6 метрах от нашего, так что нашему пришлось срочно отворачивать и убегать». Или: «Русский самолёт облетел наш эсминец на недопустимо малой высоте, и морякам пришлось потом проситься на приём к психотерапевту». И по сведениям Царьграда из флотских источников, особых порицаний за лихость нашим лётчикам и морякам не выносится. «Может, и распнут кого за излишества, но не сильно», — перефразировал слова из песни Высоцкого один из моряков.
Нет той советской дряблости, отметил один из старших морских офицеров, помнящий те времена, когда военное, а прежде всего политическое начальство дрожало при мысли о возможном скандале из-за лихости при указании супостату на его место. На Северном было с этим попроще: рубанул наш истребитель плоскость нагло летящему по самой кромке границы норвежцу — последовало лишь благодушное обещание властям вероятного противника «разобраться». А пилота вздули, но несильно, для профилактики, что называется.
Что же, время нынче такое, что вероятные противники опять нагло толкутся у наших границ. Значит, лихость и зубы снова в спросе.