За последние годы за героизм и мужество удостоены Золотой Звезды Героя более 70 военных разведчиков, к сожалению, 25 — посмертно. Большинство из них — спецназовцы.
Обозреватель «Аргументов Недели» попросил рассказать о работе на Ближнем Востоке спецподразделений России ветерана афганской войны полковника в отставке Артёма Борисовича Новикова и его племянника Сергея, только что вернувшегося из Сирии.
Головорезы из СССР
В этот раз мы встретились в необычном месте: клубе боевых искусств. По старой привычке Артём Борисович три раза в неделю занимается там в секции ножевого боя, а я вожу внука на дзюдо и самбо.
— Видел новеньких? — кивнул на группу смуглых бородачей Новиков.
— Похожи на исламских боевиков, — отозвался его племянник Сергей. — Я на их трупы насмотрелся в Сирии.
— Успокойся! — Артём Борисович похлопал по плечу молодого офицера спецназа. — Это твои будущие коллеги. Пополнение для «Турана».
Обозреватель «АН» кое-что слышал об этом мусульманском спецназе. Недавно даже смотрел видео о его действиях на востоке сирийской провинции Хомс. Там спецбатальон «Туран», больше известный как «спецназ из СССР», провёл ночную охоту на террористов запрещённой в России и ряде других стран мира группировки ИГИЛ*.
Согласно западным источникам, этот спецназ сформирован не только из мусульман России: чеченцев, ингушей, татар и башкир, но и граждан бывшего Советского Союза: узбеков, таджиков, азербайджанцев, туркменов…
Этой весной в Сирию переброшен первый отряд мусульманского спецназа «Туран», численность которого составляет от 800 до 1200 бойцов. А всего, как утверждает Марк Галеотти, профессор Нью-Йоркского университета и специалист по российским силам специального назначения, для отправки в Сирию готовится около 60 тыс. «головорезов из СССР».
— Смотри, как умело действуют кинжалами и армейскими штык-ножами, — обратил внимание журналиста на тренировку бородачей полковник Новиков.
— Правда, до инструкторов из «Альфы» и «Вымпела» им ещё далеко.
— Думаю, наши ребята из «Заслона» и «Сенежа» тоже лучше подготовлены, чем эти бородатые головорезы, — сказал Сергей.
«Чистильщики» и «волкодавы»
Дядя и племянник ревностно смотрели на отработку элементов ножевого боя смуглыми новичками. Обозреватель «АН» решил, что пришла пора расспросить их о действиях российского спецназа в Сирии. Первым делом попросил сравнить наши элитные группы спецназа «Заслон» и «Сенеж». О них сейчас много пишут в западной прессе.
— Про «Заслон» ничего не скажу. Но ещё бывший директор Службы внешней разведки Трубников публично заявил: в СВР нет подразделений, занимающихся диверсионной деятельностью. Это удел армейцев, — попытался отмахнуться от корреспондента Новиков.
Пришлось показать ему небольшое досье на это спецподразделение, собранное из открытых источников. Так, полностью отряд сформирован в структуре СВР в 1998 году. Но указ о его создании появился 24 марта 1997-го. С работой этого спецназа связано много «легенд». Например, об устранении предателей и диверсиях за рубежом.
Мой собеседник категорически опроверг это. По словам Артёма Борисовича, спецназовцы «Заслона» охраняют послов и других особо важных лиц дипломатических представительств. Причём далеко не во всех странах, а там, где им угрожает реальная опасность.
Сейчас — это прежде всего Северная Африка и Ближний Восток. Все сотрудники имеют прекрасную физическую форму, а также хорошие знания по всем аспектам работы антитеррористических подразделений.
Парни из «Заслона» — настоящие профессионалы. Они работают в очень тяжёлых условиях, нередко, как это было в Афганистане и Ираке, а сейчас в Сирии, в настоящей боевой обстановке. Поэтому всего за время существования отряда есть 4 погибших и 7 человек ранены при исполнении служебного долга. Свыше сорока раз бойцами «Заслона» применялось оружие на территории других государств. Подчиняются они директору СВР. В штате отряда более 300 человек.
Недавно Марк Галеотти написал главу о «Заслоне» и выложил отрывок из него в своём блоге. Он утверждает: «Заслон», который подчиняется российской Службе внешней разведки, осуществляет свою деятельность в Сирии независимо от Главного управления (ГУ) Генштаба Вооружённых сил РФ.
Если агенты ГУ работают в министерстве обороны Сирии в Дамаске, то «Заслон» является «небольшой группой специального назначения… которая не подчиняется ни военной разведке, ни подразделениям регулярной армии, а лишь посольству России, находящемуся в Дамаске на улице Омар Бен Оль Хаттаб стрит».
«Галеотти пишет галиматью, — отмахнулся полковник. — Сейчас террористов за границей „мочат“ ребята из центра спецназа ГРУ „Сенеж“. Недаром их подчинили напрямую начальнику Генштаба.
Таким образом, появилась мощная, отдельная единица элитного спецназа в руках у руководства военного ведомства. А ведь поначалу, при Сердюкове, всё было иначе.
По рассказам знакомых, сначала курировать центр назначили человека из ФСБ, бывшего „альфовца“ генерала Медоева. Но затем его от должности отстранили, а на его место был назначен новый человек. Это Александр Мирошниченко, также выходец из руководства „Альфы“.»
По идее, альфовцы должны сделать из армейских диверсантов настоящих «чистильщиков». Недаром ещё в Чечне у этих генералов сложилась слава «волкодавов» — грозы главарей террористов. У них оказались достойные ученики. Об этом свидетельствуют последние операции в Сирии.
Охота на главарей
Сергей рассказал о недавней ликвидации лидеров исламистских боевиков. Так, в конце мая этого года командованием российской группировки войск в Сирийской Арабской Республике была получена информация о проведении в южном предместье города Ракка совещания вожаков террористической группировки ИГИЛ.
В ходе проверки информации удалось дополнительно выяснить, что целью встречи было планирование маршрутов выхода боевиков из Ракки через так называемый «южный коридор».
28 мая 2017 г. после подтверждения беспилотными средствами данных о месте и времени встречи главарей ИГИЛ, по командному пункту, где находились лидеры боевиков, с 00:35 до 00:45 Мск авиацией ВКС России был нанесён удар. Его корректировали спецназовцы. Говорят, из «Турана».
В результате удара самолётов Су-35 и Су-34 уничтожены высокопоставленные командиры террористической группировки, входившие в состав так называемого военного совета ИГИЛ, а также около 30 полевых командиров среднего звена и до 300 боевиков их личной охраны.
Среди ликвидированных террористов — эмир Ракки Абу аль-Хаджи аль-Мысри, эмир Ибрагим Ан-Наеф аль-Хадж, контролировавший район от г. Ракки до н.п. Эс-Сухне, и начальник службы безо-пасности ИГИЛ Сулейман Аль-Шауах.
По информации, которая проверяется по различным каналам, на совещании присутствовал также лидер ИГИЛ Ибрагим Абу Бакр аль-Багдади, который в результате удара был уничтожен.
Впрочем, это уже не первое сообщение об убийстве главного террориста Ближнего Востока. Интернет-сайт Amaq (он считается официальным рупором ИГИЛ) пока не опубликовал никакого подтверждения сообщений о гибели аль-Багдади.
Таким же молчанием террористы отреагировали и на сообщения о ликвидации Тархана Батирашвили, известного под кличкой аш-Шишани (в переводе с арабского — «Чеченец»): он был убит в результате налёта натовской авиации на иракский город Шаркат в конце июня 2016 года.
Сообщения о гибели аль-Багдади появлялись за последние три года (с тех пор как он возглавил высший совет ИГИЛ, меджлис аль-шура избрал его халифом) появлялись регулярно.
Первое появилось уже в марте 2015 г. после авиаудара натовской коалиции в провинции Ниневия близ сирийско-иракской границы: якобы в результате бомбардировки аль-Багдади получил смертельные ранения. Однако уже в апреле агентство Amaq сообщило, будто лидер ИГИЛ оправился от ран и вернулся к руководству группировкой.
В октябре 2015 года появились слухи, будто аль-Багдади был убит во время бомбардировки автоколонны «Исламского государства» в провинции Анбар. В июне 2016 года новое сообщение — на сей раз якобы американцы разбомбили его убежище близ Ракки.
Но самая необычная новость пришла в апреле 2017 года: Европейский департамент безопасности и информации (DESI) сообщил, что сирийский и российский спецназ в ходе совместной операции арестовали аль-Багдади, после того как он бежал из осаждённого Мосула.
— В арест главного террориста ИГИЛ в Сирии никто не поверил, — сказал Сергей. — Охота за ним не прекращалась.
— Сейчас вам в Сирии очень бы пригодился наш афганский опыт, — обратился к племяннику дядя. — Помнишь, я тебе рассказывал, как мы ликвидировали Амина. Тогда в штурме его дворца вместе со спецгруппами «Гром» и «Зенит» участвовал так называемый мусульманский батальон. О его действиях написаны книги.
— Может быть, когда-нибудь снимут гриф «Совершенно секретно» и с мусульманского спецназа «Туран», — помечтал обозреватель «АН». — И тогда мы многое узнаем о бородатых героях.
Александр Кондрашов, Аргументы недели.