Ситуация в Сирии продолжает обостряться. Накануне стало известно, что военные корабли и самолеты США заняли атакующие позиции для нового возможного удара по Сирии. В тот же день, 28 июня, здесь погибли более 40 мирных граждан в результате удара ВВС коалиции во главе с США. Как сообщило сирийское информационное агентство SANA, бомбардировке подверглось селение Эд-Даблян, расположенное недалеко от города Эль-Маядин. И снова эксперты, как наши, так и западные, заявляют о том, что так США демонстрируют свое превосходство России, а Сирия тут как бы вообще ни при чем. Как ни при чем уже стала борьба с терроризмом, ради которой, собственно в Сирии собрались вооруженные силы и России, и Америки.
О том, можно ли вообще найти выход из ситуации, мы поговорили с турецким военным экспертом и журналистом Керамом Йылдрымом. Он, несмотря на доминирующее в Турции мнение о необходимости смещения Башара Асада, склонен полагать, что без действующего президента не получится нормализовать ситуацию. А это будет чрезвычайно опасно для Турции, так как она граничит с Сирией и уже тоже готова подключиться к военным действиям.
— Главная трудность в Сирии — это уже не Исламское государство* или Джебхат ан-Нусра**. Сложнее то, что Россия, США, Турция, Иран, европейские страны не могут решить, что делать. Они могут развязать опосредованную войну, не заметив этого. Что собственно наблюдается уже сейчас, со всеми этими бомбежками и гибелью мирных людей, — уверен Керам Йылдрым.
«СП»: — Почему вы делаете такие выводы?
— Они (государства, участвующие в разрешении сирийского конфликта — Авт.) все пришли в Сирию по одной причине. Каждый говорил, что терроризм «съедает» Сирию, потом это перейдет на остальные страны. После этого в мире действительно началась серия терактов. От Китая до Западной Европы, от Австралии до США. Получилось так, что терроризм первый бросил вызов. И когда все пришли с ним бороться, стало заметно, что ничего не получается. Почему самые мощные армии мира не могут справиться с плохо вооруженными преступниками? Я задавал этот вопрос собеседнику из министерства обороны. Он дал ответ, который мне не понравился. Ему кажется, что США и другие страны предоставили слишком мало самолетов, солдат, потому что никому не нужны огромные затраты. Это не правда.
«СП»: — Разве кто-то отправил в Сирии крупные силы?
— Я знаю, о чем думает большинство людей. Россия и США, которые считаются самыми сильными армиями, отправили воевать с терроризмом только самолеты, очень мало самолетов. Но это заблуждение. Только российских истребителей, бомбардировщиков в сирийском небе несколько десятков. Они совершают вылеты каждый день. При современных российских технологиях этих самолетов достаточно, чтобы уничтожить всех террористов. Я смотрел как работает российская авиация, поэтому знаю о чем говорю.
«СП»: — Одной авиации недостаточно, чтобы одержать быструю победу. А в Сирии эту задачу, как я понимаю, осложняют рельефные условия.
— Конечно, нужные сухопутные войска, пехота. В Сирии ее хватает. США привлекла десятки тысяч солдат для победы. Там (в составе союзных США сил — Авт.) есть все, даже те, кто раньше воевал друг с другом. Сирийцы, туркмены, курды.
«СП»: — Как известно, курды и туркмены не намереваются идти вглубь Сирии, а именно там расположены основные силы террористов.
— Они пойдут, если их поддержит Америка. Но, если хотите, я приведу другой пример. Возьмем Башара Асада. Его армия не так сильна, как раньше. Многие перешли к его противникам. Но он всегда полагался на помощь шиитских добровольцев и шиитских стран. В его армию ежедневно прибывают десятки добровольцев из Афганистана, Ирака, Омана и даже Йемена. А Иран в последние годы регулярно отправляет профессиональных солдат. Два года назад в Сирию прибыла первая партия иранских солдат. Их было почти двадцать тысяч. В прошлом году Иран отправил Асаду еще несколько тысяч. Что получается? У России есть авиация и эффективные разведчики, которые находят замаскированные позиции ИГИЛ. У Асада есть интернациональная пехота. Этого недостаточно для войны против террористов, у которых нет самолетов и даже оружия, способного эффективно бороться с российской техникой? Я думаю, что достаточно. Поэтому проблема не в военной силе.
«СП»: — Тогда в чем проблема?
— Война — это трудное дело, но в Сирии есть другие причины для успехов террористов. Путин и Обама так и не смогли разобраться в отношения России и США. Поэтому я говорил об опосредованной войне. Россия и Америка хотят закончить войну в Сирии, но у русских есть свой план, у американцев — свой. Поэтому у них разные союзники. И чем это стало? Тем, что Сирию поделили на секторы, ту часть, что находится под контролем ИГИЛ. Появились российские и американские зоны борьбы с террористами. Американцы не залетают в российские зоны, а русские не лезут к американским. В таких условиях могут часто возникать ошибки, но всем так удобнее. Но когда стало ясно, что рано или поздно ИГ исчезнет, появится вопрос о том, что делать остальным? Кто возглавит Сирию? США не хотят Асада, а Россия держит место за ним, пока не пройдут выборы, но выборы невозможны в таких условиях. Стало сложнее после создания зон деэскалации. Сирию официально раздробили. Каждая из сторон старается отделить себя от других. Я говорю, что Россия и США заняты сейчас не войной с Исламским государством, а конкурируют друг с другом за доминирование в Сирии.
«СП»: — Как можно решить эту проблему?
— Она, эта проблема не решится, пока они (Россия и возглавляемая США Коалиция — Авт.) не захотят вместе работать. США хотят сделать все самостоятельно, а Россия говорит, что не против присутствия США. Я думаю, Россия готова к сотрудничеству с США, но вот США вряд ли будут союзничать с Российской Федерацией. Для многих это даже звучит странно. Пока это так. И тут проблема в том, что США не в силах справиться с ИГ без России. Россия работает вместе с сирийскими правительственными войскам, находится на занимаемых ими землях. Эти районы граничат с Исламским государством. Отсюда намного легче планировать атаки на террористов. Но и Россия не сможет справиться с ИГ без США. Они контролируют оппозицию, а оппозиция воюет в основном с Асадом, но не с террористами. И сейчас России приходится тратить много сил на то, чтоб оппозиция не стала боле инициативной, чем сам Асад. Иногда это заканчивается атаками на их позиции. А эти самолеты, потраченные на них деньги можно было направить на уничтожение ИГ.
Мы не должны допустить того, чтоб гражданская война превратилась в опосредованную войну. США и Россия должны вместе решить проблему, а не стать новой проблемой для Сирии.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.