Москва разработала «дорожную карту» решения проблемы КНДР и готова обсуждать ее с партнерами. Как сообщил замглавы МИД Игорь Моргулов, предложен конкретный план, конечной целью которого является формирование в Северо-Восточной Азии механизма прочного мира с одновременным решением проблем полуострова, включая его денуклеаризацию.
Как отметил российский дипломат, «предлагается сторонам начать диалог без предварительных условий, поэтапно, от простого к сложному, начав с очевидных вещей – проявления взаимной сдержанности, непровоцирования друг друга, начала переговоров об общих принципах взаимоотношений, таких как ненападение, отказ от применения и угрозы силой».
Сегодня президент США Дональд Трамп, выступая в Белом доме после переговоров с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в очередной раз заявил, что северокорейский режим создает «огромнейшие проблемы», которые необходимо решить быстро.
Озвученное российское предложение по урегулированию корейского кризиса было представлено не случайно, завтра в США прибудет с официальным визитом южнокорейский лидер, где наверняка российский план будет стоять в повестке обсуждения. Безусловно, на южнокорейскую сторону американцы окажут колоссальное давление, поэтому после переговоров Дональда Трампа и Мун Чжэ Ин будет понятно, насколько приемлема Сеулу и Вашингтону предложенная российская «дорожная карта». При этом стоит учитывать и возможно скорую встречу на полях G20 российского и американского лидеров, где наверняка корейская проблема будет подниматься.
Южнокорейская сторона частично готова согласиться с российским документом, отметил ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН – Евгений Ким. Как пояснил собеседник, это может быть вопрос о сокращении количества совместных американо-корейских военных учений на территории Южной Кореи в обмен на замораживание на определенное время ядерных испытаний и ракетных пусков Северной Кореи. Тем более такое предложение ранее поступало и от северян. Приблизительно такого же мнения придерживается и новая команда президента Мун Чжэ Ин.
Что касается позиции американских экспертов по корейской проблеме, то, по словам Евгения Кима, за океаном все больше приходят к выводу, что процесс денуклеаризации Северной Кореи прошел точку невозврата, поэтому единственный выход из сложившейся ситуации станет замораживание ядерной программы КНДР.
Ранее Совбез ООН вынес решение запретить Северной Корее запуск ракет по баллистической траектории. В свое время КНДР подписала конвенцию по использованию мирного космического пространства, которая позволяет любому государству в мирных целях запускать научные спутники. Таким образом, Пхеньян имеет полное право отправлять в космос в мирных целях летательные аппараты, однако осваивать в мирных целях это пространство без развития ракетной отрасли нереально.
«В связи с этим, северокорейской стороне можно предложить такой вариант: северяне отказываются от запуска межконтинентальных баллистических ракет, однако этот запрет не будет распространяться на запуск ракет по исследованию космического пространства», — предположил эксперт.
Не так давно состоялся первый американо-китайский диалог по вопросам мира и безопасности, где участвовали высокопоставленные чиновники, отвечающие за вопросы внешней политики и обороны. В свою очередь, китайские представители попросили своих американских коллег, чтобы те не провоцировали своими агрессивными действиями КНДР и тогда кризис сам собой решится.
«Одним из главных раздражителей для северян является присутствие американской военной базы с комплексом ПРО в Южной Корее. При этом размещение системы THAAD произошло с нарушениями договоренностей, которые были между Вашингтоном и Сеулом. По первоначальному соглашению, подписанному еще в прошлом году, Америка до первого июля этого года должна была разместить всего одну пусковую установку. Однако сегодня уже на боевом дежурстве стоят две пусковые установки, плюс ко всему на американскую военную базу завезено еще четыре системы THAAD. Таким образом, американцы провоцируют КНДР проводить ядерные испытания и запуски ракет», — пояснил Евгений Ким.
Ранее президент России Владимир Путин отреагировал на размещение американской ПРО в Южной Корее, заявив, что такие действия приводят к нарушению баланса сил в регионе, на что РФ и Китай будут вынуждены адекватно реагировать. Более того российский лидер призвал прекратить запугивать Северную Корею и начать диалог.
Исходя из «дорожной карты», Россия предлагает предоставить Пхеньяну гарантии безопасности, что позволит ему в дальнейшем отказаться от ракетно-ядерной программы. Как отметил замглавы МИД Игорь Моргулов, Москва координирует свои действия с китайскими партнерами, которые обеспокоены происходящим на Корейском полуострове.
«Чтобы российский план по урегулированию кризиса заработал в полную силу, необходимо аргументированно доказать американцам пользу документа для всех заинтересованных сторон. Сегодня российская сторона может рассчитывать на поддержку Китая и отчасти на Южную Корею. Однако судьба российской «дорожной карты» будет частично зависеть от итогов приговоров Мун Чжэ Ин и Дональда Трампа, и какую свободу действий сможет себе позволить южнокорейский президент, учитывая слабую поддержку в парламенте страны. При этом, несмотря на давление со стороны американцев, Сеул в корейском кризисе проявляет определенную твердость. В свою очередь, северокорейская сторона также заинтересована в снижении напряженности ситуации на полуострове, потому что окружению Ким Чен Ына крайне необходимо проводить определенные реформы в стране и повышать уровень жизни населения», — резюмировал собеседник.
Ранее американский лидер заявил, что Китай не смог помочь США по КНДР. По его словам, США на протяжении долгого времени убеждали КНР оказать более жесткое давление на эту страну, поскольку львиная доля внешнеторгового оборота Северной Кореи приходится на Китай. В связи с этим, в Вашингтоне заявили, что не исключают военного варианта действий против КНДР, но намерены сосредоточиться на экономическом давлении на Пхеньян с помощью санкций. США, на фоне текущей ситуации, направили в район Корейского полуострова ударную авианосную группу во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон».