Украине нужны миллионы тонн угля прямо сейчас, только Запад способен помочь несчастной стране, и Дональд Трамп распорядился обеспечить её необходимыми энергоресурсами. Смысл этих плясок вокруг американского угля бесконечно далёк от решения энергетических проблем Украины. Перед нами обычная политическая реклама. Смысл её в том, чтобы показать, как Трамп забоится о «союзниках» и находит новые рынки сбыта, а также продемонстрировать восхищённым украинским избирателям, что Порошенко не зря ездил в США (значит, надо избрать его на второй срок). Но при этом Украине действительно нужны миллионы тонн угля. Прямо сейчас.
Сланец бьёт уголь
Начнём с контекста. Добыча сланцевого газа больно ударила по американским угольщикам. Голубое топливо стало стремительно выдавливать уголь из электрогенерации, и в 2016 году, по данным EIA, оно заняло лидирующую позицию, заняв 34% в общей доле производства электроэнергии.
Если, по данным BP, в 2006 году Штаты производили 595,1 млн т угля в нефтяном эквиваленте (н.э.), а потребляли 565,7 млн т н.э., то в 2016-м – 364,8 млн т н.э. и 358,4 млн т н.э. соответственно. Как вы видите, разрыв между производимым и потребляемым углем относительно невелик, но в отдельные годы экспортный потенциал США доходил до 80 млн т н.э. Именно экспорт выручал американских угольщиков в условиях колоссального снижения спроса на внутреннем рынке. Уголь из США бодро вывозили в Европу. А так как Украина – це Европа, то нет ничего удивительного в готовности Штатов везти туда свой энергоноситель. Удивительно другое.
Европейским покупателям американского угля не требовалось распоряжений президента страны. Нужны были лишь деньги, согласие с оговоренной ценой и наличие ресурса у продавца. Если оценивать Украину как настоящее государство, то и в её случае не требовалось выходить на уровень главы США и просить его «распорядиться». Требовались лишь деньги. А сами американцы были бы только рады ещё одному крупному покупателю.
Оптимизация населения
Теперь посмотрим, что происходит с Украиной. Вновь обратившись к статистике BP, мы увидим, что в 2006 году Украина производила 35,7 млн т угля в н.э. и потребляла 39,8 млн т н.э., а в 2016-м эти показатели снизились до 17,1 млн т н.э. и 31,5 млн т н.э. соответственно. Полагаем, что в 2016 году в производственной статистике перестали учитывать «часть зоны проведения АТО». В зоне так называемой АТО до начала гражданской войны добывалось порядка 70% всего украинского угля, включая сверхнеобходимый электростанциям антрацит. Кстати, в случае Украины, чтобы примерно узнать, сколько угля было произведено по массе, нужно умножить т н.э. на 2,3.
Кризис украинской экономики последних лет, который выкашивал как крупных потребителей, так и потребителей в коммунально-бытовом секторе, усугубился в начале текущего года. Тогда несколько талантливых управленцев из числа депутатов верховной рады собрали активных молодых людей всех возрастов и организовали блокаду «оккупированных территорий». Вспыхнула непримиримая борьба за перераспределение финансовых потоков из карманов одних талантливых управленцев в карманы других талантливых управленцев. В пылу сражения выяснилось удивительное – оказывается, на Украину перестал поступать уголь с «временно оккупированных территорий». Тот самый уголь, который, по всей видимости, добывают террористы в перерывах между самообстрелами.
Также выяснилось другое не менее удивительное обстоятельство – без донбасского угля, пропитанного дурным влиянием российской пропаганды, отказываются работать свидомые жёлто-голубые электростанции. Здесь проявилось низкое коварство советской власти и её антиукраинской политики электрификации всей страны. Партия Ленина-Сталина заложила бомбу под суверенитет Украины, заставив электростанции работать на донбасском антраците. Конечно, это досадное обстоятельство как-то сглаживается неуклонной оптимизацией населения Украины (минус 7 млн за 20 лет) и вымиранием неэффективных, загрязняющих окружающую среду производств. Но ускорять оптимизацию населения незадолго до начала предвыборной кампании – тактически неразумно.
«Уголь-газ»
Если в мае 2013 года (при «кровавом тиране Януковиче»), по данным Госстата Украины, Незалежная потребила 5 млн т угля, а в мае 2016-го (в результате энергоэффективной политики управленцев из поколения революции гидности) – 4,2 млн т, то в мае 2017-го (после избавления от вредного, пропитанного сепаратизмом угля) – 2,83 млн т.
А сколько же угля нужно электроэнергетике? К сожалению, Госстат Украины – организация довольно стеснительная, поэтому необходимые данные есть только по 2015 год (включительно). Но нам с вами хватит и этого. Итак, в 2013 году на производство электроэнергии и тепла было направлено 40 млн т антрацита, а в 2015-м – 29,4 млн т.
Даже в мирные годы Украине требовалось больше угля, чем она могла произвести. Это нормальная ситуация – месторождения разрабатываются больше 100 лет, а в межтопливной конкуренции «уголь-газ» предпочтение отдаётся углю.
Ирония ситуации заключается в том, что Незалежной, если верить её собственным статистическим данным, приходится наращивать потребление газа, чтобы хотя бы частично компенсировать нехватку угля. Если так пойдёт и дальше, то уровень потребления голубого топлива в 2017-м может приблизиться к показателям 2014 года. Но вернёмся к углю.
На 10 млн т меньше
По нашим скромным оценкам, нехватка угля на Украине в 2017 году составляет не менее 10 млн т. Именно этот объём ей необходим, чтобы как-то свести концы с концами в одной только электроэнергетике. При желании, конечно, США, ЮАР, Австралия или даже сама Польша смогут обеспечить этот объём. А вопрос денег решится выдачей очередного кредита с моментальным переводом средств на счета фирмы-продавца. Вопрос в том, потянет ли Украина логистику. То есть хватит ли ей мощностей для приёма угля и распределения его потребителям. Как показывает опыт конца 2014 года, когда проходила репетиция энергетического кризиса и Украина побежала с протянутой рукой к ЮАР, необходимых мощностей у неё нет.
Интересно также, что немногим ранее украинское руководство грозилось завезти из США 2 млн т угля. И в общем-то ничего невозможного в этом нет. Просто данного объёма не хватит Незалежной даже для продолжения работы в режиме жесточайшей экономии. Ведь статистические данные прозрачно намекают, что 2 млн т – это выпавший объём всего за 1,5 месяца.
Впрочем, дело не в угле.
Визит Порошенко в США прошёл не самым выдающимся образом: короткий разговор на приставном стульчике, пресс-конференция за забором. На этом фоне нужны громкие победы, демонстрирующие, что поездка не была напрасной, что президент Украины решает серьёзные вопросы, при этом в мире его уважают. Почему бы не заявить о закупке угля в США? Ведь в стране энергетический кризис, а США – «наш союзник», который не бросает самую свободную в Европе страну, из последних сил сдерживающую мордорские орды, несмотря на энергетический голод. Происходящее особенно важно для Порошенко, перед которым стоит непростой выбор – победить на грядущих выборах президента при рейтинге, стремящемся к «рекордам» Ющенко, или бежать из страны. Для Трампа же происходящее – лишний повод напомнить о себе как о лидере, заботящемся о национальной энергетике, о простых работягах, добывающих уголь. «Смотрите, я нашёл ещё один рынок сбыта».
Рискнём сделать несколько предположений. Груз угля из США действительно придёт (может даже два!). Он будет небольшим и ничего не решающим. Но встреча этого груза будет непропорционально пышной. Скорее всего приедет сам Порошенко, перережет ленточку, заявит о вековом братстве американского и украинского народов, свято чтящих идеалы демократии и общечеловеческих ценностей.
Попытки вновь запустить остановленные угольные электростанции натолкнутся на массу технических проблем. Начнутся массовые поломки, вслед за которыми последуют веерные отключения и аварийные остановки атомных энергоблоков. Это можно будет списать на действия «противника», который коварно ломает оборудование на электростанциях, пытаясь обескровить возрождающуюся экономику Украины. Народу будет предложено в обязательном порядке сплотиться вокруг лидера нации и переизбрать его на второй срок. А тем временем Польша наладит перевалочный канал для донбасского угля. Который и продолжит спасать Украину от энергетического коллапса.