С конца 2015 года Россия провела ряд экспедиционных операций в Сирии, полагаясь на стареющие военно-транспортные авиационные и морские платформы. Если не удастся исправить предыдущие неудачные попытки по их замене, страна рискует потерять возможность проведения подобных операций в течение следующих десяти лет. Об этом пишет * сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS, штаб-квартира — Лондон) Том Уолдвин.
Отмечается, что нынешняя российская военно-транспортная техника составляет лишь часть от той, которая стояла на вооружении Советского Союза в момент окончания холодной войны: Вооруженные силы России опираются на самолеты и корабли, разработанные и построенные в советский период, большая часть из которых приближается к окончанию срока службы.
Возможности в сфере тяжелых воздушных грузоперевозок основываются на трех типах самолетов: Ан-22 «Антей», Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Ан-22 совершил свой первый полет в 1965 году, Ил-76 — в 1971, Ан-124 — в 1982. В конце 2013 года Россия и Украина обсуждали вопрос о возобновлении производства Ан-124, но военно-техническое сотрудничество оборвалось в 2014 году. Лишь небольшая часть самолетов Ан-22 остается полётопригодной, при этом прилагаются усилия по продлению их срока службы до 2020 года. Гораздо более многочисленным является парк самолетов Ил-76, которые служат «рабочими лошадками» российских ВКС. Самолет находился в центре усилий по модернизации, однако результаты остаются скромными, считает эксперт IISS.
В конце 2006 года Россия приняла решении о переносе производства Ил-76 из Ташкента на завод «Авиастар» в Ульяновске и начала разработку значительно улучшенной версии под названием Ил-76МД-90А. По состоянию на середину 2017 года в воздух поднялись только три из 39 запланированных самолетов. В конце 2012 года Минобороны выдало ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» контракт на модернизацию Ил-76МД по стандарту Ил-76МД-М, но этот проект также отстает от графика.
С прицелом на долгосрочную перспективу Москва в очередной раз приступила к рассмотрению возможности усовершенствования своего военно-транспортного флота в рамках проекта «Перспективного авиационного комплекса транспортной авиации» (ПАК ТА). «Ильюшин», похоже, вернулся к наработкам 1980-х и начала 1990-х годов по проекту Ил-106, но пока сложно судить о темпах и прогрессе в данной работе. Компания также работает над легким турбовинтовым транспортным самолетом Ил-112, и турбовентиляторным военно-транспортным самолетом Ил-214: первый призван заменить Ан-26, а второй — Aн-12.
Перспективы российской морской военно-транспортной техники хуже, чем в области стратегической военно-транспортной авиации, уверен Том Уолдвин. Десантный флот представлен двумя типами кораблей: большими десантными проекта 1171, которые вводились в эксплуатацию в период с 1966 по 1975 годы, и БДК проекта 775, поступавшие на вооружение в 1976—1991 годы. В 2004 году был заложен первый из новой серии кораблей проекта 11711 «Иван Грен». Ввод головного корабля в эксплуатацию планировался еще в 2008 году, в настоящее время проходит морские испытания, а второй, поставка которого ожидается в 2018 году, еще не спущен на воду. В конце 1980-х годов Невским ПКБ разрабатывался универсальный десантный корабль проекта 11780, однако, как и в случае с вышеупомянутым Ил-106, дальше дело не пошло.
Насколько верны выводы аналитика британского «мозгового центра»?
— Задача по подготовке к широкомасштабной войне перед российскими Вооруженными силами не ставится, — отмечает бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев. — Но теоретически, учитывая территорию страны, для участия в локальных конфликтах надо иметь возможность сосредотачивать силы на любом направлении. Например, там, где в мирное время в постоянной готовности их очень мало, например, на Дальнем Востоке.
Состояние военно-транспортных платформ для нас действительно проблема. Удар нанесли сначала 90-е, затем «нулевые». Парк военно-транспортной авиации (ВТА) в соответствие с требованиями быстро не приведешь. Когда появились деньги, было принято решение взяться за ВС, восстановление их боевой готовности, переоснащение на современные образцы вооружений и военной техники, но сейчас снова возникли проблемы экономического плана.
Поэтому самолетов ВТА для оперативного развертывания на отдаленных стратегических направлениях действительно не хватает. Другое дело, что сейчас возросла роль сил специального назначения, которые действуют небольшими подразделениями… Что касается тезиса эксперта IISS о том, что ВС России через 10 лет рискуют потерять возможность проведения операций, подобных сирийской, то для переброски техники, боеприпасов и личного состава для обеспечения действия авиации у нас вполне хватает транспортных платформ. Но если речь идет об обеспечении действий Сухопутных войск, то эти возможности сильно ограничены.
— Формально в обсуждаемом материале все верно с фактической точки зрения, но к методологии подсчета и оценки военно-транспортных платформ есть определенные нарекания, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — По сравнению с советским временем российские ВС уменьшились в разы, поэтому перед ними стоят совсем другие задачи. В материале отмечается, что в 1992 году в общей сложности в составе российской ВТА было 519 самолетов, а в 2017 их количество составило всего 111 бортов.
Количество Ан-124 «Руслан» действительно сократилось — несколько бортов были переданы авиакомпании «Полет», но оставшиеся постоянно проходят ремонт и поддерживаются в нормальном состоянии. Кроме того, у Минобороны всегда есть возможность обратиться к авиакомпании «Волга-Днепр», которая эксплуатирует Ан-124−100 и Ил-76ТД-90ВД. В статье отмечается, что ВТА располагает двумя Ан-22 — по факту их больше, но «на крыле», возможно, действительно находятся только два «Антея», хотя сомнительно.
Ил-76МД сейчас модернизируются до уровня Ил-76MДM (около 30 бортов), но численность этих транспортников все равно будет поддерживаться на уровне 100 единиц, не считая новых Ил-76МД-90А. Да и налет у Ил-76 не такой уж большой: самолеты советской постройки можно использовать еще довольно долго. В общем, по сравнению с 1992 годом количество военно-транспортных платформ сократилось в среднем в 4 раза, тем не менее, как показал сирийский опыт, возможностей ВТА для подобной операции вполне хватает.
«СП»: — Состав ВТА сократился, однако численность ВДВ планируется увеличить чуть ли не в два раза.
— Десантно-штурмовые бригады в основном представляют собой высокомобильные наземные силы, и они фактически ни разу в боевых условиях не осуществляли парашютное десантирование с техникой. А с точки зрения переброски подразделений, например, из одной части страны в другую Минобороны рассчитывает не только на свои силы, но, как я уже сказал, на возможности гражданских грузоперевозчиков, которые уже привлекались к учениям с соответствующими задачами. С другой стороны, очевидно, что тот же Ан-70 выпал также из новой государственной программы вооружения на 2018−2025 годы (ГПВ-2025), а именно в ВДВ больше всего хотели этот самолет, поскольку он предназначен для высадки на неподготовленных аэродромах в прифронтовой полосе.
«СП»: — Насколько верны выводы по кораблям?
— В статье не учтены приобретенные у Турции гражданские транспортные суда, зачисленные в списки вспомогательных судов ВМФ для придания им военного статуса и используемые в рамках «сирийского экспресса». Вообще, российский флот опирается на большие десантные корабли проекта 775, и их моряки будут использовать до последнего. Заменить эти корабли непросто — два новых БДК проекта 11711 «Иван Грен» и «Петр Моргунов» не закроют всех потребностей отечественного ВМФ. Поэтому, скорее всего, БДК проекта 775 будут поддерживать в составе флота методом каннибализации (снятием годных частей и деталей с неисправной или повреждённой техники).
* Перевод статьи эксперта выполнен военным блогом bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).