Россия будет сокращать зависимость от платежных систем США и от доллара как расчетной валюты. После введения нового пакета санкций против РФ это стало необходимостью, заявил замглавы МИД Сергей Рябков. Идея не новая, говорят об этом экономисты давно, представляя эту меру самой чувствительной для США. И часто вспоминают Шарля де Голля, который не слишком ценил «зеленые фантики» и отправил в США целый самолет с долларами, чтобы обменять их на золото. Александр Разуваев считает, что в будущем доллар утратит свою роль, и объясняет, почему за это будет отдуваться Россия.
Российская либеральная публика, вероятно, в очередной раз подвергнет будущие действия России насмешкам и издевательствам. Напомнив бандерлогов из советского мультфильма «Маугли». Российская Федерация, конечно, является шестой экономикой мира, однако доля нашей страны в глобальном хозяйстве не очень велика, а после санкций и последовавших за ними девальвации рубля и распродажи на рынке российских акций доля России в глобальных финансах еще меньше.
Патриоты уже готовят список ответных мер, который однозначно впечатляет. Можно ввести мораторий на выплату внешних долгов российскими компаниями и банками в пользу стран, объявивших санкции против России. Предлагается прекратить космическое сотрудничество или экспорт титана. Перевести весь российский сырьевой экспорт на рубли. Крупнейшие экспортеры «Роснефть» и «Газпром» контролируются государством. Впрочем, решением правительства и ЦБР перевод экспорта на рубль может коснуться таких частных гигантов, как «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Последний, кстати, обладает денежной подушкой в размере $34 млрд.
И, конечно, самое традиционное: выход из американских гособлигаций. Портфель ЦБР сейчас превышает $100 млрд, общий размер резервов более $400 млрд. Проблема в том, что американцы это переживут. А данные меры нанесут удар по экономике и финансам самой России. В Кремле это понимают, и, судя по косвенным признакам, собираются идти совсем другим путем.
После крушения СССР в 1992 году вся мировая экономика и финансы были подчинены одной стране – США. И Россия ни больше ни меньше собирается переформатировать международную финансовую архитектуру. Ведь, как известно, месть — это блюдо, которое подают холодным.
К сожалению, в российских СМИ не так много материалов на эту тему, но процесс идет достаточно быстро, прежде всего по линии БРИКС. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций был создан в октябре 2014 года. АБИИ — это восточная альтернатива Всемирному банку (ВБ) и Азиатскому банку развития (АБР). Учредителями банка являются 57 стран. Крупнейшие акционеры — Китай, Индия и Россия. По данным российского МИД, доля этих стран в капитале банка составляет 29,78%, 8,37% и 6,54% соответственно. В общей сложности до 2030 года на развитие инфраструктуры азиатского региона потребуется около $22,6 трлн. Сотрудничество внутри БРИКС идет достаточно успешно, но, конечно, не всегда гладко. По неофициальной информации, циркулирующей в российских деловых кругах, лидерами являются Россия и Китай. Индия традиционно отстает, а Бразилия выступает часто лоббистом интересов Вашингтона.
Недавно на площадке дискуссионного клуба «Валдай» была представлена концепция возможной трансформации БРИКС в БРИКС+. Страны БРИКС в своих региональных интеграционных структурах могут сформировать так называемый круг стран БРИКС+. К примеру, вслед за Россией к союзу БРИКС могут присоединиться страны, входящие в Евразийский экономический союз, — Беларусь и Казахстан. За Бразилией — входящие в торгово-экономический союз MERCOSUR Аргентина, Парагвай, Уругвай, Боливия и Венесуэла. За ЮАР могут последовать страны, входящие в Сообщество развития Юга Африки: Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. Широко могут быть представлены и азиатские страны. Всего в такой «круг друзей БРИКС+» может войти 35 стран. Концепция БРИКС+ ставит своей целью создание новой платформы для укрепления региональных и двусторонних альянсов на разных континентах. Нацеливается на объединение региональных интеграционных блоков, в которых экономики БРИКС играли бы ведущую роль.
Естественно, это предполагает появление региональных центробанков и региональных валютных зон. Если говорить о России, то Евразийский Центробанк запланирован в Алматы, а основной рынок капитала, вероятно, будет представлен Московской биржей. Распад глобальной экономики на несколько валютно-финансовых зон автоматически резко снизит запрос на доллар как основную валюту мировой торговли и финансов. Пока, напомню, весь мир зависит от решения ФРС по ставке и монетарной политики американского регулятора. Часто приходилось слышать: «Америка правит миром». Всегда хотелось поправить: не Америка, а доллар и ФРС.
При этом в истории с БРИКС+ у России особая и самая важная роль. Американцы и их союзники вряд ли будут сидеть сложа руки и смотреть, как рушится их могущество. Здесь стоит вспомнить культовое изречение — «Авраам Линкольн дал людям свободу, а полковник Кольт уравнял их шансы». Россия и только Россия имеет все возможности стать международным гарантом безопасности и фабрикой оборонных технологий для всего незападного мира. Никто больше не хочет разделить судьбу Ирака, Югославии или Ливии.
Безопасность — это эксклюзивный товар. Его не всегда можно оценить в твердой денежной сумме. Особенно если в России официально начнут развить индустрию частных военных компаний, как это сделано в США. Россия может стать гарантией безопасности для любой страны. Хотите быть в безопасности — дружите с Путиным и покупайте российское оружие за российские рубли или единую евразийскую валюту. Мир стоит на пороге глобальных перемен. Москва и Пекин задумали распад мировой долларовой зоны на несколько региональных валютных зон. И “крышевать” этот, возможно, уже неизбежный процесс однозначно будет Кремль.
Больше просто некому.