Посол Чехии на Украине Радек Матула в интервью киевскому изданию «Европейская правда» заявил о возможности поставок военной техники для Вооруженных сил Украины. Причем речи о том, будет ли это нелетальное или же летальное оружие, не велось. Посол перечислил весь спектр производящегося в Чехии оружия, включая оружие нападения.
До сих пор Прага придерживалась общеевропейского подхода, сформулированного и документально оформленного, который запрещал, как говорится, подливать масло в огонь. То есть поставлять оружие воюющей стране, поведение которой трудно предсказуемо. И которая находится в опасной близости от добропорядочных европейских государств.
Но лед тронулся. Благодаря двум обстоятельствам, в число которых не входит повышение общеевропейской безопасности. Во-первых, можно небезосновательно предположить, что на Чехию оказывает давление Вашингтон. Поскольку он не хотел бы, чтобы США стали единственным государством, который поставляет Украине летальное вооружение. Правда, поставки еще не начались, но это лишь вопрос времени, поскольку в США уже всё устаканено. Во-вторых, а почему бы чехам не заработать на таких поставках? Все бьются за то, чтобы отхватить от мирового рынка вооружений кусок побольше и пожирнее, а тут представляется прекрасная возможность зайти первыми на украинский рынок, на котором пока еще никого нет.
Посол Матула сообщил, что общеевропейское эмбарго — это не столь уж и серьезная проблема. Прага намерена упростить процедуру, сделав ее «стандартной». Для каждого конкретного оружия будет рассматриваться вопрос выдачи лицензии на продажу. И особых проблем тут не просматривается. В настоящий момент чешские производители военной продукции, сказал посол, обсуждают ситуацию со своими украинскими партнерами. И при этом добавил, что в Чехии хорошо развито производство авиационной и бронетанковой техники, а также стрелкового оружия и боеприпасов к нему. Понятно, что все это относится к летальному оружию.
Так что же Прага может поставлять Киеву? Если, разумеется, у Киева достаточно средств на закупки.
Наиболее дорогое оружие производит чешская авиационная промышленность, флагманом которой является компания Aero Vodochody. Ее главный продукт, который способен участвовать в боевых действиях, — легкий многоцелевой учебно-боевой истребитель Aero L-159 ALCA. При этом его основная ориентация — штурмовик. Это новейшая чешская разработка, которая реализована совместно с «Боингом». Одноместная модификация самолета была принята на вооружение в 2001 году, двухместная — спустя 6 лет.
При этом самолет имеет определенный экспортный потенциал, несмотря на то, что у него не блестящее соотношение цены и боевых возможностей. Ирак закупил четыре машины, заплатив за каждую 12 млн. долларов.
Самолет, можно сказать, миниатюрный — его максимальная взлетная масса всего лишь 8 тонн. Соответственно невелика и боевая нагрузка — 2340 кг. Будучи штурмовиком, способен также и отражать воздушные атаки. Эту способность обеспечивают 4 американские ракеты «воздух-воздух» ближнего действия AIM-9 неизвестно какой модификации. Но точно, не последней с индексом «Х» с матричной ГСН, поскольку эта ракета только начинает внедряться в ВВС США. Ракеты «воздух-поверхность», также 4 штуки, — AGM-65. Можно использовать свободнопадающие бомбы, а также неуправляемые ракеты. В общем, все как и у больших самолетов, но в существенно меньшем количестве.
При использовании машины в качестве штурмовика применяются три подвесных контейнера, в каждом из которых по двуствольной пушке калибра 20 мм.
Летные характеристики на приличном уровне. Боевой радиус — 800 км с почти полной нагрузкой. Хорошая скороподъемность для дозвукового самолета — 60 м/с. Потолок — 14 тыс. метров, до которого не достает ни один ПЗРК в мире. Однако при использовании L-159 в качестве штурмовика, когда он работает на небольших высотах, его защищенность от атак с земли не столь и высока. И не только потому, что его скорость не превышает 930 км/ч. Не блестящая максимальная эксплуатационная перегрузка — 8 g. Нет бронирования кабины.
Украина пытается доказать всему миру, что ее танк «Оплот», является одним из лучших танков мира. Но при ближайшем рассмотрении он оказывается не самой удачной модификацией советского танка Т-80, который российские конструкторы признали в конечном итоге тупиковой ветвью. Развитие российской бронетехники идет по линии Т-72 и далее — Т-90. Украинцы навесили на Т-80 динамическую защиту брони, которая практически не ослабляет бронепробиваемость как тандемно-кумулятиных, так и подкалиберных снарядов. Более того, данная динамическая защита представляет серьезную опасность для собственной пехоты, которая находится рядом с танком. А попытка сделать активную защиту танка привела к тому, что ни один военнослужащий ВСУ не должен приближаться к танку ближе чем на 70 метров, поскольку это опасно для жизни.
Чешская бронетанковая промышленность поступает и мудрее, и профессиональнее. В середине нулевых годов консорциум, в который вошли предприятия VOP025, VOP010 и «Синтезия», реализовывали государственную программу по модернизации танка Т-72. Вопрос решался комплексно, при этом привлекались иностранные соисполнители. В результате получился довольно удачный танк T-72M4CZ, который существенно превышает «Оплот» по боевым возможностям. У него прицельная дальность стрельбы доведена до 5 км. Была установлена динамическая защита брони с ВВ, которое было разработано на «Синтезии» специально для этой цели. Появилась спутниковая навигационная система. Силовая установка и ходовая часть были по частям приобретены в Великобритании, Израиле и США. Систему управления огнем купили в Италии. Стоимость усиленной машины составила 5,5 млн. долларов.
Были модернизированы до уровня T-72M4CZ все имевшиеся в Чехии танки. И распродавать их чехи не намерены. Однако чешская промышленность способна модернизировать находящиеся в украинской армии Т-72, которые вивисекторы, называющиеся «волонтерами», пока еще не превратили в рельсоукладчики или посудомоечные машины.
А вот бронеавтомобиль Tatrapan — это совсем новая разработка чешских и словацких конструкторов. Пока выпускается малыми партиями, но имеет большой экспортный потенциал. Так что пробиться на украинский рынок производителям было бы крайне полезно.
Машина сделана на базе чешского автомобиля повышенной проходимости Т-815 Tatra с колесной формулой 6×6. Имеет массу в 21 тонну. Экипаж — 2 человека. Способна перевозить до 12 военнослужащих. Броня обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм. На шоссе развивает скорость до 120 км/ч. Мощность дизельного двигателя — 355 л.с. Запас хода — 850 км. Преодолевает рвы, броды, крутые подъемы. Машина вооружена двумя пулеметами — 7,62 мм и 12,7 мм. Существует усиленная модификация с 450-сильным двигателем и повышенной бронезащитой и защитой от мин.
Еще одно чешское продвинутое направление — радиотехнические комплексы. В первую очередь необходимо назвать комплекс радиотехнической разведки Vera-E (Е — экспортная модификация). Он позволяет обнаруживать радиосигналы от РЛС и других систем самолетов, наземных и надводных целей в радиусе 450 км. При этом комплекс одновременно обнаруживает, опознает и сопровождает до 200 целей. Vera-E пользуется большой популярностью на мировом рынке, комплекс покупают для армий целого ряда стран — от США до Малайзии и Вьетнама. Стоимость — 4 млн. долларов. Но это без сервисного обслуживания и обучения персонала.
И, наконец, традиционно сильное для чехов направление — стрелковое оружие и мелкокалиберная артиллерия. Основной производитель — компания «Чешска Зброевка». Причем почти 90% продукции она поставляет на внешний рынок. Предприятие производит 9-мм пистолеты семейства CZ-G2000, автоматы и ручные пулеметы семейства CZ-2000, разработанные под 5,56-мм патрон стандарта НАТО, снайперские винтовки CZ-550 и CZ-700, пистолеты-пулеметы «Скорпион», пистолеты серий CZ-75, -85, -100, -110.