Нет такого автомата — АК-47. Его придумали американцы. Точнее, один американец — Эдвард Изел, написавший в 1980-х книжку под названием «The АК47 Story», в которой рассказывает о создании российским оружейником Михаилом Калашниковым своего знаменитого «калаша». С той книги и утвердилось это название.
На самом деле, на вооружение автомат Калашникова был принят в 1949 году, после окончания многочисленных испытаний и «доводок» оружия, представленного как известными конструкторами, так и молодыми изобретателями на организованном Главным управлением ВС СССР конкурсе. Об этом рассказывает уникальная выставка «Рождение легенды. На пути к АК-47». Она открылась в Петербурге в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Приурочена сразу к двум юбилейным датам, связанным с именем легендарного конструктора: 75-летию со дня создания его первого пистолета-пулемета и 70-летию самого знаменитого в мире автомата. Уникальность экспозиции в том, что представлены на ней (большинство впервые), все те образцы оружия, которые были созданы Калашниковым до появления АК-47. А кроме них образцы-соперники данного автомата.
— Начинающий изобретатель Михаил Калашников не был фаворитом на конкурсе, который объявили в 1944 году, — говорит Руслан Чумак, кандидат технических наук, куратор выставки. — Таковыми считались к тому времени уже знаменитые Дегтярев, Токарев, Шпагин, некоторые другие конструкторы. Скажем, Василий Федорович Кузьмищев, тогда непосредственный начальник Михаила Тимофеевича, руководитель КБ. Он предложил свой автомат, но тот дальше первого тура не прошел. Разломался и был снят с испытаний и автомат Шпагина (автора ППШ, с которым прошли всю войну наши солдаты — авт.). Шпагиным был выбран неудачный принцип автоматики, в результате сильные удары подвижных частей буквально разрывали стволовую коробку.
«СП»: — А у Калашникова «пошло» сразу?
— Нет, пришлось дорабатывать. Что было не в тягость ему, так как любил и умел работать, отличался редким упорством, особенно в ситуациях, когда требовалось проявить характер и смекалку. Его легендарный ныне автомат на самом деле лишь вершина, результат огромного труда, родился не на пустом месте.
Как развивалась и совершенствовалась идея видно по образцам, представленным в витринах. Толчком стал захват в начале 1943-го года нескольких немецких карабинов, в частности, системы «шмайссер». Их изучили, быстро поняли, что оружие весьма интересное, и взялись за создание аналогичного. Хотя попытки создать оружие уменьшенной мощности предпринимались у нас и раньше. В 1943 году, например, появился пулемет «ЛАД» конструктора Василия Лютого. Он стрелял малогабаритными (пистолетными) патронами…
Многие специалисты считают, что если бы АК появился в годы войны, то Красная Армия получила бы серьезное преимущество с точки зрения эффективности боя. Винтовка Мосина, которой преимущественно были вооружены наши воины, стреляла далеко и достаточно точно, но в той войне бои шли часто на небольшом расстоянии, и важней оказалась не столько точность, сколько плотность огня. Всем хороши были и пистолеты-пулеметы Шпагина. В меру легкие, обладали хорошим боем, но патрон имели слабенький. Нужно было нечто среднее между винтовкой Мосина, ППШ и пулеметом.
Известно, что на первых этапах конкурса оружейников, победил автомат конструктора Алексея Судаева. Их выпустили тысячу штук. Правда, в войска они попали лишь спустя пару месяцев после окончания Великой Отечественной войны (первыми их получили в советской группе войск в Германии). А в 1946-м 33-летний Судаев скоропостижно скончался. Выяснилось, что у него не было учеников, не осталось и последователей, которые могли бы «довести» автомат мастера до совершенства, чтобы начать его серийное производство. И пришлось начинать всё сначала.
Мог повлиять на ход оружейной истории также конструктор Булкин. Его опытный образец автомата разрабатывался с 1945 года (в соавторстве с Дементьевым). И был признан в конкурсе Главного управления ВС СССР лучшим. Практически по всем параметрам, кроме одного — безотказности. Тут равных будущему знаменитому «калашу» не нашлось. По этой ли причине, или какой другой, судьба талантливого Алексея Булкина оказалась не слишком удачной. Он, в сущности, «ушел в себя», работая до конца дней скромным инженером в Туле.
— Я много лет пытался установить, когда он умер, где похоронен, искал его фотографии, — рассказывает Руслан Чумак. — Одно фото в заводском личном деле нашел, собственно, и всё. А человек был незаурядный!
Его автомат можно увидеть теперь в Музее артиллерии рядом с АК-47. И сравнить, хотя бы визуально.
Спрашиваю у оружейника-историка Чумака, как котируется сегодня в армиях мира автомат Михаила Калашникова?
— По безотказности ему по-прежнему равных нет, — следует ответ. — Михаил Тимофеевич применил при его разработке несколько таких технических решений, которые и сегодня современны. Наш АК стреляет эффективно будучи и ржавым, и со стертой нарезкой, и искривленный — тому множество зарубежных примеров. Даже самоуверенные американцы вынуждены были признать недавно, что лучше «калаша» автомата не знают.