Продолжаются испытания построенного для Северного флота новейшего ледокола проекта 21180 «Илья Муромец», спущенного на воду летом прошлого года. Завершилась «лётная» программа испытаний, в ходе которых было выполнено более 150 посадок и взлетов с вертолетной площадки ледокола как в светлое, так и в темное время суток. Также осуществлялась проверка работы вертолета в режиме «раскрутки», в различных метеоусловиях была проверена система крепления вертолета на площадке. Испытания прошли успешно.
О ходе испытаний было доложено главнокомандующему ВМФ Владимиру Королёву, сообщили в Министерстве обороны.
В ближайшее время ледокол вернется на судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» для проверки состояния систем, комплексов и агрегатов судна. Ледокол должен быть передан Северному флоту либо в конце этого года, либо в начале следующего. Кораблестроители четко придерживаются плана — в 2015 году «Илья Муромец» был заложен, год спустя спущен на воду. И вот теперь приближается срок введения его в строй.
Для начала необходимо выяснить, для чего же ВМФ нужен ледокол. В морских сражениях ему не предстоит участвовать. Поэтому на нем нет ни артиллерийского, ни ракетного вооружения. Хотя, конечно, индивидуальное оружие для экипажа предполагается, включая ПЗРК. Вероятно, будут установлена и пара пулеметов. Но это не боевой корабль, а судно, призванное обеспечивать нормальную работу ВМФ. А конкретно — береговых и островных баз и аэродромов, расположенных в Арктической зоне, которые необходимо снабжать боеприпасами, оборудованием, горючим и продовольствием.
Это лишь часть задач, которые предстоит решать ледоколу. Он будет использоваться для проводки через льды кораблей неледового класса, для доставки на базы военнослужащих и гражданских специалистов, а также для патрулирования акватории Арктической зоны. Есть у него и функция буксира.
«Илья Муромец» не самый тяжелый российский ледокол и по водоизмещению, и по толщине преодолеваемого ледового покрова, он способен справляться с полутораметровой толщиной льда. Однако построен он, что называется, по последнему слову техники. Обладает высокой маневренностью за счет того, что в качестве движителя в нем используются две рулевые колонки, способные вращаться на 360 градусов. Винт каждой колонки вращает электродвигатель мощностью 3500 кВт. Поэтому ледокол может совершать любые маневры, двигаясь и боком, и под углом к продольной оси судна, и разворачиваясь на месте.
Ледокол укомплектован катером и вертолетом Ка-27 или Ка-32.
Для перевозки грузов имеется трюм объемом 500 куб.м. и площадка на палубе площадью 400 кв.м. для размещения контейнеров. Для погрузочно-разгрузочных работ используется 21-тонный кран и 2-тонный манипулятор. Максимальная нагрузка судна — 500 тонн.
О степени автоматизации судовых процессов свидетельствует численность экипажа, в котором всего лишь 32 человека. В то же время «Илья Муромец» способен перевозить до 50 «пассажиров». Это могут быть и военнослужащие, которые отправляются на базы для ротации контингента. Или специалисты гидрографы и геологи, когда ледокол занимается помимо решения всех прочих задач исследованием океана и подводных недр. Однако предусмотрен и вполне естественный для военного судна вариант размещения в «гостевых» кубриках морских пехотинцев. Это потребуется и для защиты особо ценных грузов, и при прохождении ледокола по маршруту в условиях военного противостояния. А такой расклад в обозримом будущем может быть вполне реальным, на чем мы остановимся чуть ниже.
Судно имеет водоизмещение в 6 тыс. тонн. Длина — 84 м, ширина — 20 м, высота борта — 10 м. Осадка ледокола — 6,8 м. Максимальная скорость — 15 узлов, экономическая — 11 узлов. Дальность плавания — 9000 миль, автономность — 2 месяца. Экипаж, как было сказано выше, — 32 человека.
Силовая установка «Ильи Муромца» — 4 дизель-генератора, каждый из которых выдает мощность в 2,6 МВт.
Это первый за 40-летний промежуток времени ледокол, построенный для ВМФ. Во время его проектирования в нижегородском КБ «Вымпел» предполагалось построить 4 судна проекта 21180. Однако финансовая ситуация внесла свои коррективы — «Илья Муромец» будет единственным ледоколом проекта. Правда, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы построить два более дешевых ледокола упрощенной версии 21180 М, имеющих водоизмещение в 4000 тыс. тонн и длину в 70 метров.
В то же время существует еще один вариант формирования ледокольного флота для ВМФ. И он уже начал реализовываться. Весной этого года на «Адмиралтейских верфях» был заложен универсальный патрульный корабль арктической зоны проекта 23550 «Иван Папанин». Это уже боевой корабль, а не ледокольное судно. На нем устанавливается артиллерийская установка калибра 100 мм, а также ракетный комплекс Club-K, снаряженный восьмью ракетами «Калибр» или Х-35, которые предназначены для борьбы как с надводными кораблями, так и с береговыми целями. Также имеется ангар для вертолета и два боевых катера «Раптор», развивающих скорость до 48 узлов.
И «комплекция» у «Ивана Папанина» посолиднее. Водоизмещение 8500 тонн, длина — 114 м, ширина — 18 м. Осадка — 6 м.
Корабль помимо ведения боевых действий может делать все то же самое, что и ледокол проекта 21180. То есть буксировать суда, прокладывать путь во льдах, решать транспортные проблемы, перевозить воинский контингент численностью до 50 человек. При этом экипаж посолиднее — 60 человек.
Запланированы два корабля, один строится. Вполне понятно, что этот корабль стоит дороже, чем «Илья Муромец».
Что же касается его мореходных качеств, то они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к кораблям, эксплуатирующимся за полярным кругом. Управление осуществляется также при помощи двух рулевых колонок. Но их привод мощнее почти в 2 раза — 6000 кВт на каждую колонку. И силовая установка корабля вырабатывает больше энергии — 15 МВт.
Дальность хода корабля — 6000 миль, автономность — 60 суток. Скорость — 16 узлов. Корабль способен преодолевать лед толщиной в 1,5 метра и идти непрерывным ходом при толщине в один метр. Такие же показатели и у «Ильи Муромца».
Чем ответит Америка?
США также намереваются расширить свое военное присутствие в Арктике. Сейчас Штаты в этом регионе представляют атомные подводные лодки, как стратегические, так и ударные с крылатыми ракетами. Роль надводных кораблей играют два ледокола, один из которых скоро будет отправлен на вечный покой. Шесть других ледоколов относятся к гражданскому флоту. Однако два «военизированных» судна приписаны не к ВМС, а к Береговой охране США. Они имеют артиллерийские установки небольшого калибра, что исключает их полноценное участие в боевых действиях.
Однако Береговая охрана всерьез намерена усилить свою боевую мощь в регионе за счет постройки новых кораблей ледового класса, которые предполагается оснастить ракетным вооружением. В мае командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт заявил на заседании Палаты представителей, что США необходимы ледоколы с ракетами «поверхность-воздух» и «поверхность-поверхность» для «защиты суверенных интересов от посягательства России и Китая». «Сейчас мы даже не играем с Россией в одной лиге. Мы вообще не играем в эту игру в Арктике», — сказал Цукунфт.
Адмирала услышали. И в начале октября Business Insider сообщил о выделении необходимых средств для строительства соответствующего корабля. Его принятие на вооружение запланировано на 2023 год.
В следующем десятилетии в Арктике станет жарко.