Россия зачищает Сирию от собственных боевиков - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Россия зачищает Сирию от собственных боевиков - «Военные действия» 14:00 Пятница 0 366
27-10-2017, 14:00

Россия зачищает Сирию от собственных боевиков - «Военные действия»


Россия зачищает Сирию от собственных боевиков - «Военные действия»

Материал комментируют:

Михаил Рощин

Раис Сулейманов

Таджикистан готовится выслать в Россию капитана российской армии Дениса Хисамова, военного шифровальщика: он пытался сбежать в Сирию от коллекторов, требовавших с него огромный банковский долг. В рядах «Исламского государства» * таких кадров, хоть отбавляй. По данным компании Soufan Group, которая подсчитала число иностранных наемников в рядах террористической организации «Исламское государство», оказалось, что больше всего иностранцев прибывает в ИГ именно из России. И хотя Дмитрий Песков выразил сомнение в данных американской компании, наши собственные эксперты не раз говорили, что наших граждан, состоящих на службе в ИГ, может быть и больше.

Поток пропаганды ослаб

Министр обороны России Сергей Шойгу заявил накануне, что «Исламское государство» к сегодняшнему дню контролирует не более 5% территории Сирии. В руководстве группировки остались единицы, больше нет тренировочные лагерей, прекратился поток пропаганды.

Стоит вспомнить, что еще три года назад террористическая группировка контролировала налогооблагаемое население в 7−8 миллионов человек, огромные нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы, прибыльные маршруты контрабанды, огромные запасы оружия и боеприпасов, а также имела парки мощной и современной военной техники.

Экономической столицей «Исламского государства» считался Мосул, второй по величине город Ирака (здесь же, по оценкам аналитиков, производилась основная масса пропагандистских роликов). Боевики в разных концах планеты — от Западной Африки до Юго-Восточной Азии — провозглашали локальные «провинции» «Исламского государства». По мнению американского военного аналитика Джейсона Бёрка (автора книги «Новая угроза: прошлое, настоящее и будущее ИГИЛ», основная причина падения «Исламского государства» — это его необычайная жестокость по отношению ко всем религиозным и этническим группам. Кроме того, чтобы получать новых сторонников, халифат должен был постоянно демонстрировать новые военные завоевания.


Однако уже к началу 2015 года, когда для неофитов стало понятно, что пропагандисты «Исламского государства» не могут предложить никакой внятной идеологии, кроме «культа насилия», начался отток сторонников группировки. Появились и первые дезертиры, которых со временем становилось все больше.

По мнению Бёрка, воспроизвести такой же террористический проект, как «Исламское государство», в любой другой точке планеты будет нереально — хотя это пытаются сделать в Пакистане, Нигерии, Сомали, Мали, Ливии, Конго, Йемене и даже на Филиппинах (там, где провозглашены «провинции» ИГИЛ). Дело в том, что именно Сирия и Ирак имеют уникальное историческое и религиозное значение для мусульман, которое невозможно воспроизвести в любом другом месте.

«Возвращенцев» в Европе не ждут

По подсчетам спецслужб, в разные годы к «Исламскому государству» присоединилось около 30 тысяч иностранных наемников. Сейчас в Ираке начались суды над захваченными в плен террористами: так, недавно в Багдаде был осужден к смертной казни россиянин, который с 2015 года сражался в рядах «Исламского государства», участвовал в нескольких терактах против правительственных войск Ирака, а также в боях за Мосул.

По информации Soufan Group, всего в ИГ воюют 3417 россиян. Из иностранных боевиков — наших больше всех. На втором месте Саудовская Аравия — 3224 человека, на третьем месте Иордания — 3 тыс., затем идет Тунис — 2926 человек и Франция — 1910 граждан. Всего, по данным иностранных спецслужб, в рядах террористической организации воюют граждане более 50 стран. Свыше 70% из них родом из арабских стран, среди европейцев больше всего граждан Франции, Германии и Великобритании.

Самая вероятная угроза после падения «Исламского государства» — это бывшие боевики, которые могут рассредоточиться по другим странам. Директор британской разведки MI5 Эндрю Паркер недавно заявил, что только в его страну могут вернуться до 850 мусульман, которые когда-то выехали на территорию, контролируемую ИГИЛ. В Россиию, по данным той же Soufan Group вернулись уже 400 человек. Какой угрозы ждать от них?

Паркер, говоря об угрозе, которую представляют собой вернувшиеся, признает: ни один из терактов в Великобритании за последние годы не был совершен боевиками, прибывшими из Сирии и Ирака. Террористами были одиночки, попавшие под воздействие исламистской пропаганды. А сейчас, после взятия Мосула и Ракки, ее поток снизился в разы.

Другого мнения придерживается доктор Лоренцо Видино, директор программ по исследованию экстремизма в Университете Джорджа Вашингтона. Он считает, что бывшие боевики «Исламского государства» несут серьезную угрозу прежде всего для европейских государств, в том числе России. А также для Туниса, откуда в Сирию и Ирак выехало более шести тысяч бойцов — больше, повторимся, чем откуда бы то ни было в мире.

По мнению доктора Видино, большинство иностранных боевиков будут возвращаться в Евросоюз на законных основаниях, часто используя свои подлинные европейские паспорта. Сейчас европейские чиновники озабочены тем, как перекрыть каналы их возвращения, а также обеспечить интеграцию «возвращенцев» (в частности, детей и жен боевиков) в цивилизованное общество.

Впрочем, напоминает Видино, вместо программ их дерадикализации и реабилитации власти по всей Европе все больше бюджетных средств вкладывают в механизмы, направленные на свертывание возвращения иностранных боевиков.

Что за публика сегодня обретается в рядах «Исламского государства», красноречиво демонстрирует получивший на днях широкий резонанс, пример. Это бывший шифровальщик Минобороны России, кандидат технических наук Денис Хисамов (в звании капитана), который сбежал в Сирию от коллекторов, требовавших от него возврата долгов за купленный в кредит внедорожник BMW Х5. Капитан российской армии не сумел выплатить даже проценты за первый месяц пользования деньгами. Он продал машину, а на вырученные деньги купил себе на черном рынке фальшивый таджикский паспорт и авиабилет до Стамбула. Задержан он был таджикскими спецслужбами и сейчас готовится к высылке обратно в Россию.

«Возвращенцев» нужно фильтровать жестче

По мнению эксперта по региональной безопасности, ведущего научного сотрудника Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаила Рощина, сейчас вполне реальна угроза распространения из Сирии и Ирака потока террористов-«возвращенцев».

— Я думаю, нужен особый контроль за этим процессом, который важно не упустить, — говорит Рощин. — Ирак уже делает важную работу в этом смысле, задерживая боевиков ИГ и подвергая их суду. Я надеюсь, что Сирия будет действовать также, а российские представители в Сирии, включая военную полицию, могли бы ей в этом помочь.

Пока потока «возвращенцев» из Сирии и Ирака в Россию (в основном на Северный Кавказ) нет — он был бы заметен. Но в данном случае необходимо проводить фильтрацию, так как очевидно, что нераскаявшиеся боевики представляют большую опасность. Кстати, в этой связи особенно своевременным мне представляется назначение главой Дагестана Владимира Васильева, имеющего большой опыт работы в МВД.

Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов обращает внимание, что террористы, которые возвращаются из Сирии и Ирака в свои «родные» страны и регионы, вполне могут использовать для новых терактов даже оружие массового поражения.

— То, что и Вашингтон, и Москва (даже находящиеся сейчас в прохладных отношениях) одновременно подтвердили наличие химического оружия у боевиков, позволяет считать, что такие опасения небеспочвенны, — размышляет в беседе со «Свободной прессой» Сулейманов. -Сейчас многие эксперты отмечают, что горячей точкой, которая, как магнит, может привлечь террористов со всего мира, опять станет Афганистан Но очевидно, что в какой бы части света террористы не начали новый «джихад», сохраняется угроза завладения ими оружием массового поражения.

Желание террористов завладеть более смертоносным оружием, чем огнестрельное, было на протяжении всех двух десятилетий XXI века. Может быть, сейчас уже позабыли эту историю, но будто бы даже главный террорист планеты Усама бен Ладен планировал приобрести атомную бомбу (в прессе сообщалось, что якобы этот саудовский миллионер даже подумывал купить ее у Пакистана).


Трудно судить, насколько реально, что у боевиков ИГИЛ могло быть оружие массового поражения. Почему они его сразу не пытались использовать, например, в 2014 году? Тогда «халифат» ИГИЛ имел наибольший охват территории, одерживал боевые победы над правительственной армией, и, казалось бы, боевики могли использовать оружие массового поражения для поражения армии Башара Асада?

Другой вопрос: откуда боевики вообще могли получить химическое оружие? Из старых запасов Саддама Хусейна, из-за чего американцы в 2003 году его и свергли, обвинив в наличии и использовании химического оружия (однако, напомню, это оружие так толком и не обнаружили после оккупации Ирака)?

Все эти вопросы пока остаются открытыми и без четких ответов.

* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 г.


Материал комментируют: Михаил Рощин Раис Сулейманов Таджикистан готовится выслать в Россию капитана российской армии Дениса Хисамова, военного шифровальщика: он пытался сбежать в Сирию от коллекторов, требовавших с него огромный банковский долг. В рядах «Исламского государства» * таких кадров, хоть отбавляй. По данным компании Soufan Group, которая подсчитала число иностранных наемников в рядах террористической организации «Исламское государство», оказалось, что больше всего иностранцев прибывает в ИГ именно из России. И хотя Дмитрий Песков выразил сомнение в данных американской компании, наши собственные эксперты не раз говорили, что наших граждан, состоящих на службе в ИГ, может быть и больше. Поток пропаганды ослаб Министр обороны России Сергей Шойгу заявил накануне, что «Исламское государство» к сегодняшнему дню контролирует не более 5% территории Сирии. В руководстве группировки остались единицы, больше нет тренировочные лагерей, прекратился поток пропаганды. Стоит вспомнить, что еще три года назад террористическая группировка контролировала налогооблагаемое население в 7−8 миллионов человек, огромные нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы, прибыльные маршруты контрабанды, огромные запасы оружия и боеприпасов, а также имела парки мощной и современной военной техники. Экономической столицей «Исламского государства» считался Мосул, второй по величине город Ирака (здесь же, по оценкам аналитиков, производилась основная масса пропагандистских роликов). Боевики в разных концах планеты — от Западной Африки до Юго-Восточной Азии — провозглашали локальные «провинции» «Исламского государства». По мнению американского военного аналитика Джейсона Бёрка (автора книги «Новая угроза: прошлое, настоящее и будущее ИГИЛ», основная причина падения «Исламского государства» — это его необычайная жестокость по отношению ко всем религиозным и этническим группам. Кроме того, чтобы получать новых сторонников, халифат должен был постоянно демонстрировать новые военные завоевания. Однако уже к началу 2015 года, когда для неофитов стало понятно, что пропагандисты «Исламского государства» не могут предложить никакой внятной идеологии, кроме «культа насилия», начался отток сторонников группировки. Появились и первые дезертиры, которых со временем становилось все больше. По мнению Бёрка, воспроизвести такой же террористический проект, как «Исламское государство», в любой другой точке планеты будет нереально — хотя это пытаются сделать в Пакистане, Нигерии, Сомали, Мали, Ливии, Конго, Йемене и даже на Филиппинах (там, где провозглашены «провинции» ИГИЛ). Дело в том, что именно Сирия и Ирак имеют уникальное историческое и религиозное значение для мусульман, которое невозможно воспроизвести в любом другом месте. «Возвращенцев» в Европе не ждут По подсчетам спецслужб, в разные годы к «Исламскому государству» присоединилось около 30 тысяч иностранных наемников. Сейчас в Ираке начались суды над захваченными в плен террористами: так, недавно в Багдаде был осужден к смертной казни россиянин, который с 2015 года сражался в рядах «Исламского государства», участвовал в нескольких терактах против правительственных войск Ирака, а также в боях за Мосул. По информации Soufan Group, всего в ИГ воюют 3417 россиян. Из иностранных боевиков — наших больше всех. На втором месте Саудовская Аравия — 3224 человека, на третьем месте Иордания — 3 тыс., затем идет Тунис — 2926 человек и Франция — 1910 граждан. Всего, по данным иностранных спецслужб, в рядах террористической организации воюют граждане более 50 стран. Свыше 70% из них родом из арабских стран, среди европейцев больше всего граждан Франции, Германии и Великобритании. Самая вероятная угроза после падения «Исламского государства» — это бывшие боевики, которые могут рассредоточиться по другим странам. Директор британской разведки MI5 Эндрю Паркер недавно заявил, что только в его страну могут вернуться до 850 мусульман, которые когда-то выехали на территорию, контролируемую ИГИЛ. В Россиию, по данным той же Soufan Group вернулись уже 400 человек. Какой угрозы ждать от них? Паркер, говоря об угрозе, которую представляют собой вернувшиеся, признает: ни один из терактов в Великобритании за последние годы не был совершен боевиками, прибывшими из Сирии и Ирака. Террористами были одиночки, попавшие под воздействие исламистской пропаганды. А сейчас, после взятия Мосула и Ракки, ее поток снизился в разы. Другого мнения придерживается доктор Лоренцо Видино, директор программ по исследованию экстремизма в Университете Джорджа Вашингтона. Он считает, что бывшие боевики «Исламского государства» несут серьезную угрозу прежде всего для европейских государств, в том числе России. А также для Туниса, откуда в Сирию и Ирак выехало более шести тысяч бойцов — больше, повторимся, чем откуда бы то ни было в мире. По мнению доктора Видино, большинство иностранных боевиков будут возвращаться в Евросоюз на законных основаниях, часто используя свои подлинные европейские паспорта. Сейчас европейские чиновники озабочены тем, как перекрыть каналы их возвращения, а также обеспечить интеграцию «возвращенцев» (в частности, детей и жен боевиков) в цивилизованное общество. Впрочем, напоминает Видино, вместо программ их дерадикализации и реабилитации власти по всей Европе все больше бюджетных средств вкладывают в механизмы, направленные на свертывание возвращения иностранных боевиков. Что за публика сегодня обретается в рядах «Исламского государства», красноречиво демонстрирует получивший на днях широкий резонанс, пример. Это бывший шифровальщик Минобороны России, кандидат технических наук Денис Хисамов (в звании капитана), который сбежал в Сирию от коллекторов, требовавших от него возврата долгов за купленный в кредит внедорожник BMW Х5. Капитан российской армии не сумел выплатить даже проценты за первый месяц пользования деньгами. Он продал машину, а на вырученные деньги купил себе на черном рынке фальшивый таджикский паспорт и авиабилет до Стамбула. Задержан он был таджикскими спецслужбами и сейчас готовится к высылке обратно в Россию. «Возвращенцев» нужно фильтровать жестче По мнению эксперта по региональной безопасности, ведущего научного сотрудника Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаила Рощина, сейчас вполне реальна угроза распространения из Сирии и Ирака потока террористов-«возвращенцев». — Я думаю, нужен особый контроль за этим процессом, который важно не упустить, — говорит Рощин. — Ирак уже делает важную работу в этом смысле, задерживая боевиков ИГ и подвергая их суду. Я надеюсь, что Сирия будет действовать также, а российские представители в Сирии, включая военную полицию, могли бы ей в этом помочь. Пока потока «возвращенцев» из Сирии и Ирака в Россию (в основном на Северный Кавказ) нет — он был бы заметен. Но в данном случае необходимо проводить фильтрацию, так как очевидно, что нераскаявшиеся боевики представляют большую опасность. Кстати, в этой связи особенно своевременным мне представляется назначение главой Дагестана Владимира Васильева, имеющего большой опыт работы в МВД. Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов обращает внимание, что террористы, которые возвращаются из Сирии и Ирака в свои «родные» страны и регионы, вполне могут использовать для новых терактов даже оружие массового поражения. — То, что и Вашингтон, и Москва (даже находящиеся сейчас в прохладных отношениях) одновременно подтвердили наличие химического оружия у боевиков, позволяет считать, что такие опасения небеспочвенны, — размышляет в беседе со «Свободной прессой» Сулейманов. -Сейчас многие эксперты отмечают, что горячей точкой, которая, как магнит, может привлечь террористов со всего мира, опять станет Афганистан Но очевидно, что в какой бы части света террористы не начали новый «джихад», сохраняется угроза завладения ими оружием массового поражения. Желание террористов завладеть более смертоносным оружием, чем огнестрельное, было на протяжении всех двух десятилетий XXI века. Может быть, сейчас уже позабыли эту историю, но будто бы даже главный террорист планеты Усама бен Ладен планировал приобрести атомную бомбу (в прессе сообщалось, что якобы этот саудовский миллионер даже подумывал купить ее у Пакистана). Трудно судить, насколько реально, что у боевиков ИГИЛ могло быть оружие массового поражения. Почему они его сразу не пытались использовать, например, в 2014 году? Тогда «халифат» ИГИЛ имел наибольший охват территории, одерживал боевые победы над правительственной армией, и, казалось бы, боевики могли использовать оружие массового поражения для поражения армии Башара Асада? Другой вопрос: откуда боевики вообще могли получить химическое оружие? Из старых запасов Саддама Хусейна, из-за чего американцы в 2003 году его и свергли, обвинив в наличии и использовании химического оружия (однако, напомню, это оружие так толком и не обнаружили после оккупации Ирака)? Все эти вопросы пока остаются открытыми и без четких ответов. * «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 г.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl