Материал комментируют:
Эндер Имрек
Анкара начала агрессию против курдов. Теперь это не просто артиллерийская подготовка и разовые стычки в приграничных районах, а настоящая военная операция с использованием танков и сухопутных сил. Заявленной целью турецкой армии и их сирийских союзников стал город Африн на северо-западе провинции Алеппо. Он находится в самом сердце курдского анклава, и, разумеется, его захвату будет предшествовать разгром курдских войск в прилегающих к границам с Турцией районах. В настоящее время операция «Щит Евфрата» находится именно в этой фазе. Курдские источники сообщают о потерях как со своей стороны, так и со стороны противника. Также поступает информация о жертвах среди мирного населения. США уже призвали Турцию бороться с ИГИЛ*, а не с сирийскими курдами.
Но, несмотря на это, падение Африна, скорее всего, неминуемо, если только не случится чудо. А оно сейчас кажется более реальным, чем ему положено быть. На сторону курдов неожиданным образом встали их главные внутрисирийские враги в лице правительства, подконтрольного Башару Асаду. Министр иностранных дел Сирии Фейсал Микдад после начала столкновений на северо-западе Алеппо заявил, что действия Турции незаконны и угрожают безопасности арабской республики. В связи с этим Сирия применит все необходимые меры, вплоть до прямого столкновения с турецкой армией.
Будь это сказано в любое другое время, то все выглядело бы обычно. Но сейчас в Сирии война, и среди внутренних сил главную угрозу для сохранения целостности государства играют именно Отряды народной самообороны. Во всяком случае, официальное правительство должно смотреть на положение вещей именно так — курды многократно заявляли, что не собираются считаться с Дамаском. Кроме того, уже сейчас они занимаются созданием федерации на подконтрольных территориях. Конечно, турецкая интервенция — не самый лучший вариант, но все же это может ослабить курдов. А обитающие в этом же районе протурецкие силы не обладают такой же организованностью как Отряды народной самообороны. Их временное доминирование в этой части Алеппо будет меньшей проблемой, чем окончательное утверждение курдской власти. А вероятность того, что турецкая регулярная армия будет постоянно присутствовать в Алеппо, довольно мала.
Так почему же Асад не захотел чужими руками разобраться со своей главой проблемой? Зачем он встал на сторону курдов? Об этом мы поговорили с турецким военным экспертом Эндером Имреком.
«СП»: — Почему Турция начала кампанию именно сейчас?
— То, что происходит сейчас в Алеппо, намечалось давно. Эрдоган хотел начать еще осенью, но тогда ему этого не позволили сделать. Сейчас он, похоже, смог договориться с Россией и США. Американцы с самого начала выступали против этого, но сейчас, после того, как Эрдоган угрожает кризисом во взаимоотношениях, пришлось чем-то жертвовать. Русские призывали не торопиться с вопросом, пока их отвлекало Исламское государство* от положения в Алеппо и Идлибе. Сейчас этой проблемы нет. Россия, как и ожидалось, вывела своих военных из окрестностей Африна, им ничего не угрожает. Возможно, Эрдоган обсудил этот вопрос лично с Путиным. Из этого можно сделать много выводов о политике России, но я не хочу это анализировать. Россия поступила в соответствии со своими интересами, а не просто потому, что Эрдоган попросил. Получается, что теперь все препятствия преодолены. Вот поэтому операция началась только сейчас.
«СП»: — Получается, что Россия и США не возражают против таких действий?
— Да, иначе Эрдоган не смог бы ничего сделать.
«СП»: — Если Россия не возражает, то почему тогда Дамаск относится к этому резко отрицательно?
— Так нужно. Все-таки Асад называет себя президентом, а своих людей — законными министрами. Какой президент не будет возражать против интервенции в свою страну? Даже если он не контролирует ее части. Это все не имеет отношения к реальному положению дел. Асад не может быть против того, что нужно России. Сейчас России нужно поддерживать диалог с Турцией. Значит, так и будет.
«СП»: — Чего следует ждать в ближайшие дни?
— Война с Отрядами народной самообороны — это сложно. Это стало понятно во время операции «Щит Евфрата». Отряды народной самообороны — это не привычная организованная армия, армии в Африне нет, но есть именно отряды, которые хорошо вооружены и больше приспособлены к полупартизанскому сопротивлению. Если разведка Турции будет работать хорошо, то больших проблем на пути основных сил не возникнет, но если недостаточно хорошо изучить ситуацию, то даже у больших сил появятся большие трудности. Но учитывая сложившуюся ситуацию, надо ожидать поражения Отрядов народной самообороны в течение трех недель. Но это неточно.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.