Материал комментируют:
Дмитрий Корнев
Фундаментальный принцип геополитики — противостояние континентальных и морских держав, подтолкнул Россию к идее использовать естественную уязвимость своих противников. Близость к побережью крупных городских агломераций Великобритании и США делает их отличной мишенью для ядерной атаки из морских глубин. В случае противостояния с Россией первыми обратятся в пепел Лондон, Нью-Йорк и Сан-Франциско.
О том, что Россия разрабатывает подводный ядерный дрон 17 января написала лондонская The Times. Издание ссылается на доклад «Обзор ядерного потенциала», опубликованный Пентагоном в начале месяца. Ранее США отказывались признавать скорое появление у России такого оружия. Документ уже направлен Дональду Трампу, который использует его для подготовки ежегодного послания Конгрессу «О положении в стране». Судя по докладу, положение США, неважное.
Смертоносное российское оружие «Статус-6» фигурирует в диаграмме под названием «Новые ядерные средства доставки за последнее десятилетие». Речь идет, по сути, о беспилотнике традиционной для торпеды сигарообразной формы. Ее скорость может достигать 100 узлов, а примерная дальность — 10 тысяч километров. Мощность ядерной боеголовки — до 100 мегатонн. Нью-Йорк придется строить заново, если будет кому…
По информации Defense News, автономная торпеда Ocean Multipurpose System Status-6, получившая в Пентагоне наименование KANYON, была удачно испытана в ноябре 2016 года. Ядерный беспилотник был запущен с подлодки класса «Саров». Вообще же, он предназначен для запуска как минимум с двух различных классов атомных подводных лодок, включая «Антей».
Готовясь к возможной войне, Россия все же желает мира. Если технические детали создаваемой «Статус-6» держались в секрете, то сам факт ее разработки, напротив, был «засвечен» для потенциального противника. Вдруг одумается? В 2015 году на совещании у Владимира Путина телекамера выхватила из-за плеча присутствующего генерала лист с презентацией подводного беспилотника.
Это оружие, сказано в презентации, «гарантирует смертоносный урон территории нескольких стран, создание зон радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления военной, экономической и какой-либо другой деятельности в течение длительного времени». Слова Дмитрия Пескова о том, что «некоторые секретные данные попали в объектив камеры» убедил скептиков, что это вовсе не блеф.
Конечно, Соединенные Штаты располагают системами противолодочной обороны: гидроакустической SOSUS, а также ASW и UUV. Однако, как и любая защита, они имеют свои уязвимости. Успешное их преодоление и есть задача российских военных инженеров. Снабженный искусственным интеллектом «Статус-6» способен поразить цель даже если связь с командным пунктом будет потеряна.
Отметим, что программа разработки ядерных торпед была принята в СССР сразу после войны — в 1949 году. Однако, позже, в связи с более высокой эффективностью межконтинентальных ракет она была свернута. Одним из авторов идеи атаки на американское побережье был физик-ядерщик Андрей Сахаров. В том числе ради этой идеи на Новой Земле в 1961 году взорвали «Царь-бомбу» мощностью 57 мегатонн.
Сейчас, с учетом американской концепции быстрого глобального удара тема вновь стала актуальной. О том, что Россия найдет на это адекватный и неожиданный ответ недавно говорил Владимир Путин.
Военный эксперт, редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев отмечает, что описанное выше применение подводного беспилотника лишь один из вариантов использования подобных аппаратов.
— В России есть целая программа развития беспилотных средств для работы под водой. Эти работы еще на бумаге велись в СССР в 1980-е годы. Есть несколько направлений. В целом, речь идет о создании необитаемого подводного средства с ядерной силовой установкой, которое может действовать с подводных носителей, на удалении в несколько тысяч километров и выполнять самые разные функции.
Одну из таких функций, описал чуть больше года назад известный исследователь истории подводных сил и специальных операций англичанин H. I. Sutton. Речь шла о создании с помощью этих самых роботизированных средств системы подводных эхолотов в Арктике. Эти агрегаты приплывают в заданный район и ставят на дне эхолот, потом в другом месте… Постепенно эти эхолоты связываются в сеть. Такая система позволяет контролировать подводную обстановку на больших территориях. Цели могут быть любые, как военные, так и гражданские. Любопытно, что англичанин взял информацию из открытых источников.
Точно такое же роботизированное техническое средство может быть оснащено мегатонного класса ядерной боеголовкой и выполнять совершенно другие функции. То есть, основа одна и та же, но методы и цели могут быть разные.
«СП»: — Как шасси мощного автомобиля можно использовать как в гражданских, так и военных целях?
— Да, примерно так. Первое появление «Статуса-6» как носителя мегатонных боеголовок — это слив, который случился на совещании у президента. Качество съемки там было не очень, но коллективный разум восстановил полную картину. Конечно, такие вещи случайно не происходят. Это было сделано, думаю, для того, чтобы показать, что у нас тоже есть «кузькина мать». Такой заряд обеспечивает и физическое поражение побережья взрывной волной и микроцунами и радиактивное загрязнение местности.
Есть еще третье применение такого подводного аппарата. Он может нести на себе несколько крылатых ракет, противокарабельных или по наземным целям. И во время «Ч» произвести их запуск из подводного положения. Ну, или подвсплыть и запустить ракеты как обычная подлодка. Точной информации о том, разрабатывется ли такая штука, нет, но в среде военных аналитиков вероятность такого использования обсуждалась.
«СП»: — Информации о проекте действительно мало. Даже про испытания ничего неизвестно за исключением самого факта…
— Исследования подводных аппаратов, которые являются прототипом системы «Статус-6» уже несколько лет ведутся в Северодвинске. Их запускали с подлодки «Саров». Лодка оснащена двумя, а может быть и одним пусковым устройством, поскольку аппараты достаточно большие по размерам — диаметр около 1,5 метров. Из-за этого пусковые устройства, конечно же, одноразовые. «Сарову» в испытаниях помогает корабль «Звездочка», оснащенный специальными кранами и роботизированными средствами подъема грузов со дна, и специальные баржи.
Правда, по западным оценкам от испытаний прототипа до боевого образца системы «Статус-6» может пройти еще несколько лет.
«СП»: — Насколько вероятно преодоление «Статусом-6» американской противолодочной обороны?
— Тут ситуация выгодная для атакующей стороны. Аппарат необитаемый и если он идет на глубине до одного километра, то с высокой долей вероятности он проходит ниже уровня контроля любых систем ПЛО. Ведь подлодки ходят на глубине до 200 метров. Звук с большей глубины наверх не проникает. Фактор скорости движения тут вторичен. Если тебя никто не видит, то скорость не так важна.
Кроме того, развертывание данных аппаратов может произойти в мирное время. А затем они будут ждать команды. Поэтому их поиск и уничтожение будет сложной задачей.