Материал комментируют:
Виктор Надеин-Раевский
Владимир Шварёв
В Госдепартаменте США официально признали, что пытаются отговорить некоторые государства от покупки у России зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф». Об этом рассказал высокопоставленный американский дипломат на брифинге для журналистов 30 января.
«Мы ведем переговоры с рядом стран, и мы примем соответствующие меры, когда придем к решению», — ответил дипломат на вопрос журналистов о том, какие меры Вашингтон намерен предпринять в отношении таких стран, как Турция и Катар, которые планируют или обдумывают покупку С-400.
Цель этих действий Госдепа — «не допустить поступления важных доходов в российское правительство». Чиновник дал понять, что некоторые контракты уже были сорваны, но называть страны, которые отказались от сделок с РФ из-за давления США и угрозы санкций, не стал.
«Я не могу вдаваться в подробности наших дискуссий со странами-партнерами. Я не могу вдаваться в детали, с какими странами мы разговаривали, и называть примерные данные. Я просто не могу ввязываться в такие щекотливые дискуссии», — уклончиво завил дипломат, добавив, что «в России знают, о каких сорванных сделках идет речь».
Напомним, что 29 января вступили в силу санкции США против оборонного сектора Российской Федерации. Как уже писала «СП», в отличие от предыдущих ограничений, они дают право Вашингтону вводить санкции против любой компании, как американской или иностранной, так и российской, которая совершает «существенные сделки» с оборонным и разведывательным сектором РФ.
Эксперты предполагают, что одним из главных объектов давления Госдепа может быть Катар, который в настоящий момент ведет переговоры о покупке ЗРС С-400 «Триумф». За день до официального комментария американского дипломата, министр обороны Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя, находясь с визитом в Вашингтоне, заявил, что не видит проблем с закупкой у России зенитных ракетных систем С-400. По его словам, заинтересованность в других системах не означает, что Доха ищет замену США в сфере обороны.
Ранее посол Катара в Москве в интервью ТАСС рассказал, что переговоры о закупке «Триумфов» действительно идут и даже находятся на продвинутой стадии. Однако позднее в диппредставительстве сдали назад, заявив, что посол говорил не конкретно об С-400, а просто о системах противовоздушной обороны.
Не исключено, что это связано именно с позицией Вашингтона. Хотя первоначально официальный представитель Пентагона Дана Уайт сообщила, что Соединенные Штаты считают планы Катара закупить у России С-400 суверенным решением ближневосточного государства, вчерашние комментарии доказывают обратное.
Властям Катара будет сложно не прислушаться к «аргументам» США, особенно в условиях фактический изоляции со стороны других государств Персидского залива. Напомним, что летом 2017 ряд арабских стран, в том числе Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет разорвали дипломатические отношения с Дохой, обвинив в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела. До сих пор страна находится в частичной блокаде, так как отказалась выполнять выдвинутые ей требования.
В то же время, на территории Катара находится американская военная база Аль-Удэйд с контингентом в 10 тысяч военнослужащих. 31 января министр обороны страны заявил о планах по расширению базы, которая будет превращена в «настоящий город» для удобства американского контингента.
Эксперты изначально считали, что планы Катара по покупке С-400 носят, скорее, политический и символический характер, чтобы заручиться поддержкой России в непростых условиях политический изоляции. Однако понятно, что отношения с США для страны важнее, и если в Вашингтоне поставят вопрос ребром, Доха вряд ли решится поступить по-своему.
С Турцией ситуация обстоит сложнее. Страна входит в Североатлантический альянс, на ее территории находится авиабаза Инджирлик, используемая американскими ВВС. Тем не менее, Анкара не просто планирует закупить С-400, но и заключила ряд соглашений о поставках. О подписании контракта на поставку ЗРС «Триумф» стало известно 12 сентября, тогда же президента Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что страна уже сделала первый взнос за комплексы.
США и НАТО негативно отреагировали на эти новости, назвав С-400 не совместимыми с системой коллективной безопасности. И все же 29 сентября Россия получила авансовый платеж, после чего помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин назвал контракт «вступившим в действие». В декабре стороны согласовали детали кредита на покупку Турцией С-400. Ожидается, что первые комплексы поступят в страну в конце 2019 или начале 2020 года. Как и для Катара, для Анкары это не только военный, но и политический шаг на фоне обострения отношений с Западом после неудавшейся попытки госпереворота, в которой Эрдоган фактически обвинил США.
Помимо Турции и Катара, среди потенциальных покупателей систем С-400 «Триумф» называли и Саудовскую Аравию. В октябре 2017 года пресс-служба Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) сообщила, что «с Королевством Саудовская Аравия достигнута договоренность о поставках систем ПВО С-400, противотанковых ракетных комплексов „Корнет-ЭМ“, систем ТОС-1А, автоматических гранатометных комплексов АГС-30, автоматов Калашникова АК-103».
Однако при этом Саудовская Аравия собиралась закупить и американские противоракетные комплексы THAAD. В итоге Госдепартамент США одобрил сделку осенью прошлого года вскоре после того, как стало известно об интересе страны к С-400. СМИ сообщали, что покупкой российских «Триумфов» интересовался и Бахрейн, но насколько далеко зашел этот интерес, неизвестно.
Примечательно, что обсуждая российские поставки С-400, ни американский дипломат, ни журналисты на брифинге не упомянули Китай, а ведь у Пекина есть действующий контракт на поставку комплексов, заключенный еще в 2014 году. Более того, 18 января источники ТАСС сообщили, что первый полковой комплект уже был отправлен заказчику. Правда, на следующий день стало известно, что перевозившее комплектующие судно попало в шторм и было вынуждено вернуться в порт Усть-Луга. Об этом сообщила на брифинге официальный представитель ФСВТС России Мария Воробьева. Тем не менее, после оценки ущерба неповрежденное имущество будет отправлено заказчику, а недостающие комплектующие направят позднее.
Замдиректора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев считает, что чем меньше страна зависит от США в военных и политических вопросах, тем проще ей противостоять давлению Вашингтона в отношении закупок российских вооружений.
— Любой рынок подразумевает свободу действий, как покупателя, так и продавца. Если американцы действительно попытаются делать то, что говорят, это означает, что мирового рынка со свободной конкуренцией больше нет.
Естественно, давление на потенциальных покупателей будет оказываться. Среди них можно назвать Катар, Саудовскую Аравию. Но я бы привел пример Турции, которая, несмотря на протесты со стороны США, заняла жесткую позицию. Если во главе государства стоит нормальный политик, то никакое давление со стороны США не приведет к изменению позиции в вопросах обороны. Если страна считает нужным купить нашу военную технику, она ее купит.
«СП»: — А если лидер не так силен?
— Тогда, безусловно, страна может поддаться американскому влиянию. Но я считаю, что сегодня во многих странах во главе достаточно сильные люди, которые проводят самостоятельную политику, несмотря на давление США. Многие эксперты полагают, что сейчас все находятся под давлением и дуют в дудку США, кроме Китая, России и немного Индии. Остальные страны делают все, что прикажет Вашингтон.
Но, несмотря на это, мы ведем военно-техническое сотрудничество с более чем 65 странами. Системы С-300, хотя и не такие современные, как С-400, в свое время были поставлены на Кипр, а оттуда по согласованию с нами перебазированы в Грецию. Так что системы С-300 уже более десяти лет прикрывают воздушное пространство страны НАТО.
Поэтому не вижу непреодолимых преград для поставок наших комплексов в другие страны, даже члены НАТО. Хотя политическое давление США — это важный фактор. Больше всего от него зависят те страны, которые получают американскую военную помощь. На первом месте в этом списке находится Израиль, который получает около трех миллиардов долларов в год. Вашингтон может просто пригрозить свернуть такое финансирование, и это очень действенный рычаг. Странам, которые такую помощь не получают, в этом плане гораздо легче.
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский объясняет, что и Турция, несмотря на достаточно независимую позицию, вовсе не гарантировала себе поставки С-400, так как США приложат все усилия для того, чтобы сорвать этот контракт.
— Турция — не первый случай, когда мы продаем государству-члену НАТО средства ПВО. Уже был прецедент, когда Россия продала комплексы С-300 Кипру. Шум по поводу этой продажи был очень большой и привел к тому, что Греция перекупила эту поставку и разместила систему на острове Крит. Но сам факт продажи нашего ПВО стране-члену НАТО существует.
Помимо Турции покупкой С-400 очень интересовалась Саудовская Аравия. Но хотя эта страна не входит в НАТО и таких жестких обязательств, как Турция, не имеет, им тоже пригрозили, и сейчас об этой сделке ничего не слышно. Зато американцы продали саудитам собственные системы ПВО, то есть пошли на уступки, на которые раньше идти не хотели. Не исключаю, что многие американские союзники просто используют поставки наших вооружений в качестве элемента торга со своими заокеанскими партнерами.
Но с Турцией ситуация намного серьезней. У них практически нет эффективных систем ПВО на боевом дежурстве. Когда встал вопрос о том, что нужно как-то защищать турецкое небо, им были поставлены системы Patriot из нескольких европейских стран, такая «сборная солянка», хотя и работающая. Турция попросила Вашингтон продать им более современные системы Patriot, на что получила отказ, так как американцы очень сомневались в лояльности турецкого союзника. Естественно, что Анкара в поисках нужного для себя вооружения обратилась к России, а мы отказываться не стали.
Но это далеко не конец истории. Теперь США оказывают сильное давление на турецких партнеров, чтобы эта сделка не состоялась. Это заявление дипломата — звено той же цепи. Американская сторона сейчас ищет методы, чтобы наказать Турцию так, чтобы той, с одной стороны, неповадно было, с другой, чтобы не потерять ее как союзника и продолжать сотрудничество в разных программах, и при всем этом сохранить лицо. Перед США стоит комплексная задача, и пока поиски идут в этом направлении.
«СП»: — Как именно США могут надавить на Анкару?
— Они могут обещать предоставить собственные системы ПВО и при этом оказывать давление в вопросе поставок других видов вооружения, в которых Турция испытывает недостаток. Тем более что уже начались неприятности с немецкими танками «Леопард», которые ФРГ отказалась модернизировать в силу того, что они используются в операции в Сирии против курдов Африна. Так что попытки заставить Турцию отказаться от сделки с Россией по С-400, несмотря на то, что она зашла достаточно далеко, не завершились. Напротив, они будут продолжаться и дальше.
«СП»: — То есть это не голословные угрозы со стороны США?
— Конечно, нет. У них достаточно механизмов воздействия на Турцию. Поставки американского оружия — это «священная корова» американской внешней политики, и они сделают все, чтобы сохранить свои позиции в этой сфере. У них множество способов воздействовать на Анкару. Это не только поставки американских вооружений. Это и вопросы того, какой информацией можно делиться с союзниками, а какую скрывать, и сотрудничество с теми производителями, которые уже осуществляют сборку американских систем вооружений на турецкой территории, и многое другое. Это достаточно широкие аспекты воздействия, которые американцы будут использовать.
«СП»: — А что с другими странами, заинтересованными в С-400, например, Бахрейном?
— Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия не являются членами НАТО, поэтому, как ни странно, для них ситуация более благоприятная, чем для Турции. Деньги у них есть, суверенные фонды большие, и они при желании могут позволить себе купить наши ЗРС. Но американцы, безусловно, будут использовать самые разные рычаги давления и на эти страны.