Материал комментируют:
Владимир Шварёв
Сергей Судаков
Соединенные Штаты Америки предупредили правительства других стран о возможности введения против них санкций в случае заключения крупных оборонных сделок с Россией. Об этом 21 февраля написало агентство France-Press со ссылкой на собственные высокопоставленные источники в администрации президента Трампа.
Издание уточняет, что эти предостережения касаются, в первую очередь, Турции, которая заключила с Москвой сделку на поставку зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф». По словам инсайдеров, «некоторые крупные страны» уже пересматривают свои решения о покупке российских вооружений после предупреждения Вашингтона, правда, пока не ясно, касается ли это Анкары.
О том, что США пытаются срывать контракты российского ОПК с зарубежными странами говорят не только инсайдеры, но и официальные представители вашингтонской администрации, ничуть не скрывая своих намерений. Так, 21 февраля спикер Госдепа Хизер Науэрт заявила, что российская «оборонка» уже потеряла три миллиарда долларов от ограничений в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).
«Прекращение таких сделок, по сути, является наказанием. Зачем? Потому что это означает, что меньше денег уходит в российский бюджет. Таким образом, это можно считать успехом в части привлечения России к ответственности», — заявила Науэрт.
Представитель Госдепа добавила, что всем американским дипмиссиям рекомендовали прекратить деловые контакты с Россией, прежде всего с ее оборонно-промышленным комплексом.
«Свободная пресса» уже писала о том, что 29 января вступили в силу санкции против российского оборонного сектора, дающие Вашингтону право наложить ограничения на любые компании, которые после 2 августа будут иметь дело с одной из указанных в законе CAATSA российских структур. Среди них практически все наши ведущие оборонные компании — от «Рособоронэкспорта» до «Адмиралтейских верфей».
Только в 2017 году Россия экспортировала вооружений на сумму свыше 14 млрд долл. В конце августа прошлого года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Дмитрий Шугаев рассказал, что портфель экспортных заказов на российское вооружение и военную технику составляет порядка 47?50 млрд долл. Основными партнерами РФ являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится почти половина всего объема экспортируемой продукции, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Увеличению портфеля заказов способствовала успешная сирийская кампания, которая продемонстрировала многие виды российских вооружений в деле.
По итогам 2017 года Россия сохранила за собой второе место на мировом рынке экспорта вооружений. Ее в мировом экспорте оружия составляет 23%, США — 33%.
На фоне портфеля в 50 миллиардов долларов три миллиарда не выглядят такой уж значительной суммой. Однако если заявления Госдепа соответствуют действительности, эти сорванные контракты могут быть только «первыми ласточками», и в дальнейшем все больше стран будут отказываться от российских вооружений. Ранее российскими ЗРС интересовались такие страны, как Бахрейн, Катар, но пока до конкретных сделок дело не дошло. И даже в случае с Турцией нельзя быть уверенными в том, что контракт все же будет доведен до конца, несмотря на то, что Анкара уже перевела предоплату. Как объяснил в комментарии «СП» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский, США приложат все усилия для того, чтобы так или иначе сорвать эту сделку.
С другой стороны, в Госдепе могут преувеличивать свои успехи. Например, засчитать себе в актив отказ Саудовской Аравии от закупки С-400 «Триумф». Одна эта сделка могла потянуть на три миллиарда долларов. В октябре 2017 года пресс-служба ФСВТС сообщила, что с Королевством Саудовская Аравия достигнута договоренность о поставках систем ПВО С-400, противотанковых ракетных комплексов «Корнет-ЭМ», систем ТОС-1А, автоматических гранатометных комплексов АГС-30, автоматов Калашникова АК-103.
Но вскоре после публикации этой информации Госдеп США одобрил продажу королевству американских противоракетных комплексов THAAD, после чего интерес к «Триумфам» со стороны Эр-Рияда поутих. Однако многие эксперты полагают, что заявление о поставках С-400 изначально использовалось Саудовской Аравией для того, чтобы надавить на американских партнеров и сделать их более сговорчивыми.
Несмотря на это, политолог-американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков не сомневается в том, что США готовы вводить санкции против своих союзников, если они откажутся присоединиться к санкциям против российской «оборонки».
— США пытаются подменить два понятия. То, что они сейчас проводят — это не санкции, а полноценная торговая война, которую они объявили Российской Федерации. Они делают все возможное, чтобы выдавить Россию с тех рынков, где она мешает лидерству Соединенных Штатов.
Оружейный рынок всегда являлся приоритетным для США, а Россия очень уверенно на нем закрепились. Мы занимаем твердое второе место. Огромное количество заказчиков хотят покупать российские вооружения, потому что они дешевле, качественнее, лучше и выгоднее в обслуживании.
США долго вынашивали планы, как подвести эту конкурентную площадку под тот событийный ряд, который они выстраивали. Они придумали разные формы нагнетания конфликта в виде лжеугроз, связанных с совершенно фейковым обвинением о вмешательстве России в американские выборы, а также с «неправовым» возвращением Крыма в состав России. Хотя в этом случае налицо двойные стандарты, достаточно вспомнить, что было в Косово.
«СП»: — Получается, эта политика работает? Госдеп уже заявил о том, что сорвал контрактов на 30 миллиардов долларов…
— Что касается заявлений Госдепа, они не раскрывают свои конкретные действия, и ничто не мешает им сказать, что они сорвали нам контрактов не на три, а 30 миллиардов. Проверить их слова нет никакой возможности. Но мы, безусловно, видим, что одна страна пытается неправовыми методами бороться с другими. И те государства, которые сейчас радуются этой войне, развязанной США против России, должны четко понимать, что следующими будут они.
США никогда не успокоятся. У них нет понятий «друг» и «враг», есть только свои интересы, и они будут идти вперед, преследуя их. Их задача — любой ценой сделать так, чтобы Россия как можно меньше присутствовала на рынке вооружений, на рынке продовольствия и других рынках.
Сейчас главное не то, что будут дальнейшие санкции (а они будут), а то, что они начнут распространяться не только на российских граждан, но и на союзников самих США. Они начнут маркировать своих союзников по принципу «свой-чужой» в зависимости от того, поддерживают ли они санкции или нет. Но союзники должны понять, что США не смогут собой подменить весь большой мир. Мир стал слишком глобальным. Поэтому в какой-то момент Соединенные Штаты начнут проседать, и их модель превосходства перестанет быть очевидной.
К этому моменту союзникам США лучше определиться, с кем они хотят быть и готовы ли они говорить собственным голосом. Хороший пример в этом отношении — Европа. Некоторые страны ЕС уже начинают не соглашаться с США, говорить о том, что им не нравится. И как бы Вашингтон ни старался сохранить хорошую мину при плохой игре, понятно, что игра действительно плохая, а их успехи — бумажные. Граждане других стран воспринимают США не как лидера, а как гегемона, который готов преследовать только собственные интересы.
«СП»: — Но если говорить о конкретных странах, например, Юго-Восточной Азии или Африки, они могут отказаться от наших вооружений из-за угроз США?
— Эти страны временно могут пойти на союз с США и даже начать покупать их оружие. Но все страны, которые покупают вооружения у Америки, никогда не чувствуют себя полностью в безопасности. Посмотрите на Саудовскую Аравию, которая расходует примерно 10% национального ВВП на покупку американских вооружений. Разве это делает страну более защищенной?
В то время, как страны, которые покупают наше вооружение, например, комплексы С-400, могут гарантировать себе защиту от американского присутствия. С помощью российских технологий эти страны могут возвращать себе суверенитет, а с американским вооружением, напротив, они попадают в еще большую зависимость от США.
Заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев полагает, что успехи США в части срыва российских контрактов сильно преувеличены, хотя не исключает, что в перспективе угроза санкций может уменьшить наш экспортный пакет.
— Начнем с того, что американцы не знают, с кем мы ведем переговоры и обсуждаем возможные поставки. Это конфиденциальная информация. Поэтому мы в Центре анализа мировой торговли оружием считаем, что цифра в три миллиарда долларов просто взята с потолка. На текущий момент, с нашей точки зрения, у нас нулевые потери.
Любой военный контракт готовится очень долго. Это не сиюминутное предприятие. Крупные соглашения могут обсуждаться и готовиться годами. Разговоры о том, что американские угрозы подействовали в течение нескольких месяцев и какие-то соглашения уже были сорваны, ни в какие ворота не лезут. Поэтому цифру в три миллиарда мы просто отметаем и считаем ее выдуманной.
«СП»: — А в будущем?
— Конечно, в перспективе это может сказаться на наших новых экспортных контрактах. Почеркну, именно на новых. Сейчас у нас портфель заказов в районе 50 миллиардов долларов. Таким образом, при ежегодном экспорте в среднем в 15 миллиардов в год мы только на уже заключенных контрактах можем жить три с лишним года.
А что будет дальше? Я не думаю, что угрозы США подействуют на все страны. Для начала, что значит «крупные контракты» с Россией, что в Вашингтоне понимают под этим? Пусть тогда правительства заключают с нами не один крупный, а два-три средних контракта по отдельным системам вооружений. Выходы для того, чтобы купить именно российское оружие и обойти американские санкции, есть.
Тем более что оно зарекомендовало себя с лучшей стороны в Сирии. В то время как американские самолеты и конвертопланы постоянно падают и выходят из строя. Буквально несколько дней тому назад F-16 в Японии загорелся в воздухе, и ему пришлось сбросить топливные баки в озеро в заповеднике.
Кроме того, у нас с США, как правило, разные партнеры в сфере военно-технического сотрудничества. Есть несколько стран, где мы соперничаем, например, в Индии. Но по остальным государствам либо большое преимущество у нас, либо у американцев. Мы пересекаемся в единичных случаях.
«СП»: — Через какое время станет ясно, действуют ли американские угрозы на рынок?
— Поведение американцев на рынке — это нонсенс. Рынок предполагает открытую и честную конкурентную борьбу. Американцы же применяют подножки. Я считаю, что такие методы борьбы к успеху не приведут. Напротив, они могут подтолкнуть другие страны к отказу от сотрудничества с США в сфере вооружений. С помощью такой агрессивной и крайне необъективной политики долгое время удерживать победу в области военно-технического сотрудничества не удастся. Рынок все равно устаканится и придет к тому, что было раньше, то есть к свободной конкуренции, где каждая страна будет занимать свою нишу, в том числе и Россия.