Материал комментируют:
Борис Рожин
Дмитрий Корнев
Не успела страна проститься с Героем России Романом Филиповым, летчиком сбитого в Сирии Су-25, как миф о неуязвимости этого самолета после модернизации, вновь широко распространяется в СМИ.
По информации «Российской газеты», в настоящее время на авиабазе в Кубинке стоит готовая к отправке в войска большая партия «настоящих суперштурмовиков Су-25СМ3». Пафос статьи зашкаливает. «Больше Су-25, известных еще под именем „Грач“, из ПЗРК не собьют», — уверена главная государственная газета страны.
Однако стоит ли давать столь громкие обещания?
Издание отмечает, что речь идет фактически о машинах нового поколения. На Су-25СМ3 стоит новейшее радиоэлектронное оборудование. «Практически абсолютную защиту от ПЗРК» с тепловыми головками самонаведения типа «Стингер» или «Игла» обеспечивает бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Витебск».
Приведен и пример его работы. Оснащенный комплексом «Витебск» российский вертолет Ми-8, перевозивший гуманитарный груз в провинции Хама 8 октября 2016 года, был обстрелян из ПЗРК. Однако ракета прошла мимо. Причем, до настоящего момента ни один российский вертолет, имеющий подобную защиту, с помощью ПЗРК сбит не был.
«Витебск» ставит вокруг летательного аппарата оптические и радиоэлектронные помехи. Его «сердце» — цифровая станция активных помех (ЦСАП), быстрее своих аналогов на комплексах «Сорбция» (Су-27), «Омуль» (Су-25), «Гердения» (МиГ-29). ЦСАП дополняет система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения, ослепляющая их лазерным лучом.
Подобная защита показала высокую эффективность еще во время испытаний на полигоне. Тогда по вертолету МИ-8, оснащенному комплексом «Витебск» и неподвижно стоящему на земле, были выпущены два десятка самонаводящихся ракет из ПЗРК «Игла». На некотором расстоянии от вертолета все до одной ракеты уходили вверх из-за потери цели. Вертолет остался целым.
Все эти выдающиеся результаты комплекса «Витебск» разбиваются об одно обстоятельство. Сбитый в Сирии штурмовик с высокой долей вероятности как раз и был тот самый модернизированый Су-25СМ3, оснащенный этим бортовым комплексом. На это обратил внимание бывший военный инженер Виктор Алкснис, предположив, что эти машины перебросили в Сирию ради испытаний в боевых условиях.
Год назад о переброске четырех Су-25СМ3 в Сирию писала и пресса. Причем СМИ точно также нахваливали комплекс «Витебск», якобы, гарантирующий самолету полную защиту как от переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» и «Стрела», так и от дальнобойных зенитных систем типа американского «Пэтриот» или российского «Бук». Получается, опять наступаем на те же грабли?
Чрезмерные самовосхваления приводят к утрате осторожности летчиками, к боевым потерям и потому выглядят неуместными. Причем, это касается не только российских пилотов. Так, по некоторым данным, экипаж сбитого на днях сирийскими ПВО израильского самолета F-16 не обратил внимания на предупреждение о ракетном нападении. Видимо, долгое превосходство в воздухе притупляет бдительность.
В связи с этим, уверенно говорить об относительной неуязвимости Су-25 можно лишь в отношении ствольного зенитного вооружения. Су-25 или «Грач» считается одним из самых защищенных самолетов в мире. Около 1,1 тонны брони, включая титан, защищает кабину, топливную систему и другие важные узлы. Благодаря этому летчик может не опасаться обстрела оружием калибра до 12,7 мм, а в некоторых местах до 30 мм.
— Неуязвимых самолетов не бывает. Речь идет лишь о том, что внедрение новых технологий повышает их выживаемость в противодействии с системами ПВО, — говорит военный эксперт Борис Рожин.
«СП»: — Интересен пример с недавно сбитым в Сирии израильским самолетом F-16…
— Там авиации противостояли не самые новые системы: наши С-200 и «Бук-М2». Это старые системы, они поставлялись Сирии еще до войны и разворачивались на границе с Ливаном. Всего сирийцами было выпущено 25 ракет, но, как утверждают израильские источники, пилоты не обратили внимания, что их машина была захвачена системой наведения ПВО. Причина — были увлечены атакой на сирийские объекты или объекты «Хезболлы» где-то под Дамаском. То есть они списывают ситуацию на человеческий фактор.
Причем, возможно, это не все потери Израиля. Он может скрывать данные. Сирия заявила о том, что серьезные повреждения получил еще один самолет F-15, который тоже принимал участие в атаке.
«СП»: — В ситуации вокруг нашего сбитого Су-25 до сих пор много неясностей…
— Непонятно, почему не были отстреляны тепловые ловушки. Есть же видео со стороны боевиков, где пара «сушек» обрабатывает позиции в районе Серакиба, в Идлибе. На этих видео не было видно отстрела ловушек. Обычно, когда действовала штурмовая авиация или вертолеты, и в Хомсе, и в Алеппо, они профилактически отстреливали ловушки, потому что в этих районах не исключалось наличие у боевиков ПЗРК.
К сожалению, наш пилот сам уже не расскажет, почему все так сложилось. Можно только предполагать. Тем более, пока еще ведется расследование, что это был за ПЗРК, откуда поступил, было ли случайностью, что наш самолет оказался в зоне его действия, или «Грач» попал в ловушку?
«СП»: — В засаду?
— Да. Подозрение вызывает большое количество камер, которые снимали сбитый самолет с разных точек. Обычно бывает одно, максимум два видео, а тут сразу столько операторов. Поэтому такие подозрения обоснованы.
«СП»: — Вместе с тем, из опубликованных переговоров наших пилотов известно, что сначала вышел из строя один двигатель Су-25, а потом другой… ПЗРК ли это вообще?
— Действительно, некоторые источники указывают, что машина шла на низкой высоте и была поражена зенитным огнем. Это могла быть какая-нибудь ЗУ-23?2 или что-то еще. Теоретически, таким оружием можно нанести серьезные повреждения машине. Хотя, Су-25 очень живучая машина. И в Афганистане, и в Чечне самолет выживал после попадания из ПЗРК и из «зушек». Но если попадание происходит в критически важные узлы… Надо понимать, что у всего есть свой предел прочности.
Как известно из данных о полете нашего Су-25, он не смог развернуться в сторону Дохура, где были позиции сирийской армии. До него было всего 10?12 километров. Видимо, были повреждены рули, управляемость машины была нарушена и пилот просто не смог ее увести в безопасное место, поэтому катапультировался на территории противника. Это могли быть сверхудачные для боевиков выстрелы. Нельзя исключать банального невезения.
«СП»: — А может быть, боевиками была использована какая-то более мощная система ПВО?
— У боевиков были разного рода средства ПВО, в том числе «Шилки», и ЗРК «Оса». Последних было, кажется, три штуки, из них две были гарантировано уничтожены. То есть одна еще где-то может быть. Но не факт, что она в рабочем состоянии. Попытка включить ее радар будет сразу же обнаружено системами РЭБ. Вряд ли это останется незамеченным…
— Наличие на борту самолета комплекса защиты вроде «Витебск» снижает вероятность поражения, но не позволяет избежать поражения полностью, — считает в свою очередь военный эксперт, главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев, — Пятьдесят на пятьдесят.