Украинский еженедельник «Деловая столица» сообщил на днях о модернизации советских истребителей МиГ-29, которая в скором времени должна начаться на Львовском авиационно-ремонтном заводе. Цель этого рискованного мероприятия заключается в переделке фронтового истребителя в штурмовик. Параллельно решается задача продления срока службы самолетов до 35?40 лет.
Начнем с арифметики, с которой у авторов публикации не очень. «Деловая столица» утверждает, что с 2014 года во Львове были отремонтированы от 10 до 15 МиГ-29. В действительности — 6. Наиболее интенсивно завод работал при Януковиче, когда в трехлетний промежуток времени было отремонтировано 14 МиГ-29. Правда, не своих, а ВВС Казахстана. При Януковиче же началась модернизация эксплуатировавшихся с 1985 года самолетов до уровня МиГ-29МУ1.
Эта модернизация была вполне разумной и достаточно эффективной. Были улучшены характеристики РЛС с параболической антенной «Сапфир» Н019, разработанной в Советском Союзе в НИИ «Фазотрон». Причем модернизацию проводили не «волонтеры», как это сейчас принято в самостийной, а специалисты из украинского филиала «Фазотрон-Украина». Также был установлен новый навигационный комплекс СН-3307?01, использующий данные, получаемые от систем GPS и ГЛАНАСС. При этом, естественно, производился ремонт двигателя и других важнейших самолетных агрегатов с целью продления срока службы самолета.
При «старой» власти ВВС Украины получили четыре МиГ-29МУ1, после переворота — два.
И вот теперь назрела следующая модернизация, которая осуществляется на базе львовского завода с привлечением предприятий украинского оборонпрома. И это, для самолета, надо сказать, очень хорошо. Хорошо, что к данному мероприятию не приступили сразу же после совершенного в Киеве Майдана, когда специалистов отодвинули в сторону люди в вышиванках.
Именно в это время было объявлено, что Украина приступает к созданию собственного многоцелевого истребителя, который не будет уступать по боевым возможностям новейшим истребителям России. В качестве исполнителя этого несуразного проекта было избрано Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс» им. академика А.Г.Ивченко.
При этом никого особенно не смутило, что «Прогресс» — это предприятие, разрабатывающее и выпускающее газотурбинные двигатели. В том числе и реактивные. Но не для истребительной авиации, а для самолетов гражданской и транспортной авиации. Причем, двигатели очень солидных размеров, для легких машин никак не подходящие. Продукция запорожцев в свое время устанавливалась на самых тяжелых транспортниках мира — самолетах «Руслан» и «Мрия» киевского ОКБ Антонова.
Не смутило и то, что на Украине никогда не только не разрабатывались, но и не производились боевые самолеты — истребители, бомбардировщики, штурмовики. Лишь только вышеупомянутое ОКБ Антонова при советской власти создавало прекрасные военно-транспортные самолеты.
Однако Порошенко приехал на «Прогресс», вдумчиво изучал эскизные чертежи, внимательно слушал объяснения инженеров и согласно кивал головой. И колеса как будто бы были приведены в движение. Но это было давно.
Тем не менее, во Львове настроены оптимистично. К переделыванию истребителя МиГ-29МУ1 в штурмовик МиГ-29МУ2 привлечен целый ряд украинских предприятий. Среди них ООО «Радоникс» и КБ «Луч».
Изменению будет подвержен целый ряд систем самолета. Заменят навигационную система. Обновится радиостанция Р-862. Система бортовой интегрированной аппаратуры навигации и посадки «Курс-93М» позволит производить посадку в автоматическом режиме.
Фирма «Радоникс» должна закончить к моменту сборки всех систем комплекс обороны самолетов «Омут», который решает две задачи. Во-первых, осуществляет радиоэлектронную разведку. Во-вторых, обеспечивает радиоэлектронное противодействие как радарам ПВО, так и радиолокационным головкам самонаведения ракет (ГСН). Правда, не вполне понятно, насколько удачно «Радоникс» справится с аппаратурной реализацией этих задач. Потому что у фирмы не совсем подходящий профиль. Она позиционирует себя как разработчика радиолокационных систем. Для разведки, это вполне подходит. Однако радиоэлектронная борьба — это несколько иной род деятельности. Более того, среди продукции фирмы обнаруживаются лишь СВЧ-генераторы и приемники.
Модернизации предполагается подвергнуть и комплекс управления оружием 20ПМ. И вот это уже относится к перепрофилированию истребителя в штурмовик, который должен иметь вооружение класса «воздух-поверхность». Ракеты «воздух-воздух» штурмовику без надобности. Если же посмотреть на эту проблему более широко, то нынешней Украине без надобности и истребители. Поскольку ввиду отсутствия в ДНР и ЛНР авиации истребителю МиГ-29МУ1 не с кем устраивать воздушные сражения.
Но вот средств для нанесения воздушных ударов по земле на Украине не столь уж и много. И все они относятся к советскому периоду. Правда, над ними колдует КБ «Луч», то самое, противотанковые ракеты которого испаряются на пути к «передовой». У «Луча» меньше опыта создания вооружения воздушного базирования, чем наземного. КБ занимается этой тематикой лишь 7 лет. Причем на этом направлении продукция, в отличие от вполне приличных ПТРК, не впечатляет. Все работы сводятся в основном к некоторой переделке советских неуправляемых авиационных ракет С-8, которые переименовали в АР-8.
«Деловая столица» уповает на то, что затянувшаяся разработка первой украинской самонаводящейся бомбы завершится к моменту принятия штурмовика на вооружение. Правда, когда случится этот момент — неизвестно. Поскольку украинская промышленность никогда прежде не создавала столь сложных боеприпасов. Бомба должна быть оснащена телевизионной камерой, которая играет роль головки самонаведения, заложенной в памяти картой местности и органами управления полетом.
Также предполагается использование и крылатой ракеты «воздух-поверхность» Х-29 образца 1980 года с лазерной головкой самонаведения и дальностью в 10 км. Ракета достаточно мощная, вес ее боевой части превышает 300 кг. Однако недостаток при использовании ее на МиГ-29 состоит в том, что самолет на пределе способен поднять лишь три ракеты. Потому что полезная нагрузка этого истребителя — 2200 кг. Для истребителя это не столь страшно, для штурмовика слишком мало.
И вот тут пора поговорить о целесообразности модификации. Даже если украинские конструкторы воплотят в МиГ-29МУ2 всё задуманное, то вряд ли он станет полноценным штурмовиком. Штурмовику предписано поддерживать наземные операции своих войск, поражая бронетехнику противника, живую силу и инженерные сооружения. Для этого ему приходится работать на низких высотах, где его можно «достать» не только ракетами ПЗРК, но и огнем артиллерийских орудий и автоматического стрелкового оружия. Поэтому он должен быть максимально защищен при помощи бронирования. Не случайно наиболее эффективные штурмовики называют «летающими танками».
Вполне понятно, что ничего этого на МиГ-29МУ2 сделано не будет. Хотя бы потому, что навешенная броня (снаружи или изнутри?) почти вдвое уменьшит полезную нагрузку самолета.
Также штурмовик должен обладать повышенной живучестью в случае поражения ракетным или артиллерийским огнем. То есть должны быть дублированы важнейшие узлы, проложены параллельные трубопроводы и электрические линии. Должна быть установлена эффективная система пожаротушения, к минимуму сведена вероятность взрыва. И это тоже не будет сделано.
Комплекс самообороны, который предполагается использовать, более подходит для истребителя, который обстреливается в воздушном бою ракетами с радиолокационными ГСН. Штурмовику же в значительной степени приходится обороняться от наземных ПЗРК с инфракрасными ГСН. Комплекс обороны «Омут» никак на них не влияет.
И, наконец, о ракетно-бомбовой нагрузке. У советско-российского штурмовика Су-25 она равна 4400 кг. У американских штурмовиков выше. У снятого в конце прошлого столетия А-6 — 7800 кг. У А-10 — 7200 кг. У палубных истребителей-штурмовиков F/A-18 Hornet и F/A-18 Super Hornet соответственно 7000 кг и 8000 кг. У замысленного украинцами самолета — 2200 кг. Это слишком мало, чтобы наводить порядок на поле боя.
От редакции: После публикации статьи мы получили комментарий АО «РСК «МиГ» *, который приводим ниже.
Скорость реакции украинских конструкторов на новые требования к современной авиационной технике меркнет по сравнению с их креативностью.
Пока ведущие мировые авиастроительные компании работают над максимальной многофункциональностью, украинский ОПК выбрал альтернативный путь развития — сделать из хорошего истребителя посредственный штурмовик.
Продление ресурса самолетов МиГ-29 на 20?40 лет на мощностях имеющихся ремонтных заводов небезопасно для дальнейшего использования данных самолетов, так как устаревшая конструкторская документация, возможно, полученная незаконным путем, не учитывает нескольких десятилетий эксплуатации этих машин.
Как показывает практика, страны, пережившие модернизацию АТ на украинских предприятиях, впоследствии обращаются к компании-разработчику за помощью и официальным продлением ресурса.
Департамент информационной политики и общественных коммуникаций АО «РСК «МиГ».
* АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (входит в ПАО «ОАК) — предприятие полного цикла, осуществляющее разработку, производство, поддержание эксплуатации, ремонт и модернизацию современной авиационной техники, а также обучения летного и инженерно-технического состава.