В традиционном послании президента Федеральному Собранию в части, касающейся обороноспособности страны, прозвучало сразу несколько сенсаций. Сенсаций, стоит заметить, не вполне равноценных.
Для начала собравшимся было поведано об испытаниях уникальной межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат», противостоять которой не способны не только существующие системы противоракетной обороны, но и те, которые будут созданы в обозримом будущем. Однако, по большому счету, это не такая уж и новость. Военные эксперты стран НАТО, да и не только они, прекрасно осведомлены и о ракете «Сармат», и о ее боевых возможностях.
Скажем, известно, что до постановки на боевое дежурство «Сармату» пока далековато. В действительности новое стратегическое оружие пока проходит не летные, а лишь «бросковые» испытания. То есть — «изделие» выпихивается пороховыми газами из шахты на скромную высоту приблизительно в 30 метров. При этом маршевые двигатели ракеты вообще не запускают.
А вот упомянутая Путиным гиперзвуковая крылатая ракета воздушного базирования «Кинжал» — это уже самая что ни на есть сенсация мирового масштаба. Причем, в послании было сказано не о каких-то ее испытаниях, а сразу о том, что с декабря прошлого года «Кинжал» поставлен на вооружение Воздушно-Космических сил России. И, что «Кинжалом» уже вооружены строевые части Южного военного округа. Высшему командованию стран НАТО, и в первую очередь — США есть о чем крепко задуматься.
Владимир Путин сообщил, что эти ракеты, проходящие в наши дни опытную эксплуатацию в войсках, имеют максимальную дальность стрельбы 2000 км. При этом могут оснащаться как обычной боевой частью, так и ядерной. Маневрируют по курсу и по тангажу с большими перегрузками. Что делает их недоступными для систем ПРО противника.
Вот, правда, максимальная скорость «Кинжала», вероятно, президентом несколько завышена. В послании говорится о якобы десятикратном превышении скорости звука (10М) в полете. В то же время противокорабельная ракета «Циркон», находящаяся на заключительном этапе испытаний, разгоняется «лишь» до тоже немыслимых 6?7М. Что все же в полтора раза меньше. А это немало.
Вполне естественный вопрос: так почему же «Циркон», о котором уже давно говорят как о практически готовом российском оружии, пока еще не готов, а «Кинжал» появился в войсках даже раньше него? Дело в том, что тут существенную роль играет носитель гиперзвуковой ракеты. Гиперзвуковая ракета оснащается гиперзвуковым прямоточно-воздушным реактивным двигателем (ГПВРД). С механической точки зрения он прост. Это, очень условно говоря, две воронки, соединенные в середине своими узкими частями. В переднюю воронку засасывается воздух, играющий роль окислителя. В центре, в месте сужения, происходит сгорание топлива. Продукты сгорания вырываются через заднюю воронку, образуя реактивную струю.
Конструкция простая, но физические процессы в ней чрезвычайно сложные, зависящие от массы различных параметров.
ГПВРД невозможно запустить, когда он находится в неподвижном положении. То есть — когда в воздухозаборнике нет напора воздуха. Двигатель начинает работать лишь тогда, когда ракета разгоняется примерно до скорости в 3000 км/ч.
В связи с этим гиперзвуковым ракетам морского базирования, к которым относится «Циркон», необходим дополнительный разгонный двигатель. Либо твердотопливный, либо ЖРД. Вполне понятно, что это усложняет разработку ракеты.
С ракетой воздушного базирования существенно проще. Однако, скажем, Ту-22М3 и даже Ту-160 не смогут разогнать ракету до скорости, необходимой для запуска ГПВРД. Необходимыми критериями у нас (впрочем, и во всем мире) обладает только один самолет — тяжелый истребитель-перехватчик МиГ-31. Его максимальная скорость 3400 км/ч. Этого более чем достаточно. И, действительно, на видеодемонстрации, которой сопровождалось послание президента, в качестве носителя «Кинжала» была представлена модификация перехватчика МиГ-31БМ. Максимальная взлетная масса равна 47 тоннам. Способен брать 9 тонн ракетно-бомбового оружия. Этого вполне достаточно для работы с гиперзвуковыми ракетами.
С учетом переноса ракеты таким сверхзвуковым самолетом, ее дальность стрельбы еще больше возрастает. Боевой радиус МиГ-31 — 720 км. Следовательно, и реальная дальность стрельбы «Кинжалом», запускаемым с борта перехватчика, порядка 2700 км.
Чтобы попытаться детальнее разобраться, о каком оружии идет речь, стоит, полагаю, обратить внимание и вот еще на что. В январе нынешнего года в прессе появились сведения о создающейся в России гиперзвуковой авиационной ракете, названной «изделием 75». Так вот — она удивительно похожа на «Кинжал». Дальность — 1500 км. Вес — 1500 кг. Длина — 6 м. Правда, скорость поменьше, чем рассказывал Путин — 6 М.
Сообщалось, что новая ракета предназначена для стратегических бомбардировщиков Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160М2. Однако у «изделия 75» вес и габариты таковы, что с ней вполне может работать и МиГ-31БМ.
Но при этом «изделие 75» смахивает и на «изделие 715», являющееся глубокой модернизацией ракеты Х-32, считающейся «убийцей авианосцев». На финишном участке Х-32 разгоняется до скорости, превышающей 5 М. Но при этом ее полет становится неуправляемым. Так что очень может быть, что конструкторам удалось добиться и маневрирования на финальном участке траектории, и повышения скорости.
Если оснастить этими ракетами авиационные полки Западного военного округа, то они будут способны контролировать практически всю Европу. И это наверняка еще больше взвинтит европейскую истерику по части грядущей «русской агрессии», которую в НАТО тщатся разглядеть буквально повсюду. Наверное, поэтому в ЗВО «Кинжал» и не послали. Из гуманных соображений, щадя психическое здоровье прибалтов, поляков, скандинавов, страдающих от собственной политической паранойи.
Направили, как уже сказано, в Южный военный округ. И вот это довольно странно. Потому что сегодня в ЮВО нет истребительных частей, в которых эксплуатировались бы перехватчики МиГ-31. Но без них, как мы теперь понимаем, «Кинжалы» не летают. Это значит, что дежурные МиГ-31 куда-нибудь на Кубань или под Ростов-на-Дону пока направляют только в режиме боевого дежурства. На пару месяцев. Хотя не исключено — скоро несколькими МиГ-31 дополнительно вооружат уже существующие части ЮВО. Специально под «Кинжалы».
Думается, сигнал Москвы обращен в первую очередь Пентагону. Сигнал вполне ясный и понятный. И в Пентагоне его не могли не расшифровать. Отныне американские авианосцы, «курирующие» Ближний Восток из акватории Средиземного моря, находятся под прицелами «Кинжалов». А это, поверьте, страшно. Потому что никакой защиты от гиперзвуковых ракет на кораблях на сегодня нет.
В какой-то мере это и ответ на сигнал Москве, посланный на днях из Вашингтона. 27 февраля глава Центрального командования вооруженных сил США генерал Джозеф Вотел, выступая в Комитете по вооруженным силам Конгресса, говорил о целях и задачах американской армии. Он обвинил Россию, что она, не позволяя «сирийскому народу» избавиться от «бесчеловечного режима Асада», тем самым пытается ограничить доминирование США в Ираке и Афганистане. А также натравливает Турцию на США.
Более того, Москва, по словам генерала, «мертвой хваткой» вцепилась в страны Центральной Азии и не дает США расширять свое влияние в этом регионе.
Слово «доминирование» генерал употребил бессчетное количество раз. И подкрепил это ссылкой на недавно опубликованную Стратегию национальной обороны США, где сказано: «Конкурировать, сдерживать и побеждать в конфликтах для укрепления всех рычагов государственной власти и устойчивого военного преимущества». Так вот, с доминированием у США теперь большие проблемы. И они еще больше возрастают, учитывая наличием у России ракеты «Кинжал».