Новость, которая начинается со слов «опять», «снова», «как уже сообщалось», — не новость. Так, во всяком случае, учат ещё студентов-журналистов. С этой точки зрения прошедшее по российским СМИ сообщение, что «очередные (уже не ново, правда?) бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжёлого класса РС-28 «Сармат» прошли успешно», новостью не является.
Однако есть один аспект
Да, но если в «не новостной» новости есть важное, принципиальное обстоятельство, то сообщение об этом не просто имеет право на существование, но и подлежит широкому распространению.
Информация о новом испытании «Сармата» — именно из таких.
Дело в том, что у межконтинентальных баллистических ракет есть одна принципиальная уязвимость, если не считать, конечно, их нахождение в шахтах, которые могут подвергнуться уничтожающему превентивному ядерному удару. Но шахты — комплекс сложный, хорошо защищённый, создаваемый уже в расчёте на возможную атаку противника.
А вот когда ракета только выходит из шахты, взлетает, она очень уязвима. Начиная с физической незащищённости — это не под землёй ударную волну встречать — и заканчивая невозможностью маневрирования и уклонения на этом этапе полёта. В то же время для противника ракета на данном этапе представляет собою крайне лакомую цель: одним ударом уничтожается весь сложный комплекс этого оружия, со всеми боеголовками, ложными целями, постановщиками помех и прочим. Нынешняя МБР ведь — не просто боеголовка, посаженная на трубу, из которой бьёт огонь. Это сложнейший, тонко настроенный организм, натуральный боевой робот, которому, конечно же, крайне не по нутру, когда по нему бьют ядерным зарядом.
Способ уменьшения такой возможности получить под дых — сокращение времени взлёта ракеты-носителя до минимума. Поднялся аппарат, ощетинился, выстрелил в ложные цели, поставил блоки защиты — уже легче. Разделил боевые блоки, настоящие и ложные, выпустил ещё комплекс обманок — считай, дело сделано. Ракета совершила то, ради чего была создана. Не дай, конечно, Бог, чтобы до этого дошло.
Вот поэтому так важно, чтобы боевая межконтинентальная ракета могла как можно быстрее покинуть шахту и взлететь на нужную траекторию.
Бросковые испытания
Ради этого и проводятся так называемые бросковые испытания. Это когда в штатном режиме проходит вся предстартовая подготовка, соответствующие операции осуществляются строго по программе, проходят необходимые команды, нажимаются соответствующие кнопки, поворачиваются нужные ключи, и ракета вылетает из шахты. Но летит не приводить супостата в разум (правда, ненадолго, но зато навсегда уже), а до ближайшего холмика.
Выбросили, значит, «Сармата» нашего. Но не забыли.
В этом смысле и стоит оценивать не самую новостную новость о том, что очередные бросковые испытания ракеты «Сармат» в Плесецке прошли успешно, а специалисты Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) «оценили правильность схемно-конструктивных и технических решений, заложенных при создании ракетного комплекса, оснащённого данной МБР». Дело в том, что хотя подлинные лётно-технические характеристики комплекса «Сармат» засекречены, проходила информация, будто время готовности ракеты к старту составляет всего 30 секунд, а выбрасывается она из шахты и взлетает со скоростью, недостижимой ни для одной баллистической ракеты в мире.
Соответственно, даже американские ударные подлодки, пасущиеся у границ России, не успевают накрыть залпом своих «Томагавков» стартовые позиции наших МБР до того, как те лягут на боевой курс. Именно потому США так рвутся разместить свои ракетные базы, в том числе под видом ПРО, поближе к стартовым районам в Оренбургской области и в Красноярском крае, не говоря уже о более близких Ивановской и Владимирской областях.
В этом смысле, кстати, нынешние попытки Вашингтона заполучить Казахстан в сферу контроля США будут только усиливаться уже в самой ближайшей перспективе. У американцев просто нет иного выхода.
Когда «Сармат» встанет на боевое дежурство
В соответствии с государственной программой вооружения, серийное производство «Сарматов» стартует в 2020 году. И уже на следующий год на боевое дежурство должен будет заступить первый полк, вооружённый этой МБР.
Тогда можно будет перевести дух: даже при тех минимальных остатках соображения, которые ещё не утеряли западные политики в ходе катастрофического падения в глубины безумия собственной же пропаганды, они просто не смогут решиться на войну с Россией, будучи твёрдо уверенными, что «ответка» неизбежна и необорима. Потому что если о неизбежности сокрушительного ответа они подозревают и сегодня, то насчёт необоримости ещё питают вредные иллюзии. «Сармат» их развеет.
Тут можно только повторить то, о чём не раз писал «Царьград», справедливо восхищаясь этим боевым комплексом.
РС-28 «Сармат» — ракетный комплекс наземного шахтного базирования с тяжёлой жидкостной МБР. Создан в Миассе, в Государственном ракетном центре им. В. П. Макеева. По дальности и грузоподъёмности уникален: способен довезти до США 10-12 боеголовок хоть через Южный полюс. То есть с направления, не прикрытого ПРО. При этом нести будет не только сами боеголовки, но и целый букет средств преодоления противоракетной обороны. А сами боеголовки с самого начала задумывались как гиперзвуковые и маневрирующие, то есть не сбиваемые существующими средствами американской обороны принципиально.
Таким образом, одного носителя достаточно для приведения в разум примерно трети американских штатов. А одного полка «Сарматов» с шестью боевыми стартовыми позициями — для приведения в разум не только всех штатов, но и их «глубинного государства», рассчитывающего отсидеться в бункерах.