В интервью газете «Военно-промышленный курьер» заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов сообщил о том, что до конца 2017 года должны состояться первые бросковые испытания перспективной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-28 «Сармат» шахтного базирования. Новый ракетный комплекс должен заменить Р-36М «Воеводу», которого из-за необычайной мощи в НАТО прозвали «Сатаной».
«На Западе нашу ракету называют «Сатана», а мы уважительно именуем ее «Воевода». Именно ее вариант и был запущен. Что касается «Сармата», работы над этим ракетным комплексом стратегического назначения ведутся в плановом порядке, к концу 2017 года мы планируем первые бросковые испытания», — заявил Борисов.
«Сармат» — жидкостная межконтинентальная ракета, которая несёт достаточно большой объем полезной нагрузки, имеет дальность пуска, сопоставимую с «Воеводой», но при этом затрачивает меньше времени на преодоление активного участка траектории за счет очень хорошей энергетики. Средствам ПРО потенциального противника придется гораздо тяжелее», — отметил Борисов.
По словам замминистра обороны в госпрограмме вооружений до 2025 года государство, как и прежде, будет уделять первостепенное внимание развитию стратегических ядерных сил (СЯС), то есть Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН), подводным ракетным крейсерам и дальней авиации.
Борисов напомнил, что СЯС «главный сдерживающий фактор возможной агрессии против России». «Этому направлению мы, безусловно, уделяем особое внимание. Наш ракетно-ядерный щит должен быть надежным, чтобы ни у кого не возникло даже мысли попробовать нас на прочность», — подчеркнул замглавы Минобороны.
Гарант суверенитета
РС-28 «Сармат» — это перспективный комплекс шахтного базирования пятого поколения, будущая основа мощи РВСН, на которые приходится около 60% всех боезарядов РФ. Предполагается, что «Сармат» будет оснащен управляемыми гиперзвуковыми боевыми блоками Ю-71. Таким образом, новая МБР будет неуязвима даже для самой современной ПРО.
Существует предположение, что Минобороны РФ стремится реализовать концепцию так называемой «орбитальной бомбардировки», которая позволяет наносить удары по США даже через Южный полюс. МБР должна выходить на низкую околоземную орбиту и поражать объекты противника с самых разных направлений.
Значение «Сарматы» сложно переоценить. Современное ядерное оружие — единственный подлинный гарант сохранения России в качестве суверенного государства и независимого игрока на мировой арене. Западные государства и Китай, к сожалению, обогнали нашу страну в экономическом развитии, и теперь имеют возможность оказывать давление через финансовые инструменты и санкции. Более того, перед НАТО у Москвы нет преимущества в обычных вооружениях.
Превосходство в ракетно-ядерной области — это, если угодно, козырной туз в рукаве, который РФ может достать в любой момент. Данное обстоятельство отбивает охоту у наших неприятелей предпринимать агрессию военного характера, например, «освободить» от «российской оккупации» Калининградскую область, Крым или нанести удары по российским войскам в Сирии.
Прозаичная проблема
Несмотря на огромную военно-политическую важность появления в РВСН «Сарматы», процесс создания этой МБР затянулся. Первые бросковые испытания должны были пройти летом 2015 года, но срок переносился как минимум четыре раза. Суть бросковых испытаний в том, что прототип ракеты выстреливается из транспортно-пускового контейнера с помощью порохового аккумулятора давления на высоту 30-40 метров. Бросковые испытания проходят как с запуском маршевого двигателя, так и без.
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев предполагает, что бросковые испытания ожидают три прототипа «Сармата». Первый прототип будет испытан как раз до конца 2017 года без запуска стартового оборудования, второй и третий прототипы будут испытаны в 2018 году, но уже с запуском маршевого двигателя. Сборка всех трех прототипов должна быть завершена к концу 2017 года.
Корнев отмечает, что СМИ называют самые разные причины переноса бросковых испытаний. В частности, говорится о неготовности стартового комплекса на космодроме Плесецке (Архангельская область) из-за того, что шахта, откуда будет производиться пуск, полностью не оборудована.
Еще одна причина, которую можно встретить в открытых источниках, заключается в том, что на Красноярском машиностроительном заводе происходит модернизация производственных мощностей, хотя, как утверждает Корнев, она должна была запланирована на 2011-2012 годы.
«На самом деле проблема, скорее всего, более прозаичная. Проблема в том, что в Красноярске просто никогда не делали такой большой ракеты. Предыдущие тяжелые жидкостные ракеты собирались, производились на Днепропетровском машиностроительном заводе, который ныне находится на Украине. Красноярск выпускал жидкостные ракеты, но не такого типа, не такого масштаба», — пояснил Корнев.
По его словам, процесс создания «Сармата» основан на «новой кооперации», которая «не являлась отработанной годами». В кооперации участвуют «Государственный ракетный центр им. Макеева» (Челябинская область), который не специализировался на проектировании наземных ракет, НПО Машиностроения (Реутов) и АО «ОДК-Пермские моторы».
«Соответственно, я так предполагаю, возникли проблемы стыковки компонентов, узлов, которые создавались разными предприятиями. Кроме того, не секрет, что в военно-промышленном комплексе существуют достаточно серьёзные проблемы с кадрами. Имеется в виду не руководящее звено, а кадры, которые занимаются производством и обеспечивают качество техники», — сказал Корнев. Он полагает, что вопрос со специалистами был, по всей видимости, решен только на предприятиях, которые уже были «накачены деньгами».
«Тем не менее, до конца мы увидим все-таки бросковый пуск, вероятно, первого прототипа тяжелой жидкостной баллистической ракеты «Сармат». К концу следующего года, я так думаю, ракета может выйти и на летное испытание, либо они начнутся в 2019 году. Что будет дальше — говорить пока преждевременно. Я думаю, что в ближайшие полтора-два года об этом еще ни раз поговорим», — резюмировал Корнев.