Сверхтяжелая МБР «Сармат» совсем скоро полетит. Об этом в интервью РИА «Новости» рассказал вице-премьер Юрий Борисов, отвечающий в правительстве за оборонно-промышленный комплекс.
Полет будет, разумеется, не боевой, а испытательный. Он состоится в назначенный срок, определенный генеральным конструктором разработки и Министерством обороны.
Собственно, никаких существенных сдвигов вправо по оси времени, несмотря на коронавирус, не произошло. «Руководители интегрированных структур с учетом обстановки в регионах и важности производственных задач принимают все необходимые меры как для сохранения жизни и здоровья сотрудников, так и для обеспечения непрерывности производства. Мониторинг организаций ОПК, в том числе их финансово-экономического состояния, проводится ежедневно, — сказал вице-премьер. — Практически весь состав, задействованный в производстве, продолжал трудиться. На удаленку перевели только сотрудников старше 65 лет и тех, кто мог работать дистанционно. По мере снятия регионами ограничений сектор ОПК будет переводиться в обычный режим».
Впрочем, Борисов, несмотря на весь оптимизм по части победы ВПК над коронавирусом, был предельно осторожен: «Летные испытания будут проводиться в сроки, определенные генконструктором и Минобороны РФ».
Читайте также
Воздушный бой: Украинские генералы готовятся к войне с Россией за небо
Для победы над Москвой Киев пытается найти $ 16,5 млрд
А вот это настораживает, потому что эти сроки совсем скоро наедут на сроки принятия ракеты на вооружение. Потому что в конце прошлого года первый заместитель министра обороны Алексей Криворучко сообщил, что принятие «Сармата» на вооружение ожидается в 2021 году. То есть максимум через полтора года.
А временной запас был изрядный. В начале 2017 года было заявлено, что бросковые испытания ракеты пройдут до конца года. Они прошли, но уже в следующем, 2018 году, ракета под действием порохового ускорителя трижды выходила из шахты. И кратковременно включались двигатели первой ступени. Все, что находится выше первой ступени, было представлено массогабаритным макетом. Такие испытания необходимы для проверки автоматики, расположенной в шахте и системы запуска ускорителя и двигателей первой ступени.
После третьего испытания Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера, немедленно заявил, что совсем скоро начнутся летные испытания.
Но они не начались ни во втором квартале 2019 года, на который указывали источники в ОПК, ни в конце 2019 года, ни весной 2020 года.
Так в чем же проблема? Определенная роль в задержке принадлежит, естественно, миасскому Государственному ракетному центру им. Макеева, который разработал ракету. Разработчик всегда в чем-нибудь да виноват, как показывает история развития вооружений. А также Красноярский машиностроительный завод, который должен построить к летно-конструкторским испытаниям пять ракет. Минимум пять, поскольку это минимальное количество запланированных пусков при условии, что все пойдет должным образом. Пуски должны состояться с космодрома «Плесецк» по полигону Кура, расположенному на Камчатке. Два первых пуска предполагают использование вместо боевой части ее массогабаритного макета.
Но наиболее отличились в подконтрольных Роскосмосу структурах. На стендах Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности планировалось провести огневые испытания двигателей «Сармата». Когда Генпрокуратура заинтересовалась причиной задержки испытаний, выяснилось, что стенды не были реконструированы из-за того, что из выделенных на это дело 3,2 млрд. рублей испарился целый миллиард.
«Сармат» должен сменить на «боевом посту» МБР «Воевода», которую на Западе прозвали «Сатаной» из-за гарантированного прорыва любой из существующих систем ПРО, а также уникальной дальности полета и мощности боевых блоков ракеты. Причем это не модификация старой советской ракеты, созданной в Днепропетровске в КБ «Южное», а абсолютно новая ракета, сделанная макеевцами, что называется, с нуля. Ее дальность превышает 18 тыс. километров, но возможна и орбитальная атака, нацеленная в любую точку планеты. Забрасываемая полезная нагрузка достигает 10 тонн.
Так вот, испытательные пуски МБР Р-36М2 «Воевода» производили 43 раза. На что ушло два с половиной года. При этом она является модификацией ракеты Р-36М УТТХ, которая перед принятием на вооружение и постановкой на боевое дежурство во время лётных испытаний была запущена 62 раза.
Так почему же абсолютно новый «Сармат» перед принятием на вооружение достаточно испытать 5 раз?
Потому ли, что Путин во время традиционного послания к Федеральному собранию в 2018 году среди созданных образцов уникального оружия назвал и «Сармат»? И президента, так сказать, огорчать не положено. Надо во что бы то ни стало поскорее поставить ракету на боевое дежурство. Отчитаться! Разве можно в такой ситуации тратить два с половиной года на какие-то летные испытания. Пусть враг боится не самой ракеты, а ее тактико-технических характеристик.
В то же время закрадываются сомнения относительно того, что с ракетой все в порядке. Как правило, при испытании нового ракетного вооружения ограничиваются максимум двумя бросковыми испытаниями. Почему же их было три?
Читайте также
«Калининград. Всё, что вы не знали про кинжал в сердце Америки, но боялись спросить»
Советник Трампа пересказал старую статью в египетской газете и вызвал международный скандал
При этом представляется странным соотношение трех бросковых (когда фактически испытывается не сама ракета, а шахтная пусковая установка) и всего лишь пяти лётных испытаний.
Конечно, при создании баллистических ракет наземного базирования летные испытания порой были ограничены и меньшим количеством пусков, чем в случае с «Воеводой». Ракету средней дальности «Першинг-2» пускали 18 раз. «Минитмен-3» — 16 раз, и при этом уложились в один год. Однако следует учитывать, что в разгар холодной войны денег не считали, и ракеты для испытаний могли выпускать с громадной скоростью.
Но, похоже, российский ОПК намерен установить абсолютный мировой рекорд. Не по скорости производства ракет. А по минимальному количеству испытательных пусков.
А между тем боевая часть «Сармата» уже принята на вооружение. Это гиперзвуковой планирующий блок с ядерным оснащением. И очень хотелось бы, чтобы ракета доставляла его именно туда, куда он должен попасть согласно полетной программе. А для этого ракета должна быть испытана во всех ее режимах работы.
Военное обозрение: МиГ-35 в индийском небе зашел в хвост F-21
Военные новости: До Курил за 10 секунд: Пока Путин хвастал, Абэ втихаря оседлал гиперзвук