В публикациях, посвященных сравнению различной военной техники, обычно речь идет только об образцах одного класса и одного времени. Тем не менее, в реальном бою могут столкнуться самолеты буквально из разных эпох, и подобные сражения тоже должны рассматриваться при составлении тактик и стратегий. Учитывая это, американское издание The National Interest несколько дней назад попыталось предугадать исход боя с участием новейшего российского истребителя с далеко не самым новым образцом из состава военно-воздушных сил США.
18 мая издание опубликовало любопытную статью «How an Old F-15 Just Might Kill Russia's New Stealth Su-57 in a 'Dogfight'» – «Как старый F-15 сможет уничтожить в ближнем бою новейший российский Су-57» за авторством Дэйва Маджумдара. Публикация была отнесена к рубрикам The Buzz и Security, а также к разделу европейского региона.
Статья начинается с напоминания об успехах и заслугах одного из сравниваемых образцов. Д. Маджумдар называет самолет Boeing F-15C Eagle величайшим истребителем завоевания превосходства в воздухе. За время своей службы этот самолет установил важный рекорд: машины этого типа сбили 104 самолета противника, но ни одна из них не была потеряна в бою. Однако, вероятнее всего, служба таких самолетов приближается к своему завершению. Несмотря на это, истребители F-15C все еще остаются грозной силой.
Военно-воздушные США планируют новое обновление имеющихся самолетов Eagle, предусматривающее установку современных радиоэлектронных систем. Тем не менее, пока военачальники не решили, когда начнется такая модернизация. Сейчас они пытаются определить, стоит ли дальше тратить деньги на восстановление устаревшего планера. По данным ВВС, имеющиеся F-15C нуждаются в серьезном ремонте и обновлении планера, при помощи которого они смогут оставаться в строю до середины двадцатых годов.
Также на ситуации сказываются финансовые проблемы. Конгресс отказал военно-воздушным силам в списании имеющихся штурмовиков A-10C. По этой причине у командования ВВС остается небольшой выбор в части высвобождения финансов. Едва ли не единственным выходом оказывается отказ от самолетов «Игл». Одновременно с этим современные самолеты F-15E Strike Eagle будут оставаться на вооружении в течение максимально возможного времени.
Военно-воздушные силы США в прошлом получили менее половины от желаемого количества новейших истребителей Lockheed Martin F-22A Raptor. Вследствие этого около половины парка истребителей завоевания превосходства в воздухе составляют сравнительно старые самолеты F-15C. В отдаленном будущем планируется создание нового истребителя, для чего ведутся работы в рамках программы Penetrating Counter Air. В тридцатых годах такие самолеты начнут заменять и старые F-15, и более новые F-22A. Россия и Китай, в свою очередь, в настоящее время разрабатывают перспективные истребители пятого поколения, такие как Су-57 ПАК-ФА от фирмы «Сухой».
Д. Маджумдарр указывает, что новейший российский самолет Су-57 – особенно после установки т.н. двигателей второго этапа – станет самой серьезной угрозой для любого истребителя четвертого поколения. Преимуществами Су-57 станут скорость, маневренность, невидимость и потенциал в части радиоэлектронных войн. Тем не менее, как полагает автор The National Interest, у Соединенных Штатов есть задумки для противодействия российской технике. Более того, процесс их реализации уже был запущен.
Ответ на текущие угрозы находится в инфракрасной части спектра и касается волн с большой длиной. В зарубежной терминологии эта часть спектра обозначается как Long-wavelength infrared. К ней относятся волны длиной от 8 до 15 мкм. Современные малозаметные самолеты могут противодействовать средствам наблюдения разных классов, но такая часть спектра пока остается неосвоенной. На данный момент отсутствуют какие-либо наработки или идеи, позволяющие предотвратить обнаружение самолета на больших дистанциях при помощи детекторов длинноволнового инфракрасного излучения. Во всяком случае, подобные средства не могут быть установлены на имеющиеся воздушные платформы.
Автор не исключает, что в будущем конструкторы той или иной страны смогут найти способы скрытия длинноволновой части инфракрасного диапазона. Тем не менее, по всей видимости, для их реализации понадобится разработка совершенно нового планера, изначально адаптированного под применение подобных технологий.
В настоящее время компания Lockheed Martin разрабатывает подвесной контейнер Legion Pod с новыми средствами обнаружения, предназначенный для использования на истребителях F-15C. Основой оборудования этого контейнера станут средства обнаружения длинноволновой части инфракрасного спектра. Согласно планам компании-разработчика, будет выпущено 130 контейнеров Legion Pod, оснащенных системой обнаружения типа IRST21 и улучшенными средствами обработки данных. Предполагается, что такое оборудование позволит самолетам более эффективно работать в сложной помеховой обстановке.
Разработка проекта Legion Pod приближается к своему завершению. Компании американской авиационной промышленности ожидают, что контракт на серийное производство новых систем появится уже в этом году.
Д. Маджумдар приводит заявления вице-президента компании Lockheed Martin Missiles and Fire Control Пола Леммо. В прошлом году, комментируя проект Legion Pod, он утверждал, что за счет быстрой поставки требуемого количества серийных изделий и высоких характеристик обнаружения новая разработка расширит возможности боевой авиации. В первую очередь, вырастет потенциал в области т.н. пассивных атак.
Также представитель компании-разработчика отметил успехи в деле сотрудничества с подрядчиками. Он вспомнил о многолетних партнерских отношениях с компанией Boeing, сейчас занимающейся развитием самолетов F-15 и F/A-18. Ожидается, что благодаря налаженному сотрудничеству удастся своевременно выполнить заказ военно-воздушных сил США на поставку серийных контейнеров типа Legion Pod.
В контексте проекта нового специального контейнера издание The National Interest вспомнило свои беседы с представителями военно-морских сил и оборонной промышленности США. Они говорили, что контейнер с детекторами длинноволнового инфракрасного излучения в сочетании с современными средствами управления и передачи данных позволят эффективно искать и находить малозаметные самолеты. Несколько самолетов со специальной аппаратурой смогут не только находить подобные цели, но и обмениваться данными, уточняя трассу объекта. Один из представителей военно-морской сферы указал, что подобный метод рассматривается флотом как основной в контексте борьбы с малозаметной авиацией вероятного противника.
Д. Маджумдар полагает, что истребитель F-15C с подвесным контейнером Legion Pod нивелирует преимущество самолета Су-57 в виде сокращенной заметности для радиолокационных средств. Как только американский Eagle обнаружит Су-57 с помощью инфракрасных детекторов, он сможет подключить к работе чрезвычайно мощную радиолокационную станцию AN/APG-63(V)3, использующую активную фазированную антенную решетку. За счет использования двух систем обнаружения «Игл» сможет определить трассу цели, пригодную для применения имеющегося вооружения. Далее он должен будет запускать ракеты «воздух-воздух» AIM-120D AMRAAM.
Далее в бою, по мнению американского автора, ситуация будет складываться не самым лучшим для F-15C образом. Если им не удастся сбить Су-57 на большом удалении, то преимущество в бою переходит к российским самолетам. В ближнем бою Су-57 смогут использовать важнейшее преимущество в виде высокой маневренности. Впрочем, это преимущество не является однозначным. Д. Маджумдар напоминает о многочисленных учебных боях с участием старых истребителей F-15C и новейших F-22A. Последние отличаются повышенной маневренностью, однако некоторые «собачьи свалки» завершаются победой более старых F-15C.
Кроме того, недавняя модернизация F-15C, предусматривающая использование нашлемной системы целеуказания и дополняющая комплекс вооружения ракетами AIM-9X Sidewinder, повышает потенциал самолета. Возможность стрельбы в направлении взгляда пилота – прямо как у российского Су-57 – все чаще приводит к тому, что бои между F-15C и F-22A завершаются взаимным условным уничтожением обоих участников.
Автор The National Interest считает, что самолеты F-15C следовало бы оставить в эксплуатации и не снимать с вооружения в течение максимально возможного времени. Однако такое распоряжение техникой приводит к затратам на техническое обслуживание и необходимость капитального ремонта. Кроме того, если принимать во внимание возраст самолетов и постоянно меняющиеся угрозы, более разумным было бы вложение денег в технику новых поколений; в первую очередь – в программу Penetrating Counter Air. Появлению таких решений, среди прочего, способствует отказ Конгресса в списании самолетов A-10C.
Рассмотрев потенциал самолетов F-15C Eagle в существующем виде и после появления новых образцов специальной аппаратуры, Дэйв Маджумдар делает самый главный вывод. Военно-воздушные силы должны развиваться, а время самолетов F-15C, похоже, скоро закончится.
***
Нетрудно заметить, что темой недавней статьи «How an Old F-15 Just Might Kill Russia's New Stealth Su-57 in a 'Dogfight'» было не только сравнение новейшего российского самолета с американским «стариком». Среди прочего, она была посвящена способам модернизации имеющихся самолетов F-15C с целью получения максимально возможных технических характеристик и боевых качеств. Если в случае с технической готовностью самолетов можно обойтись только капитальным ремонтом, то для расширения боевых возможностей с учетом современных угроз требуется совершенно новое оборудование.
Вследствие этого одним из «главных героев» статьи стал перспективный подвесной контейнер Legion Pod, оснащенный инфракрасными сенсорами. В представленном виде этот контейнер представляет собой изделие с цилиндрическим корпусом, оснащенным головным и хвостовым обтекателем. Длина контейнера – 750 мм, диаметр – чуть более 400 мм. Масса – 250 кг. Использованы стандартные средства крепления на самолете с электронным интерфейсом для обмена данными.
По утверждениям компании Lockheed Martin, контейнер имеет современную оптико-электронную систему IRTS21, способную обнаружить инфракрасное излучение от любого самолета. При этом изделие не выдает себя каким-либо собственным излучением, а также не боится систем радиоэлектронной борьбы. Ожидается, что наличие такого средства обнаружения резко поднимет боевой потенциал как старых F-15C, так и – в перспективе – более новых машин.
Контракт на серийное производство Legion Pod будет подписан уже в этом году, и вскоре завод Lockheed Martin в г. Орландо (шт. Флорида) передаст заказчику первые изделия. К 2020 году планируется поставить 130 контейнеров. В рамках проекта будет создано 50 новых рабочих мест. Все компоненты изделия производятся в Соединенных Штатах.
Одна из главных целей проекта Legion Pod – продление сроков эксплуатации имеющихся самолетов с сохранением приемлемых боевых качеств. Однако, как справедливо отмечает автор издания The National Interest, время истребителей F-15C – несмотря на все их заслуги – подходит к концу.
Что касается противостояния устаревших F-15C и новейших российских Су-57, то в этом случае все сводится к мысленным экспериментам. Нельзя отрицать тот факт, что старый самолет Eagle с новыми средствами обнаружения и современным вооружением может быть заметной угрозой и представлять определенную опасность даже для перспективных истребителей. Однако повышение характеристик в паре областей точно не сделает устаревшую машину четвертого поколения серьезным конкурентом самолета, относящегося к пятому. Да и возраст одного из сравниваемых самолетов уже не позволяет всерьез рассматривать события отдаленного будущего. Время F-15C подходит к концу, а эпоха Су-57 только начинается.
Статья «How an Old F-15 Just Might Kill Russia's New Stealth Su-57 in a 'Dogfight'»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/how-old-f-15-just-might-kill-russias-new-stealth-su-57-25893
Автор: Рябов Кирилл