Португальские и испанские хищники «открыли» Африку, Юго-Восточную Азию и Америку для Западной Европы. Западная цивилизация нагло объявила себя хозяйкой всего мира, грабила, делила и перекраивала его. Жертвами западных хищников стали сотни стран, культур, цивилизаций, племен и народов.
Каликут
Продолжая путь вдоль побережья Африки, корабли Васко да Гама достигли Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Васко да Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Понимая, что теперь надлежало пуститься через неведомый доселе Индийский океан, Васко попытался нанять в Малинди опытного лоцмана. С большим трудом с помощью правителя Малинди лоцман был найден.
Лоцман взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довёл суда до Индии. К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут (Кожикоде). Утром флотилию посетили чиновники заморина (саморин) — местного правителя. Гама отправил с ними на берег преступника, знавшего немного арабский язык. По рассказу посланца, его отвели к двум арабам, заговорившим с ним по-итальянски и по-кастильски. Первый вопрос, который ему задали, был: «Какой дьявол принес тебя сюда?» Посланец ответил, что в Каликут пришли португальцы «искать христиан и пряности». Один из арабов проводил посланца обратно, поздравил Гаму с прибытием и закончил словами: «Благодарите бога, что он привел вас в такую богатую страну». Араб предложил Гаме свои услуги и действительно был ему очень полезен.
Однако, мусульмане, очень многочисленные в Каликуте (в их руках была почти вся внешняя торговля с Южной Индией), настроили заморина против португальцев. Кроме того, в Лиссабоне не догадались снабдить Гаму ценными подарками или золотом для подкупа местных властей. После того как Гама лично вручил заморину письма от короля, он и его свита были задержаны. Выпустили их только через день, когда португальцы выгрузили на берег часть своих товаров. В дальнейшем заморин держался вполне нейтрально и не мешал торговле, но мусульмане не покупали португальских товаров, что было связано с их низким качеством, а бедняки индийцы платили гораздо меньше, чем рассчитывали получить португальцы. Все же удалось купить или получить в обмен некоторое количество гвоздики, корицы и драгоценных камней.
Так прошло более двух месяцев. 9 августа Гама послал саморину подарки и известил, что собирается уходить и просит отправить с ним представителя с подарками королю — с бахаром (более двух центнеров) корицы, бахаром гвоздики и образцами других пряностей. Заморин потребовал внести 600 шерафинов (около 1800 золотых рублей) таможенных сборов, а и отдал приказ задержать товары на складе. Местный правитель также запретил жителям перевозить оставшихся на берегу португальцев на суда. Однако индийские лодки, как и раньше, подходили к кораблям, любопытные горожане осматривали их, а Гама сначала очень любезно принимал гостей. Вскоре он захватил несколько знатных человек и известил заморина, что освободит их, когда на суда пришлют португальцев, оставшихся на берегу, и задержанные товары. Через неделю, после того как Гама пригрозил казнить заложников, португальцев доставили на корабли. Васко освободил часть арестованных, обещая отпустить остальных после возвращения всех товаров. Местные власти медлили, и 29 августа Гама оставил Каликут со знатными заложниками на борту.
Возвращение экспедиции
Корабли медленно продвигались на север вдоль индийского берега из-за слабых переменных ветров. По пути португальцы пиратствовали. 20 сентября португальцы стали на якорь у о. Анджидив, где ремонтировали свои корабли. Во время ремонта к острову подходили пираты, но их обратили в бегство пушечными выстрелами. Оставив Анджидив в начале октября, флотилия почти три месяца лавировала или стояла без движения, пока, наконец, не подул попутный ветер. В январе 1499 г. португальцы достигли Малинди. Шейх снабдил флотилию свежими припасами, по настойчивой просьбе Гамы послал подарок королю (бивень слона) и установил у себя падран. В районе Момбасы Васко сжег один из кораблей — «Сан-Рафаэл», так как сильно сократившаяся команда, в которой много людей болело, была не в состоянии управлять тремя кораблями. 1 февраля экспедиция дошла до Мозамбика.
Понадобилось затем семь недель на переход до мыса Доброй Надежды и еще четыре — до островов Зеленого Мыса. Здесь «Сан-Габриэл» разлучился с «Берриу», который под командой Куэлью 10 июля 1499 г. первым прибыл в Лиссабон. Паулу да Гама был смертельно болен. Васко, очень привязанный к нему, хотел, чтобы брат умер на родной земле. Он перешел у о. Сантьягу с «Сан-Габриэла» на нанятую им быстроходную каравеллу и пошел к Азорским островам, где Паулу умер. Похоронив его, Васко к концу августа прибыл в Лиссабон. Из четырех его судов вернулось только два, из команды — менее половины.
Экспедиция была успешной и прибыльной, несмотря на потерю двух кораблей. В Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков. Кроме того, немалый доход принесли пиратские операции португальцев в Аравийском море. Но главное было то, что экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей политической, военной и экономической организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли и Западной Европы. Европейцы «открыли» для себя путь в Индию и другие южные страны. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная торговля Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан — мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой и колониальной империей. Португальцы захватили монополию торговли с Юго-Восточной Азией и удерживала её 90 лет (до разгрома «Непобедимой армады»).
Новые захваты
Португальцы не стали медлить и немедленно организовали новую экспедицию для «освоения» новых земель. 9 марта 1500 г. из Лиссабона в Восточную Индию вышла большая «торговая» и военная экспедиция на 13 кораблях с экипажем около 1500 человек, из них более 1000 «отборного и хорошо вооруженного люда». Официальная цель её — установить торговые отношения с Индией по возможности мирными средствами, но «…не прекращать, несмотря на любое сопротивление, это предприятие». Главнокомандующим эскадры («капитанмор») король Мануэл I назначил Педру Алвариша Кабрала. Экспедиция уклонилась к западу и открыла Бразилию. Очевидно, что в Португалии к моменту выхода в море эскадры Кабрала уже знали об открытии Колумбом в 1498 г. большой земли, лежащей к западу от Тринидада и организаторы и руководители экспедиции твердо знали, что заатлантический Южный материк существует.
Отойдя 2 мая 1500 г. от новооткрытого «острова Вера-Круш» (Бразилия), 11 кораблей португальской эскадры Кабрала пересекли Атлантический океан к югу от экватора на пути к мысу Доброй Надежды. Во время бури недалеко от мыса четыре судна погибли со всеми людьми (включая корабль Бартоломеу Диаша). Только шесть кораблей дошли до Малинди, а оттуда (снова с помощью опытных лоцманов-арабов) до Каликута. Здесь португальцы попытались основать факторию. Но под давлением арабских купцов и духовенства местные жители отказались торговать с португальцами и напали на тех, кто поселился на берегу, убив около 50 человек. Кабрал ответил бомбардировкой беззащитного города и сжег арабские суда. Однако у португальцев было мало сил, что подчинить себе большой город. Тогда они заключили союз с соседними портовыми городами – Кочином и Каннануром. Соседи враждебно относились к Каликуту и продали европейцам большое количество товаров. В середине января 1501 г. Кабрал двинулся в обратный путь. По пути выяснилось, что корабль Диогу Диаша, который потерял флотилию Кабрала во время майской бури 1500 г., обогнул Южную Африку, уклонился слишком далеко на восток и открыл большой остров – Мадагаскар, а затем дошёл до Аденского залива. Корабли Кабрала прибыли в Португалию в конце июля 1501 г. Несмотря на потерю шести судов, ценность доставленного груза была так велика, что продажа его вдвойне покрыла все расходы на экспедицию.
Педру Алвариш Кабрал
Высокую прибыль дала также экспедиция Жуана да Новы (3-я Индийская армада Португалии), посланного за пряностями в Кочин. Флотилия из четырех судов вышла из Лиссабона 5 марта 1501 года. Близ Каликута португальцы подверглись нападению множества мелких арабских судов, блокировавших выход из бухты. Морской бой завершился победой португальцев. Нова забрал в Кочине груз пряностей и лег на обратный курс, вернувшись в сентябре 1502 г.
Начальником новой большой экспедиции (4-я Индийская армада), снаряженной после возвращения Кабрала, был назначен Васко да Гама. Он получил пост «адмирала Индии» и должен был основать базы и подчинить страну. Часть армады (15 судов) оставила Португалию в феврале 1502 г., затем к флотилии присоединилось ещё 5 кораблей. Пять кораблей должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане (по сути, это были пираты), а ещё пять, под командой племянника адмирала, Эштевана да Гама, предназначались для охраны торговых факторий. О захвате здешних государстве речи не было (португальцы не имели сил и средств для покорения сильных и развитых государств), но португальцы решили захватить торговые коммуникации. По пути Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике. Гама подошел к г. Килва, вероломно заманил на свой корабль его правителя и под угрозой смерти обязал платить ежегодную дань Португалии. В Килве к Гаме присоединились три позднее вышедших судна (два других отстали во время шторма и самостоятельно дошли до Малабарского берега).
У Каннанура корабли Васко напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и многими сотнями пассажирами, главным образом паломниками. Португальский историк Гаспар Коррейра писал: «Португальцы отправились туда на лодках и целый день возили оттуда грузы на португальские корабли, пока не опустошили весь корабль. Капитан-командир запретил привозить с корабля мавров и потом велел сжечь корабль. Когда капитан корабля узнал об этом, он сказал: Господин, ты не выиграешь ничего, убив нас, прикажи заковать нас в кандалы и отвезти в Каликут. Если мы не нагрузим твоих кораблей бесплатно перцем и другими пряностями, сожги нас. Подумай, ты теряешь такие богатства из-за желания нас убить. Помни, что даже на войне щадят тех, кто сдается, а мы ведь не сопротивлялись вам, примени же к нам правила великодушия. А капитан-командир ответил: Тебя сожгут живьем, ничто не остановило бы меня предать тебя сотне смертей, если бы я мог это сделать. … Многие женщины метались, поднимая на руки своих маленьких детей, и, протягивая их к нам, старались возбудить в нас жалость к этим невинным».
Таким образом, разграбив судно, Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а солдатам — поджечь судно. Несчастные вырвались из трюма и стали тушить огонь. Тогда Гама приказал стрелять по ним и снова поджечь судно. Четыре дня продолжалась эта неравная борьба: португальцы не решались подойти к судну и взять его на абордаж, так как гибнущие люди швыряли на палубы атакующих кораблей горящие бревна и доски. Горящие, обезумевшие люди кидались в воду и тонули. «После столь продолжительной борьбы, — говорит очевидец-португалец, — адмирал поджег это судно с великой жестокостью и без малейшей жалости, и оно сгорело со всеми, кто был на борту». Сняли с судна по приказу Гамы только 20 мальчиков. Их отослали в Лиссабон, крестили, и все они стали монахами.
Заключив союз с правителем Каннанура, португальский адмирал в конце октября двинул флотилию против Каликута. Португальцы захватили суда в порту и рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и обстреляли город. Пленников убивали, вешали на реях вниз головой и расстреливали их из арбалетов. А послам заморина, который пытался договориться, отрезали уши и носы и пришили собачьи. Ночью он приказал снять трупы, отрубить головы, руки и ноги, свалить туловища в лодку и бросить в воду; к лодке прикрепил письмо, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться. Прилив вынес лодку и обрубки трупов на берег. На следующий день Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно. Оставив семь кораблей, для блокады Каликута, он отправил Каннанур и Кочин за пряностями другие суда.
Такая показная жесткость была преднамеренной. Европейцев было мало – и они брали вверх нахрапом, наглостью, старались сломить волю местных жителей террором, чтобы подавить саму мысль к сопротивлению. Разобщённые местные правители оказались не готовы к такому натиску. Часть хотела договориться, нажиться на горе соседей, начали искать «дружбы» с европейцами, покупали у португальских пиратов специальные пропуска на мореходство.
После двух успешных стычек у Каликута с арабскими судами Гама в феврале 1503 г. повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре 1503 г. с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул. Однако на много лет его отстранили от всякой деятельности. Только в 1524 г. он был назначен вице-королем Индии, отправился туда в апреле, достиг Гоа, перешел затем в Кочин и там вскоре умер. В Индийском океане осталось несколько кораблей флотилии Гамы под командой его дяди Висенти Судре. Они пиратствовали близ Аденского залива и перехватывали арабские суда, идущие из Красного моря к берегам Индии. Таким образом португальские пираты подрывали арабо-индийскую торговлю.
Автор: Самсонов Александр
Статьи из этой серии:
Как начиналась западная экспансияКак начиналась западная экспансия
Зачем создали миф о "монгольском" нашествии
Как португальские "хищники" создавали свою империю
Как португальские и испанские "хищники" поделили мир
Завоевание Индии