Украину заставят отказаться от абсурдных требований по транзиту газа - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Украину заставят отказаться от абсурдных требований по транзиту газа - «Новости Дня» 00:03 Среда 0 363
6-06-2018, 00:03

Украину заставят отказаться от абсурдных требований по транзиту газа - «Новости Дня»


Украину заставят отказаться от абсурдных требований по транзиту газа - «Новости Дня»

Украина предъявила России требования для продолжения газового транзита после 2019 года. Требования эти выглядят не просто завышенными – они являют собой яркий пример настоящего абсурда. О чем в итоге договорятся «Нафтогаз» и «Газпром» и какая из сторон потеряет – или выиграет – в большей степени?


«Нафтогаз» начал торговаться с «Газпромом» по поводу условий нового контракта на прокачку газа по украинской территории после 2019 года. Выставленные Украиной условия поражают своей оторванностью от реальности.


Во-первых, «Нафтогаз» требует прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа с 2020 по 2028 годы при сохранении тарифов на нынешнем уровне. Во-вторых – поднять тарифы на транзит на треть в 2018–2019 годах. В противном случае «Нафтогаз» грозит взыскать с «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже компенсацию за обесценение своей ГТС из-за неполной окупаемости инвестиций, написал «Коммерсант». О каких таких инвестициях на миллиарды долларов говорит «Нафтогаз»? О советских, когда ГТС Украины строили на деньги союзного бюджета?


Аргументируя свои требования, «Нафтогаз» ссылается на решение Стокгольмского арбитража. Но ведь шведский суд отклонил требования «Нафтогаза» об увеличении тарифа на транзит газа. И хотя Стокгольм присудил «Газпрому» штраф за недопрокачку газа, но не на 16 млрд, как просил «Нафтогаз», а на сумму в четыре раза меньшую. Значит, ни о каком обязательстве «Газпрома» прокачивать 110 млрд кубов через Украину речи не идет. Да и прямого такого решения озвучено не было.


Ко всему прочему, «Нафтогаз» предлагает «Газпрому» два варианта бронирования мощностей украинской трубы. Первый: «Газпром» самостоятельно бронирует мощности (действующая сейчас схема), но применимым правом для контракта будет не Стокгольм, как сейчас, а украинское законодательство. Кто же согласится на такое условие, равносильное самоубийству? Уже есть пример, как украинский антимонопольный комитет сфабриковал дело, обвинил «Газпром» в монопольном транзите и выставил многомиллиардный штраф. Но кто-нибудь видел других желающих прокачивать газ через Украину, и чтобы «Газпром» им в этом как-либо мешал? Газпромовские апелляции украинские суды даже не приняли к рассмотрению. Но главное, что «Нафтогаз» через Стокгольм уже пытался изменить контракт в соответствии с украинским законодательством, но суд это требование отклонил.


Второй вариант предусматривает продажу газа «Нафтогазу» на восточной границе Украины и обратную ее покупку на западной границе с ЕС. Сейчас идущий по украинской трубе газ является собственностью «Газпрома». Киев же предлагает, чтобы он стал собственностью «Нафтогаза». Это значит, что Киев в любой момент может решить вернуть не весь, а лишь часть газа, по любой цене, да и не в положенный срок, а с задержкой. На эти условия не то что «Газпром», но и Брюссель не пойдет – они ведут к удорожанию газа для самих европейцев.


Иначе говоря, требования «Нафтогаза» изначально невыполнимы. И вряд ли в Киеве всерьез надеются на то, что смогут заставить «Газпром» согласиться на них. Все это выглядит как восточный базар: просить больше, чтобы получить хоть что-то.


По какому сценарию будут развиваться события дальше?


Торг начался потому, что в 2019 году заканчивается действие транзитного контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом». Встает вопрос – как европейские потребители получат необходимые им объемы российского газа с 2020 года? Если бы не было политического вмешательства со стороны США, которые разжигают украинские претензии в своих коммерческих интересах, то украинский транзит не волновал бы сегодня ни ЕС, ни Россию. Именно из-за этого вмешательства сроки ввода обходных газопроводов в Европу сдвинулись. США заставили Болгарию отказаться от «Южного потока», а также ставят палки в колеса проекту «Северный поток – 2».


Велика вероятность, что к 2020 году не успеют ни построить продолжение второй нитки «Турецкого потока», ни полностью запустить продолжение «Северного потока – 2» по европейской территории. Значит, по северному маршруту Россия сможет прокачивать не 55 млрд, а 35 млрд кубов газа. Итого на 2020 год остается порядка 40 млрд кубометров, которые так или иначе надо будет прокачивать через Украину, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. И это хорошая новость для Киева – где все это тоже наверняка подсчитали. Иначе как объяснить заявление главы минэнергоугля Украины Игоря Насалика о том, что Украина будет настаивать на сохранении после 2019 года транзита российского газа в объеме не менее 40 млрд кубометров.


«Договориться так или иначе придется, в этом заинтересованы все три стороны. Опыт трехстороннего посредничества уже имеется при подписании «зимних пакетов». Только теперь нужно будет не зимний пакет, а годовой пакет подписать на 2020 год», – полагает Юшков.


«Газпром», конечно, не согласится на условия «Нафтогаза». Позиция «Газпрома» одна – установление справедливого тарифа, а даже нынешний тариф он считает завышенным (на 50% дороже, чем тариф по прокачке газа по «Северному потоку»). «Газпром» будет требовать снижения тарифа на прокачку и оставления открытым объема прокачки, то есть отсутствия условия «качай или плати». На таких условиях можно будет подписать даже долгосрочный контракт», – считает Игорь Юшков.


Однако это оптимистичный вариант. Скорее всего, придется подписывать новые контракты каждый год. «2020 год будет годом шантажа, так как обходные газопроводы не достроены. Украина сможет диктовать условия. А она не стесняется в методах, о чем говорят последние попытки арестовать акции именно компаний – операторов «Северного потока» и «Северного потока – 2», – говорит Юшков.


Опираясь на опыт подписания «зимних пакетов», можно сказать, что пойти на уступки придется обеим сторонам: и «Газпрому», и «Нафтогазу». Киев наверняка рассчитывает на то, что если он уступит в объеме прокачки (снизит его), то «Газпрому» придется уступить в тарифе и поднять его.


Однако «Газпром» будет перетягивать одеяло на свою сторону. «Мы скорее уступим в сегменте «качай или плати». Газпром пойдет на уступку, согласившись взять на себя обязательство по условию «качай или плати» на 20–40 млрд кубометров. В 2020 году у нас в любом случае остается «лишними» 30–40 млрд кубов. А Киев, соответственно, должен будет пойти на уступку по стоимости транзита. Каждая сторона потом будет говорить, что противник уступил больше», – рассуждает Юшков. Решающее слово достанется арбитру – Брюсселю, который должен будет убедить Украину сбавить обороты.


Плохая новость для «Нафтогаза» в том, что к 2021 году обходные трубы с большой вероятностью уже смогут запустить на полную мощность. А значит, рычагов для шантажа у него не останется.


Впрочем, объемы прокачки газа через Украину после 2021 года будут зависеть даже не от «Газпрома», а от спроса со стороны европейских потребителей. Если их потребности в топливе продолжат расти, то весь этот дополнительный объем газа «Газпром» и будет прокачивать через Украину. Ориентировочно «Нафтогаз» может рассчитывать на 10–15 млрд кубов в год.


Украина предъявила России требования для продолжения газового транзита после 2019 года. Требования эти выглядят не просто завышенными – они являют собой яркий пример настоящего абсурда. О чем в итоге договорятся «Нафтогаз» и «Газпром» и какая из сторон потеряет – или выиграет – в большей степени? «Нафтогаз» начал торговаться с «Газпромом» по поводу условий нового контракта на прокачку газа по украинской территории после 2019 года. Выставленные Украиной условия поражают своей оторванностью от реальности. Во-первых, «Нафтогаз» требует прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа с 2020 по 2028 годы при сохранении тарифов на нынешнем уровне. Во-вторых – поднять тарифы на транзит на треть в 2018–2019 годах. В противном случае «Нафтогаз» грозит взыскать с «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже компенсацию за обесценение своей ГТС из-за неполной окупаемости инвестиций, написал «Коммерсант». О каких таких инвестициях на миллиарды долларов говорит «Нафтогаз»? О советских, когда ГТС Украины строили на деньги союзного бюджета? Аргументируя свои требования, «Нафтогаз» ссылается на решение Стокгольмского арбитража. Но ведь шведский суд отклонил требования «Нафтогаза» об увеличении тарифа на транзит газа. И хотя Стокгольм присудил «Газпрому» штраф за недопрокачку газа, но не на 16 млрд, как просил «Нафтогаз», а на сумму в четыре раза меньшую. Значит, ни о каком обязательстве «Газпрома» прокачивать 110 млрд кубов через Украину речи не идет. Да и прямого такого решения озвучено не было. Ко всему прочему, «Нафтогаз» предлагает «Газпрому» два варианта бронирования мощностей украинской трубы. Первый: «Газпром» самостоятельно бронирует мощности (действующая сейчас схема), но применимым правом для контракта будет не Стокгольм, как сейчас, а украинское законодательство. Кто же согласится на такое условие, равносильное самоубийству? Уже есть пример, как украинский антимонопольный комитет сфабриковал дело, обвинил «Газпром» в монопольном транзите и выставил многомиллиардный штраф. Но кто-нибудь видел других желающих прокачивать газ через Украину, и чтобы «Газпром» им в этом как-либо мешал? Газпромовские апелляции украинские суды даже не приняли к рассмотрению. Но главное, что «Нафтогаз» через Стокгольм уже пытался изменить контракт в соответствии с украинским законодательством, но суд это требование отклонил. Второй вариант предусматривает продажу газа «Нафтогазу» на восточной границе Украины и обратную ее покупку на западной границе с ЕС. Сейчас идущий по украинской трубе газ является собственностью «Газпрома». Киев же предлагает, чтобы он стал собственностью «Нафтогаза». Это значит, что Киев в любой момент может решить вернуть не весь, а лишь часть газа, по любой цене, да и не в положенный срок, а с задержкой. На эти условия не то что «Газпром», но и Брюссель не пойдет – они ведут к удорожанию газа для самих европейцев. Иначе говоря, требования «Нафтогаза» изначально невыполнимы. И вряд ли в Киеве всерьез надеются на то, что смогут заставить «Газпром» согласиться на них. Все это выглядит как восточный базар: просить больше, чтобы получить хоть что-то. По какому сценарию будут развиваться события дальше? Торг начался потому, что в 2019 году заканчивается действие транзитного контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом». Встает вопрос – как европейские потребители получат необходимые им объемы российского газа с 2020 года? Если бы не было политического вмешательства со стороны США, которые разжигают украинские претензии в своих коммерческих интересах, то украинский транзит не волновал бы сегодня ни ЕС, ни Россию. Именно из-за этого вмешательства сроки ввода обходных газопроводов в Европу сдвинулись. США заставили Болгарию отказаться от «Южного потока», а также ставят палки в колеса проекту «Северный поток – 2». Велика вероятность, что к 2020 году не успеют ни построить продолжение второй нитки «Турецкого потока», ни полностью запустить продолжение «Северного потока – 2» по европейской территории. Значит, по северному маршруту Россия сможет прокачивать не 55 млрд, а 35 млрд кубов газа. Итого на 2020 год остается порядка 40 млрд кубометров, которые так или иначе надо будет прокачивать через Украину, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. И это хорошая новость для Киева – где все это тоже наверняка подсчитали. Иначе как объяснить заявление главы минэнергоугля Украины Игоря Насалика о том, что Украина будет настаивать на сохранении после 2019 года транзита российского газа в объеме не менее 40 млрд кубометров. «Договориться так или иначе придется, в этом заинтересованы все три стороны. Опыт трехстороннего посредничества уже имеется при подписании «зимних пакетов». Только теперь нужно будет не зимний пакет, а годовой пакет подписать на 2020 год», – полагает Юшков. «Газпром», конечно, не согласится на условия «Нафтогаза». Позиция «Газпрома» одна – установление справедливого тарифа, а даже нынешний тариф он считает завышенным (на 50% дороже, чем тариф по прокачке газа по «Северному потоку»). «Газпром» будет требовать снижения тарифа на прокачку и оставления открытым объема прокачки, то есть отсутствия условия «качай или плати». На таких условиях можно будет подписать даже долгосрочный контракт», – считает Игорь Юшков. Однако это оптимистичный вариант. Скорее всего, придется подписывать новые контракты каждый год. «2020 год будет годом шантажа, так как обходные газопроводы не достроены. Украина сможет диктовать условия. А она не стесняется в методах, о чем говорят последние попытки арестовать акции именно компаний – операторов «Северного потока» и «Северного потока – 2», – говорит Юшков. Опираясь на опыт подписания «зимних пакетов», можно сказать, что пойти на уступки придется обеим сторонам: и «Газпрому», и «Нафтогазу». Киев наверняка рассчитывает на то, что если он уступит в объеме прокачки (снизит его), то «Газпрому» придется уступить в тарифе и поднять его. Однако «Газпром» будет перетягивать одеяло на свою сторону. «Мы скорее уступим в сегменте «качай или плати». Газпром пойдет на уступку, согласившись взять на себя обязательство по условию «качай или плати» на 20–40 млрд кубометров. В 2020 году у нас в любом случае остается «лишними» 30–40 млрд кубов. А Киев, соответственно, должен будет пойти на уступку по стоимости транзита. Каждая сторона потом будет говорить, что противник уступил больше», – рассуждает Юшков. Решающее слово достанется арбитру – Брюсселю, который должен будет убедить Украину сбавить обороты. Плохая новость для «Нафтогаза» в том, что к 2021 году обходные трубы с большой вероятностью уже смогут запустить на полную мощность. А значит, рычагов для шантажа у него не останется. Впрочем, объемы прокачки газа через Украину после 2021 года будут зависеть даже не от «Газпрома», а от спроса со стороны европейских потребителей. Если их потребности в топливе продолжат расти, то весь этот дополнительный объем газа «Газпром» и будет прокачивать через Украину. Ориентировочно «Нафтогаз» может рассчитывать на 10–15 млрд кубов в год.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 954 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl