В Минтрансе предложили направлять сверхприбыли владельцев стивидорных активов на развитие железнодорожной инфраструктуры. Суть идеи такова: поскольку некоторые компании-экспортеры занимаются разгрузкой в портах, существует возможность синхронизировать развитие железной дороги с развитием портовой инфраструктуры. При этом, по задумке транспортного ведомства, сопряженные с портовыми мощностями железнодорожные магистрали возьмет на себя бизнес.
Сотрудничество государства и бизнеса планируется в рамках концессии. То есть «частник» получает возможность на правах инвестора пользоваться инфраструктурой, но само имущество остается государственным, пояснили в Минтрансе.
С помощью частных инвестиций власти планируют реализовать комплексный трехлетний план развития инфраструктуры, в котором фигурируют 690 объектов. Среди них: автомобильные трассы и мосты, высокоскоростные железнодорожные магистрали, проекты развития Транссиба, сооружения транспортных коридоров в Приморье и др. В целом на транспортную инфраструктуру планируется потратить 6,5 трлн рублей.
В списке министерства также строительство ледоколов для работ в Северо-Западном и Дальневосточном морских бассейнах, кроме того, планируется реализация энергетических проектов и строительство региональных аэропортов.
По расчетам Минтранса, государство и бизнес поделят расходы практически пополам. На реализацию комплексного плана из бюджета в 2019-2021 гг. будет направлено 1,7 трлн рублей, а «частники» выделят 1,5 трлн, рассчитывают в транспортном министерстве.
Это нечестно?
Что касается «частников», то идея «добровольно-принудительных» инвестиций им не по вкусу. Напомним, идея изымать у 14 несырьевых компаний (10 металлургических и 4 химических) сверхдоходы через усиление налоговой нагрузки принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову. Отметим, что речь идет о более чем 500 млрд рублей в год. В формулировке «на реализацию майского указа» инициатива не нашла понимания у бизнес-сообщества, и в результате новым обоснованием «раскулачивания» стало выравнивание налоговой нагрузки между компаниями сырьевого и несырьевого секторов. Предполагалось, что основной удар придется на «Норникель», АК «Алроса» и «Сибур».
Среди аргументов противников инициативы – данное Минфином обещание не усиливать налоговую нагрузку на реальный сектор в течение ближайших пяти лет после последних корректировок фискальной системы. К ним сообщество, в частности, относит налоговый маневр, реализуемый в нефтяной отрасли, и повышение НДС, запланированное на будущий год.
В 2017 году компании металлургического сектора направили на выплату дивидендов около 455 млрд рублей, указывают эксперты, и, таким образом, обладают обозначенным властями запасом «финансовой мощности». При этом экономисты указывают, что рынок металлов цикличен, и период роста цен очень скоро может смениться их падением.
Кроме того, эксперты и экономисты скептичны в отношении механизма реализации этой идеи. Выработать единую систему налогообложения металлургической отрасли, учитывая столь разнообразную специфику компаний, очень непросто. Специалисты также отмечают сложность администрирования налога из-за слабой консолидации отрасли. Вызывает вопросы и сам список Белоусова, а также принцип его формирования, указывают аналитики.
На этом фоне появилась информация, что Минпромторг планирует этот перечень расширить…
Сомневаются аналитики и в том, что сложный механизм налогообложения несырьевого сектора будет в ближайшее время реализован. По их мнению, власти не учли более высокую рентабельность нефтянки по сравнению с металлургами. Кроме того, нефть является конечной продукцией, а металлургический сектор, прежде всего, является поставщиком для производства в других отраслях. Таким образом, рост налоговой нагрузки будет переложен на машиностроение и строительный сектор, предупреждают экономисты.
«В мире действительно существует практика изъятия сверхдоходов, но она применяется в разных странах только для компаний, которые добывают сырье, а не перерабатывают, поскольку затраты последних несоизмеримо больше», — цитируем по BFM.ru старшего аналитика БКС Сергея Суверова.
Кроме того, если в нефтегазовой отрасли число компаний ограничено, то металлургический, горнодобывающий и химический сектора характеризуются большим разнообразием, указывают аналитики Sberbank CIB.
«В связи с этим мы полагаем, что в итоге обсуждение будет разделено на несколько каналов. Когда это произойдет, обсуждаемая сумма существенно уменьшится, и вся инициатива станет намного менее привлекательной», — отмечают они в своем комментарии. По прогнозам экономистов компании, решение может быть принято только в случае экстраординарных условий, например, при резком падении цен на нефть.
Вместе с тем «правительство постарается вносить как можно меньше поправок в налоговый режим, чтобы не ухудшить инвестиционный климат», считают эксперты.
Делиться надо!
Предложенные Белоусовым решения пока не встретили поддержки в профильных министерствах, но уже прозвучало новое предложение от Минприроды: повысить НДПИ для отрасли. Это также не слишком обрадовало рынки.
Несмотря на то, что пугающие отрасль предложения пока остаются «на бумаге», очевидно, что несырьевой сектор ждут нелегкие времена. Для компаний из «списка Белоусова» уже определили приоритетные направления инвестиций, среди которых и проекты в сфере транспортной логистики.
Бизнес и власть уже договорились: эти компании будут участвовать в перспективных социальных проектах, как раз за счет сверхприбыли, полученной на фоне удачной рыночной конъюнктуры. И, несмотря на добровольный характер этих инвестиций, уклонисты вряд ли найдутся…
По словам господина Белоусова, «ни о каких обязательных действиях по заталкиванию бизнеса в эти проекты речи не идет». При этом помощник президента отметил, что и обществу, и правительству будет интересно посмотреть, насколько бизнес готов подставить плечо под реализацию такой общественной повестки.
По мнению экспертов, едва ли решение по изъятию сверхприбыли у металлургов способно решить бюджетные проблемы, связанные с реализацией прорывного плана развития страны, обозначенного в майском указе. Вместе с тем, экономисты указывают на очевидность тенденции на деофшоризацию российской экономики и усиление роли государства в несырьевом секторе.