Лондон ликует. В конце минувшей недели американский истребитель-бомбардировщик F-35B совершил первую посадку на новый британский авианосец Queen Elizabeth, который будет полностью готов к эксплуатации в Королевских ВМС в 2020 году. Это не дружеский визит американских пилотов, F-35B был приобретен у американской компании «Локхид Мартин» для прохождения службы на британском авианосном флоте.
Министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон охарактеризовал это событие как эпохальное: «Историческая первая посадка на палубу корабля Queen Elizabeth — величайший момент в вызывающей гордость военной истории нашей страны. Это также заявление о решимости Великобритании содействовать миру и предотвратить войну». При этом министр двумя абзацами ниже заявил, что лучшие в мире самолеты морской авиации, к которым он относит F-35B, смогут наносить удары по любой точке Земного шара (Не исключено, что и по России: надо же наказать Москву за Крым, отравление Литвиненко и Скрипаля и вообще за всё).
Трудно сказать, верит ли он во все самим собой сказанное. Единственное, что нельзя опровергнуть, так это уникальность Queen Elizabeth для британского флота. Столь крупных авианосцев на британских верфях для себя никогда прежде не строили. Хоть, конечно, «Королева Елизавета» и уступает в комплекции американским авианесущим монстрам. Ее водоизмещение составляет 70 тыс. тонн, а длина — 284 метра, у «американцев» это порядка 100 тыс. водоизмещения и 350 метров длины.
Если с габаритами все достаточно убедительно, то оборудование все-таки оставляет желать лучшего. То есть вместо катапульты используется трамплин. Не вполне убедительно выглядит и состав авиагруппы, Queen Elizabeth способна нести 36 ударных самолетов. Еще 4 машины — это самолет ДРЛО и транспортные и противолодочные вертолеты.
Но вот использование на авианосце самолета с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), каковым является F-35B, — это довольно странная затея. Поскольку у этой машины небольшой боевой радиус, то вряд ли справедливы слова министра обороны о возможности наносить удары в любые точки Земного шара. Реально F-35B смогут бомбить лишь побережье, не сильно углубляясь вглубь материков.
Дело в том, что американцы направляют этот самолет в Корпус морской пехоты. И базируется он не на авианосцах, а на универсальных десантных кораблях (УДК), где из-за не слишком большого палубного пространства могут использоваться только вертолеты, СВВП и конвертопланы. Поскольку основная задача морской пехоты — захват плацдармов в береговой зоне, то и самолетам поддержки летать особенно далеко не требуется.
У командования ВМС Великобритании в начале десятилетия, когда «Локхид Мартин» формировала портфель заказов, был выбор. Закупать F-35B или же F-35С — модификацию, предназначенную именно для авианосцев. Однако выбор был сделан в пользу самолета для УДК. Никто больше в мире такой необъяснимой оригинальности не проявил. США закупают 353 машины именно для УДК. Италия скромно берет 15 «бешек» тоже для этих целей. Ну, и еще 15 для ВВС. Великобритания же — 138 (и для ВМС, и для ВВС).
Причины проигрыша F-35B самолету для авианосцев F-35С состоит в том, что для вертикального взлета и посадки требуется сжечь существенно больше топлива, чем при горизонтальном разгоне и посадке. Именно поэтому его боевой радиус, как записано в проспектах на самолет, равен 860 км, в то время как у F-35С — 1140 км. Разница существенная. Но не факт, что в проспектах указаны реальные цифры. С фальсификаций, которой порой грешит компания «Локхид Мартин», мы столкнулись, когда выяснилось, что вопреки паспортным данным, максимальная бесфорсажная скорость самолета является не сверхзвуковой, а околозвуковой.
Еще большие сомнения относительно реальности приводимых характеристик возникают по части боевой нагрузки. У всех трех модификаций — F-35A (для наземной эксплуатации в эскадрильях ВВС), F-35B и F-35C — она одинаковая, равная 9100 кг. Прекрасно известно, что у всех существовавших и существующих «вертикалок» ракетно-бомбовая нагрузка невелика, поскольку даже при укороченном, а не вертикальном взлете самолета расходуется значительное количество топлива. Также дополнительное топливо понадобится для вертикальной посадки. Поэтому серьезная боевая нагрузка просто-напросто сожрет боевой радиус. И он будет существенно меньше, чем 860 км.
При сравнении возможностей F-35B и F-35C необходимо учитывать и летные характеристики самолетов. Если у F-35А и F-35C они, мягко говоря, посредственные, то у F-35B и вовсе слабые. Это предопределено тем, что у «вертикалки» совсем «неуклюжий» планер. О приемлемой маневренности тут говорить не приходится. Следует обратить внимание и на то, что площадь крыла у «бешки» существенно меньше — 42,7 кв.м. против 58,3 кв.м. Учитывая также значительную разницу в запасе топлива — 6352 кг против 9111 кг, сомнения относительно реальности значения боевого радиуса F-35B еще более усиливаются.
Но как бы то ни было, Queen Elizabeth в конечном итоге будет оснащена всеми штатными самолетами. И начнет «утверждать мир на планете». С той или иной степенью эффективности, которую предоставляют самолеты компании «Локхид Мартин». Но при этом неизбежно возникнет еще одна проблема, о которой министр обороны Великобритании умалчивает. В начале нулевых годов Соединенное Королевство заплатило компании «Локхид Мартин» 2 млрд. долларов. Но это не оплата за приобретаемые самолеты. А взнос в фонд разработки истребителя-бомбардировщика F-35. То есть билет на вступление в клуб привилегированных эксплуатантов «машины века», как ее позиционируют американские рекламисты.
При этом Лондон до недавнего времени предполагал, что за эти деньги британских специалистов хотя бы на уровне технического обслуживания посвятят в технологические секреты F-35. Однако в этом было отказано. Было заявлено, что в процессе техобслуживания возможно разгадать многие секреты самолета. Поэтому все необходимые работы будут производиться лишь американскими специалистами с соответствующим допуском секретности. Вполне понятно, что это не лучшим образом будет способствовать поддержанию высокого уровня боеготовности авиационной группы.
При этом США, что называется, подсластили пилюлю. Самые крупные инвесторы (Великобритания — крупнейший инвестор) будут получать самолеты в первую очередь. Остальным же придется подождать лет 5?6. То есть у потребителей искусно был раздут психоз, как и при продаже новых моделей айфонов.
Однако эффективность авианосца заключается не только в том, сколько и каких на нем самолетов. Авианосец прежде всего должен быть надежно защищен от нападения противника. Эту функцию исполняют корабли охранения, входящие в авианосную ударную группу. Они должны защищать «авиаматку» от ударов с воздуха, с моря и из-под воды. И тут у британского флота далеко не самые сильные позиции.
В результате правительственных решений в 2020 году, когда вступит в строй «Королева Елизавета», на флоте не будет противокорабельных ракет. Устаревший «Гарпун» снимается в вооружения, а его замена появится лишь через 10 лет. Так записано в планах. Снимают с вооружения и авиационные ракеты Sea Skua, которыми вооружены ударные вертолеты. Это во-первых.
Во-вторых, плохо сбалансированы средства противовоздушной/противоракетной и противолодочной обороны. Ими располагают эсминцы типа 45 и фрегаты УРО типа 23. При этом эсминцы, недавно вступившие в строй, хорошо оснащены средствами ПВО/ПРО, но абсолютно беззащитны от атак подводных лодок. Фрегаты от ударов с воздуха никак не защищены. Но и противолодочная функция у них не на высоте. Имеются два спаренных торпедных аппарата калибра 324 мм, при этом дальность легких торпед неприемлема в современных условиях — 8 км.
Как видим, это ненадежная защита для авианосцев. Впору бы кораблям охранения самих себя защитить. Не случайно контр-адмирал Крисс Перри заявил, что британские корабли «годны лишь для парадов, а не для морских сражений».
Военные новости: Индия приняла окончательное решение по системам С-400
Военные технологии: Русский «Прометей»: Перехват в космосе и у земли гарантирован