В деле обороны морских рубежей России есть проблемы - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
В деле обороны морских рубежей России есть проблемы - «Новости Дня» 00:00 Суббота 0 365
6-10-2018, 00:00

В деле обороны морских рубежей России есть проблемы - «Новости Дня»


В деле обороны морских рубежей России есть проблемы - «Новости Дня»

Для такой глубоко континентальной с чисто географической точки зрения и с точки зрения менталитета населения страны, как Россия, флот до определенной степени является «предметом роскоши».


Тем не менее совсем без ВМФ жить, разумеется, невозможно. Дополнительными проблемами для отечественного флота является то, что он долго строится и дорого стоит (это, впрочем, относится к любому флоту мира). А объекты, нуждающиеся в морской вооруженной защите, настолько сильно географически разбросаны, что, по сути, нам надо строить не один, а пять или шесть или даже восемь флотов, что заведомо невозможно (и в этом плане Россия уникальна).


НУЖЕН ФЛОТ, НО ПОДВОДНЫЙ


ВМФ РФ даже теоретически не способен сравняться по своему потенциалу с ВМС США, а ТОФ также даже теоретически уже не сможет догнать ВМС НОАК (европейские флоты России сравнивать с китайским бессмысленно по географическим обстоятельствам). Соответственно нужен некий асимметричный вариант, позволяющий хотя бы частично нивелировать превосходство потенциальных противников. Таким вариантом является только развитие подводного флота. Подлодки имеют такие ценнейшие качества, как скрытность и способность перемещаться в трехмерном пространстве (надводный корабль движется в двухмерном пространстве), что очень сильно повышает их боевую устойчивость.


Только подлодки – по-настоящему эффективное противолодочное средство, только они способны перерезать торговые коммуникации противника (кстати, как США и НАТО, так и Китай, а также Япония очень сильно зависят от снабжения по морю, в то время как Россия от него практически вообще не зависит). Подлодки (ПЛ) ненамного уступают авиации с точки зрения эффективности борьбы с надводными кораблями, а в некоторых случаях превосходят ее и в этом. Правда, сами ПЛ с авиацией пока бороться не способны, это их главный недостаток. Но он не может перекрыть многочисленных достоинств. Как однажды сказал автору этой статьи старший офицер ВМС Японии, «я всю жизнь служу на надводных кораблях, но прекрасно понимаю, что самое эффективное морское оружие – подводная лодка».


Во время Великой Отечественной войны советский подводный флот в целом действовал крайне неудачно, что отчасти объяснялось объективными причинами – потерей основных военно-морских баз на Балтике и Черном море (не по вине моряков) и отсутствием большого количества подходящих целей. После войны советское руководство достаточно быстро отказалось от идеи строительства сбалансированного океанского флота, сравнимого с американским, и сосредоточилось на развитии именно подводных сил. Впрочем, в 70–80-е годы адмирал Горшков предпринял попытку все же создать сбалансированный флот, но успеха по ряду причин не добился. После развала СССР, когда в течение почти четверти века ВМФ РФ жил за счет советского наследства, роль подводных сил вновь возросла, такая ситуация сохраняется по сей день.


АТОМНЫЕ ПОДЛОДКИ


Атомные ПЛ из-за значительных размеров, высокой скорости, глубины погружения и автономности, но и относительно большой шумности нет смысла использовать в закрытых морях. Поэтому они имеются в составе только океанских флотов России – СФ и ТОФ. Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПК СН) в оперативном отношении относятся не столько к ВМФ, сколько к средствам ядерного сдерживания (СЯС), тем не менее это боевые корабли. Основными РПК СН в составе отечественного флота являются лодки проекта 667БДРМ, несущие по 16 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Р-29РМ различных модификаций. Все они входят в состав СФ. В настоящий момент пять РПК СН (К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-18 «Карелия», К-407 «Новомосковск», К-114 «Тула») находятся в строю, одна (К-117 «Брянск») – в ремонте. Лодка К-64 «Подмосковье» переоборудована в лодку спецназа (то есть в носитель боевых пловцов и сверхмалых ПЛ) пр. 09787, ракетные шахты с нее демонтированы.


Предшественниками этих лодок являются РПК СН пр. 667БДР, каждая из которых несет 16 БРПЛ Р-29Р. Из 14 лодок этого типа сегодня остались три, находящиеся на ТОФ: К-223 «Подольск», К-433 «Св. Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань», причем первые две, по-видимому, ожидает скорая утилизация, в строю остается только К-44. Кроме того, К-129 «Оренбург», входящая в состав СФ, переоборудована в АПЛ спецназа пр. 09786.


В строю СФ остается ТК-208 «Дмитрий Донской» – последний из семи РПК СН пр. 941. Он используется для испытаний БРПЛ Р-30 «Булава». Под эту ракету строятся наиболее современные отечественные РПК СН проекта 955, каждая из которых несет по 16 Р-30. Головная лодка данного проекта К-535 «Юрий Долгорукий» находится в составе СФ, К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» – в составе ТОФ. По усовершенствованному проекту 955А строятся «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский».


В целом по количеству РПК СН Россия незначительно и непринципиально отстает от США и обходит Китай, Великобританию и Францию (правда, только по отдельности, но не все вместе взятые). Впрочем, в Великобритании и Франции весь или почти весь ядерный потенциал приходится на морские СЯС, у США, России и Китая ситуация совершенно другая, поэтому сравнение не очень правомерно.


Наиболее старыми из имеющихся сегодня в составе ВМФ РФ многоцелевых АПЛ являются лодки проекта 671РТМК. С конца 70-х до начала 90-х было построено 26 АПЛ этого типа, из которых сейчас остались три (все на СФ): Б-138 «Обнинск» в строю, Б-414 «Даниил Московский» и Б-448 «Тамбов» в ремонте, причем первый скорее всего из него в строй уже не вернется, то есть будет списан. Эти лодки несут практически всю номенклатуру морских вооружений, в том числе 650-мм торпеды СЭТ-65 и крылатые ракеты КС-122 (они же С-10 «Гранат»). Однако они введены в строй уже достаточно давно (в 1990–1992 годы), кроме того, их уровень шумности выше, чем у более современных ПЛА (как отечественных, так и зарубежных). Поэтому оставшиеся АПЛ пр. 671РТМК вряд ли прослужат дольше, чем до 2020 года.


НЕ ТАК ШУМНО


Прямыми их наследниками являются АПЛ проекта 971. Они стали первыми советскими лодками, которые по уровню шумности были равны их американским «ровесникам» (ПЛА типа «Лос-Анджелес»). Также очень сильно возросли на них возможности активных и пассивных гидроакустических средств. В состав ВМФ РФ входили 14 АПЛ пр. 971 (еще одна сразу после постройки была передана в аренду Индии), из которых сейчас осталось 11: на СФ – К-317 «Пантера», К-335 «Гепард» в строю, К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-328 «Леопард», К-461 «Волк» в ремонте, на ТОФ – К-419 «Кузбасс» в строю, К-295 «Самара», К-322 «Кашалот» (возможно, будет передана в лизинг Индии), К-331 «Магадан» (возможно, будет списана), К-391 «Братск» в ремонте. В ходе ремонта АПЛ, в частности, перевооружаются с ракетного комплекса «Гранат» на уже успешно зарекомендовавший себя в боевых условиях «Калибр».


Конкурентом 971-х были АПЛ проекта 945, имевшие титановый корпус. Это позволяло значительно уменьшить водоизмещение, размеры и магнитное поле корабля, но, к сожалению, очень увеличивало его цену. Поэтому было построено всего две лодки этого проекта (Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», обе сейчас находятся на СФ в ремонте, причем практически наверняка обе после него отправятся не в состав флота, а на утилизацию) и две АПЛ усовершенствованного проекта 945А (Б-336 «Псков», Б-534 «Нижний Новгород», обе в строю СФ). «Кострома» в феврале 1992 года вблизи Кольского полуострова протаранила американскую ПЛА «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», которая после этого, хотя и дошла до базы, но сразу же была списана и утилизирована. Таким образом, Б-276 неформально считается единственной отечественной АПЛ, имеющей на своем счету уничтоженную ПЛА противника.


Совершенно особыми и не имеющими аналогов в мире АПЛ отечественного ВМФ стали лодки проекта 949А. Они предназначались для борьбы с американскими авианосцами, для чего каждая такая АПЛ несла на борту 24 противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) П-700 «Гранит» (либо в ядерном, либо в обычном оснащении). Из-за размещения этих ракет в пусковых устройствах (ПУ), расположенных по бортам, лодки оказались необычно широкими. Благодаря сочетанию «формы и содержания» они получили на флоте неофициальное прозвище «ядрен батон». Именно к этому типу относился погибший в 2000 году «Курск». Всего в составе отечественного ВМФ было 11 АПЛ проекта 949А, сейчас осталось 8: на СФ – К-119 «Воронеж», К-410 «Смоленск», К-266 «Орел» в строю, на ТОФ – К-150 «Томск», К-456 «Тверь» в строю, К-132 «Иркутск», К-186 «Омск», К-442 «Челябинск» в ремонте. Кроме того, еще одна АПЛ этого типа перестраивается в лодку специального назначения. Слишком узкая противоавианосная специализация проекта 949А была осознана командованием ВМФ как явный недостаток, поэтому в ходе ремонта они перевооружаются с «Гранитов» на крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс», более универсальные по целям и задачам.


Наследником АПЛ всех предыдущих проектов является вошедшая в 2014 году в состав СФ АПЛ проекта 885 К-560 «Северодвинск». Она обладает очень низким уровнем шумности и несет, кроме торпедного вооружения, 32 ракеты «Калибр» и/или «Оникс». По усовершенствованному пр. 08851 строятся еще 6 АПЛ – К-561 «Казань» (уже спущена на воду), К-573 «Новосибирск», К-571 «Красноярск», К-564 «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск».


ОБЩИЙ АТОМНЫЙ СЧЕТ


Таким образом, в составе ВМФ РФ имеется 27 многоцелевых АПЛ, из которых на данный момент в строю находится лишь 12, остальные 15 – в ремонте, причем 5 из них, вполне вероятно, в строй уже не вернутся. Разумеется, достаточным считать это количество ни в коем случае нельзя, хотя Россия и занимает второе место в мире по данному показателю после США, обходя Китай, Великобританию и Францию (опять же по отдельности). При этом даже если строительство АПЛ проекта 08851 будет идти по плану, это лишь компенсирует списание лодок проекта 671РТМК и наиболее «возрастных» проектов 945 и 971. В некоем «светлом будущем» ВМФ получит АПЛ следующего поколения «Хаски», но до этого времени, вполне вероятно, не доживет ни одна лодка советской постройки.


ДИЗЕЛЬНЫЕ ПЛ


Впрочем, дополнением к АПЛ являются дизельные, или в соответствии с новой терминологией, неатомные ПЛ. Их скорость и глубина погружения ниже, чем у атомных, но ниже и уровень шумности, а также цена. Они могут использоваться в мелководных закрытых морях типа Балтийского. При этом наиболее современные ПЛ несут практически ту же номенклатуру вооружений, что и АПЛ.


Основу российского неатомного подводного флота составляют ПЛ проекта 877, строившиеся с начала 80-х и имевшие репутацию самых малошумных в мире. Для отечественного ВМФ было построено 24 лодки этого типа, сейчас из них осталось 14 (11 в строю, 3 в ремонте). На СФ – Б-177 «Липецк», Б-459 «Владикавказ», Б-471 «Магнитогорск», Б-800 «Калуга» в строю, Б-808 «Ярославль» в ремонте. На ТОФ – Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», Б-190 «Краснокаменск», Б-345 «Могоча», Б-394 «Нурлат», Б-464 «Усть-Камчатск», Б-494 «Усть-Большерецк» в строю, Б-445 «Николай Чудотворец» в ремонте (скорее всего будет списана). На БФ – Б-806 «Дмитров» в строю, Б-227 «Выборг» выведена в резерв и, видимо, будет списана и переделана в музей. На ЧФ – Б-871 «Алроса» (строилась по проекту 877В с водометом вместо винтов) в ремонте. Эта черноморская лодка носит имя шефствующей над ней якутской алмазодобывающей компании «Алмазы России – Саха» (АЛРОСА), являясь, таким образом, единственным в мире боевым кораблем, названным в честь коммерческой структуры.


Заменой данному проекту должны были стать ПЛ проекта 677. Головная ПЛ этого типа Б-585 «Санкт-Петербург» с 2010 года находится в опытной эксплуатации на СФ из-за проблем с энергетической установкой. Спущена на воду ПЛ Б-586 «Кронштадт», на верфях остается Б-587 «Великие Луки», не ясно, когда они будут достроены. В любом случае этими тремя ПЛ проекта 677 и ограничится. В связи с этими проблемами было принято разумное решение строить для ВМФ РФ ПЛ проекта 636 усовершенствованный вариант проекта 877, которые изначально рассматривались как чисто экспортные. В итоге в рекордно короткие сроки были построены шесть ПЛ проекта 06363 (Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород», Б-271 «Колпино»). Все они вошли в состав ЧФ, по дороге туда с Балтики нанеся из акватории Средиземного моря удары ракетами «Калибр» по целям в Сирии.


Таким образом, в строю и на испытаниях находится 21 ПЛ, в ремонте – 3. Это третье место в мире после Китая и КНДР с небольшим преимуществом над Японией, Республикой Корея, Турцией и Индией. Впрочем, на Балтике мы также уступаем Германии и Швеции. Предполагается строительство 6 ПЛ 06363 для ТОФ (уже заложены две – «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов»), а также создание совершенно нового проекта вместо неудачного проекта 677.


На данный момент подводные силы составляют основу ВМФ РФ, они формально достаточно велики, но, учитывая вышеупомянутую разбросанность по океанским и морским ТВД, увы, совершенно недостаточны и должны быть увеличены как минимум вдвое. Однако радикально улучшить ситуацию сложно именно потому, что флот – самый долгостроящийся и самый дорогой вид ВС. Строительство новых лодок нынешними темпами пока позволяет обновить флот качественно, но в лучшем случае лишь сохранить на нынешнем уровне его количественные параметры. А как показывает опыт, качество не заменяет и не отменяет количество, которое обладает собственным качеством. Но здесь, увы, решающими оказываются проблемы производственных мощностей и финансовых возможностей, которые от военных не зависят.


Для такой глубоко континентальной с чисто географической точки зрения и с точки зрения менталитета населения страны, как Россия, флот до определенной степени является «предметом роскоши». Тем не менее совсем без ВМФ жить, разумеется, невозможно. Дополнительными проблемами для отечественного флота является то, что он долго строится и дорого стоит (это, впрочем, относится к любому флоту мира). А объекты, нуждающиеся в морской вооруженной защите, настолько сильно географически разбросаны, что, по сути, нам надо строить не один, а пять или шесть или даже восемь флотов, что заведомо невозможно (и в этом плане Россия уникальна). НУЖЕН ФЛОТ, НО ПОДВОДНЫЙ ВМФ РФ даже теоретически не способен сравняться по своему потенциалу с ВМС США, а ТОФ также даже теоретически уже не сможет догнать ВМС НОАК (европейские флоты России сравнивать с китайским бессмысленно по географическим обстоятельствам). Соответственно нужен некий асимметричный вариант, позволяющий хотя бы частично нивелировать превосходство потенциальных противников. Таким вариантом является только развитие подводного флота. Подлодки имеют такие ценнейшие качества, как скрытность и способность перемещаться в трехмерном пространстве (надводный корабль движется в двухмерном пространстве), что очень сильно повышает их боевую устойчивость. Только подлодки – по-настоящему эффективное противолодочное средство, только они способны перерезать торговые коммуникации противника (кстати, как США и НАТО, так и Китай, а также Япония очень сильно зависят от снабжения по морю, в то время как Россия от него практически вообще не зависит). Подлодки (ПЛ) ненамного уступают авиации с точки зрения эффективности борьбы с надводными кораблями, а в некоторых случаях превосходят ее и в этом. Правда, сами ПЛ с авиацией пока бороться не способны, это их главный недостаток. Но он не может перекрыть многочисленных достоинств. Как однажды сказал автору этой статьи старший офицер ВМС Японии, «я всю жизнь служу на надводных кораблях, но прекрасно понимаю, что самое эффективное морское оружие – подводная лодка». Во время Великой Отечественной войны советский подводный флот в целом действовал крайне неудачно, что отчасти объяснялось объективными причинами – потерей основных военно-морских баз на Балтике и Черном море (не по вине моряков) и отсутствием большого количества подходящих целей. После войны советское руководство достаточно быстро отказалось от идеи строительства сбалансированного океанского флота, сравнимого с американским, и сосредоточилось на развитии именно подводных сил. Впрочем, в 70–80-е годы адмирал Горшков предпринял попытку все же создать сбалансированный флот, но успеха по ряду причин не добился. После развала СССР, когда в течение почти четверти века ВМФ РФ жил за счет советского наследства, роль подводных сил вновь возросла, такая ситуация сохраняется по сей день. АТОМНЫЕ ПОДЛОДКИ Атомные ПЛ из-за значительных размеров, высокой скорости, глубины погружения и автономности, но и относительно большой шумности нет смысла использовать в закрытых морях. Поэтому они имеются в составе только океанских флотов России – СФ и ТОФ. Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПК СН) в оперативном отношении относятся не столько к ВМФ, сколько к средствам ядерного сдерживания (СЯС), тем не менее это боевые корабли. Основными РПК СН в составе отечественного флота являются лодки проекта 667БДРМ, несущие по 16 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Р-29РМ различных модификаций. Все они входят в состав СФ. В настоящий момент пять РПК СН (К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-18 «Карелия», К-407 «Новомосковск», К-114 «Тула») находятся в строю, одна (К-117 «Брянск») – в ремонте. Лодка К-64 «Подмосковье» переоборудована в лодку спецназа (то есть в носитель боевых пловцов и сверхмалых ПЛ) пр. 09787, ракетные шахты с нее демонтированы. Предшественниками этих лодок являются РПК СН пр. 667БДР, каждая из которых несет 16 БРПЛ Р-29Р. Из 14 лодок этого типа сегодня остались три, находящиеся на ТОФ: К-223 «Подольск», К-433 «Св. Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань», причем первые две, по-видимому, ожидает скорая утилизация, в строю остается только К-44. Кроме того, К-129 «Оренбург», входящая в состав СФ, переоборудована в АПЛ спецназа пр. 09786. В строю СФ остается ТК-208 «Дмитрий Донской» – последний из семи РПК СН пр. 941. Он используется для испытаний БРПЛ Р-30 «Булава». Под эту ракету строятся наиболее современные отечественные РПК СН проекта 955, каждая из которых несет по 16 Р-30. Головная лодка данного проекта К-535 «Юрий Долгорукий» находится в составе СФ, К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» – в составе ТОФ. По усовершенствованному проекту 955А строятся «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». В целом по количеству РПК СН Россия незначительно и непринципиально отстает от США и обходит Китай, Великобританию и Францию (правда, только по отдельности, но не все вместе взятые). Впрочем, в Великобритании и Франции весь или почти весь ядерный потенциал приходится на морские СЯС, у США, России и Китая ситуация совершенно другая, поэтому сравнение не очень правомерно. Наиболее старыми из имеющихся сегодня в составе ВМФ РФ многоцелевых АПЛ являются лодки проекта 671РТМК. С конца 70-х до начала 90-х было построено 26 АПЛ этого типа, из которых сейчас остались три (все на СФ): Б-138 «Обнинск» в строю, Б-414 «Даниил Московский» и Б-448 «Тамбов» в ремонте, причем первый скорее всего из него в строй уже не вернется, то есть будет списан. Эти лодки несут практически всю номенклатуру морских вооружений, в том числе 650-мм торпеды СЭТ-65 и крылатые ракеты КС-122 (они же С-10 «Гранат»). Однако они введены в строй уже достаточно давно (в 1990–1992 годы), кроме того, их уровень шумности выше, чем у более современных ПЛА (как отечественных, так и зарубежных). Поэтому оставшиеся АПЛ пр. 671РТМК вряд ли прослужат дольше, чем до 2020 года. НЕ ТАК ШУМНО Прямыми их наследниками являются АПЛ проекта 971. Они стали первыми советскими лодками, которые по уровню шумности были равны их американским «ровесникам» (ПЛА типа «Лос-Анджелес»). Также очень сильно возросли на них возможности активных и пассивных гидроакустических средств. В состав ВМФ РФ входили 14 АПЛ пр. 971 (еще одна сразу после постройки была передана в аренду Индии), из которых сейчас осталось 11: на СФ – К-317 «Пантера», К-335 «Гепард» в строю, К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-328 «Леопард», К-461 «Волк» в ремонте, на ТОФ – К-419 «Кузбасс» в строю, К-295 «Самара», К-322 «Кашалот» (возможно, будет передана в лизинг Индии), К-331 «Магадан» (возможно, будет списана), К-391 «Братск» в ремонте. В ходе ремонта АПЛ, в частности, перевооружаются с ракетного комплекса «Гранат» на уже успешно зарекомендовавший себя в боевых условиях «Калибр». Конкурентом 971-х были АПЛ проекта 945, имевшие титановый корпус. Это позволяло значительно уменьшить водоизмещение, размеры и магнитное поле корабля, но, к сожалению, очень увеличивало его цену. Поэтому было построено всего две лодки этого проекта (Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», обе сейчас находятся на СФ в ремонте, причем практически наверняка обе после него отправятся не в состав флота, а на утилизацию) и две АПЛ усовершенствованного проекта 945А (Б-336 «Псков», Б-534 «Нижний Новгород», обе в строю СФ). «Кострома» в феврале 1992 года вблизи Кольского полуострова протаранила американскую ПЛА «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», которая после этого, хотя и дошла до базы, но сразу же была списана и утилизирована. Таким образом, Б-276 неформально считается единственной отечественной АПЛ, имеющей на своем счету уничтоженную ПЛА противника. Совершенно особыми и не имеющими аналогов в мире АПЛ отечественного ВМФ стали лодки проекта 949А. Они предназначались для борьбы с американскими авианосцами, для чего каждая такая АПЛ несла на борту 24 противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) П-700 «Гранит» (либо в ядерном, либо в обычном оснащении). Из-за размещения этих ракет в пусковых устройствах (ПУ), расположенных по бортам, лодки оказались необычно широкими. Благодаря сочетанию «формы и содержания» они получили на флоте неофициальное прозвище «ядрен батон». Именно к этому типу относился погибший в 2000 году «Курск». Всего в составе отечественного ВМФ было 11 АПЛ проекта 949А, сейчас осталось 8: на СФ – К-119 «Воронеж», К-410 «Смоленск», К-266 «Орел» в строю, на ТОФ – К-150 «Томск», К-456 «Тверь» в строю, К-132 «Иркутск», К-186 «Омск», К-442 «Челябинск» в ремонте. Кроме того, еще одна АПЛ этого типа перестраивается в лодку специального назначения. Слишком узкая противоавианосная специализация проекта 949А была осознана командованием ВМФ как явный недостаток, поэтому в ходе ремонта они перевооружаются с «Гранитов» на крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс», более универсальные по целям и задачам. Наследником АПЛ всех предыдущих проектов является вошедшая в 2014 году в состав СФ АПЛ проекта 885 К-560 «Северодвинск». Она обладает очень низким уровнем шумности и несет, кроме торпедного вооружения, 32 ракеты «Калибр» и/или «Оникс». По усовершенствованному пр. 08851 строятся еще 6 АПЛ – К-561 «Казань» (уже спущена на воду), К-573 «Новосибирск», К-571 «Красноярск», К-564 «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск». ОБЩИЙ АТОМНЫЙ СЧЕТ Таким образом, в составе ВМФ РФ имеется 27 многоцелевых АПЛ, из которых на данный момент в строю находится лишь 12, остальные 15 – в ремонте, причем 5 из них, вполне вероятно, в строй уже не вернутся. Разумеется, достаточным считать это количество ни в коем случае нельзя, хотя Россия и занимает второе место в мире по данному показателю после США, обходя Китай, Великобританию и Францию (опять же по отдельности). При этом даже если строительство АПЛ проекта 08851 будет идти по плану, это лишь компенсирует списание лодок проекта 671РТМК и наиболее «возрастных» проектов 945 и 971. В некоем «светлом будущем» ВМФ получит АПЛ следующего поколения «Хаски», но до этого времени, вполне вероятно, не доживет ни одна лодка советской постройки.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 954 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl