Материал комментируют:
Александр Храмчихин
России необходимо нарастить потенциал флота. Об заявил президент Владимир Путин на совещании по развитию ВМФ РФ.
Решение этой задачи во многом зависит от поступления фрегатов и подводных лодок, доработанных под применение гиперзвуковых ракет «Циркон», отметил Путин. Он добавил, что в целом российский флот вооружают новейшими кораблями с высокоточными ракетными комплексам.
«В ближайшие годы необходимо активно наращивать боевые возможности флота. Мы должны и дальше развивать современный, высокотехнологичный и сбалансированный по составу ВМФ, продолжать его оснащение вооружением и техникой последних поколений. Важно сохранить набранные темпы развития ВМФ», — отметил Владимир Путин.
Напомним, в сентябре стало известно, что 2020 году в России планируется заложить 22 надводных корабля, подлодки и вспомогательных судна — рекордное количество боевых и вспомогательных единиц, заложенных на один год для ВМФ.
«Намечена закладка двух модернизированных фрегатов проекта 22350 с 24 ударными ракетами на „Северной верфи“, двух многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 М шифр „Ясень-М“ на „Севмаше“, трех дизель-электрических подлодок проектов 636.3 „Варшавянка“ и 677 „Лада“ на Адмиралтейских верфях», — сообщил ТАСС осведомленный источник.
Читайте также
Американцы пошли ва-банк: «Северный поток-2» остановят к Рождеству
Конгресс США вводит новые санкции против зарубежных парнеров «Газпрома»
Кроме того, впервые в истории российского кораблестроения в программу строительства будет включено два универсальных десантных корабля. Они будут заложены в Крыму на заводе «Залив», уточнил источник.
Вместе с тем, по мнению экспертов, в целом успехи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) не особенно впечатляют. Тормозится ввод в строй кораблей, не решена проблема с производством двигателей — как газотурбинных, так и современных судовых дизелей.
Никак не сделают в ОСК и первую субмарину с анаэробной, то есть воздухонезависимой, энергетической установкой. В ней, напомним, из дизельного топлива получается водород, а потом с помощью электрохимического генератора из водорода вырабатывается электрический ток.
Проблемы наблюдаются и с вводом в строй подводных лодок. Вторая многоцелевая атомная подлодка (АПЛ) проекта «Ясень-М» — «Казань» — до сих пор проходит заводские испытания. Напомним, «Казань» строится на «Севмаше» с 2009 года. В 2017-м корабль спустили на воду, в сентябре 2018 года подлодка вышла на заводские ходовые испытания. Передать субмарину флоту планировалось в 2018 году, затем ввод в строй был перенесен на 2019-й, затем — вообще на конец 2020 года.
«С „Казанью“ возник ряд проблем. С учетом сложных технических решений, связанных с новыми системами, нам, похоже, придется упражняться с нею весь следующий год», — заявил в октябре президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
Заметим, что и головной корабль проекта «Северодвинск», переданный флоту в 2014 году, не несет боевое дежурство из-за отладки бортовых систем и механизмов.
Со стратегическими ракетоносцами «Борей» — тоже задержки. АПЛ проекта 955А «Князь Владимир» — четвертая в серии из восьми крейсеров — была заложена еще в 2012 году. Но только в текущем году, после завершения испытаний на Белом море, запланировано принятие ее на вооружение.
Плюс у нас проблемы с тяжелым авианосным крейсером «Адмирал Кузнецов». Плюс открытым остается вопрос: нужны ли такие гигантские корабли? Все равно столько, сколько американцы, мы авианосцев не наделаем — даже содержание одного влетает в копеечку.
Что стоит за призывом Путина нарастить потенциал флота, и что можно сделать для этого в реальности?
— Флот сложнее всего строить — он самый дорогой и самый долгостоящийся вид Вооруженных сил, — отмечает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — И при этом у нас нашего военного руководства всю жизнь было сухопутное мышление, что логично. Россия действительно континентальная, сухопутная страна. И до определенной степени флот для нас — предмет роскоши.
«СП»: — Возьмем за образец военный флот СССР. До какого предела — если сравнивать с советским флотом — должны мы дойти теперь, повышая потенциал ВМФ?
— Я не готов на это ответить. К тому же у нас есть еще одно специфическое обстоятельство, которого нет больше ни у кого в мире. Формально наш флот может, наверное, войти в пятерку сильнейших на планете, но такое ранжирование бессмысленно.
Проблема в том, что российский военный флот — даже теоретически — невозможно собрать в одном месте. Он раскидан минимум по пяти потенциальным театрам военных действий — и каждый из этих флотов, по сути, должен функционировать автономно.
Это значит, что все задачи по усилению ВМФ РФ — практически нерешаемые.
«СП»: — Вкладывая деньги в ВМФ — закладывая по 22 боевых и вспомогательных единиц в год — мы флот увеличиваем, или поддерживаем в его нынешних масштабах? Поскольку имеющиеся корабли стремительно стареют, и подлежат списанию в ближайшее время?
— На самом деле, российский флот продолжает уменьшаться — в отличие от остальных видов Вооруженных сил. Приход новых кораблей не компенсирует убывания старых. И хуже всего ситуация с подводными лодками, хотя развивать их, на мой взгляд, надо в первую очередь.
Хорошо бы, я считаю, запретить под страхом смертной казни все идеи про необходимость авианосцев. Просто забыть навсегда об авианосцах, и сосредоточиться на подводном флоте.
«СП»: — Еще в нулевые в Питере была заложена первая российская неатомная подводная лодка четвертого поколения — головной корабль новейшего проекта 677 «Лада». Анаэробную энергетическую установку для него в «Рубине» обещали доставить на «Адмиралтейские верфи» к моменту завершения работ над новой субмариной. С тех пор воздухонезависимая установка так и не появилась — хотя на сегодня такие агрегаты, можно сказать, есть у всех стран. Почему так?
— Она есть не у всех: у немцев, шведов, японцев и китайцев. Видимо, еще у французов анаэробная установка будет в ближайшее время. С другой стороны, почти никто, кроме перечисленных стран, собственные подлодки и не строит.
Причем, когда у нас будет такая установка — понятия не имею, и даже не собираюсь гадать.
«СП»: — Просто странно. Атомную бомбу мы смогли сделать вполне оперативно, а вот анаэробную установку — нет…
— На атомную бомбу в свое время были мобилизованы колоссальные ресурсы. Потом, до определенной степени проще сделать бомбу, чем такой сложный механизм как анаэробная силовая установка.
«СП»: — На днях стало известно: девятую и десятую атомные подлодки модернизированного проекта 955А («Борей-А») планируется заложить 9 мая 2020 года и передать ВМФ России в 2026 и 2027 годах. Это оправданный шаг? Подлодки — самый дорогостоящие носители в ядерной триаде. Может, стоило бы вместо «Бореев» разместить сухопутные комплексы?
— Я тоже предпочел бы развивать РВСН. Я только что был за подводный флот, но имел в виду многоцелевые подводные лодки. «Бореи» — это сомнительная направление. Такие АПЛ действительно очень дорогие, и при этом не прикрыты многоцелевыми подлодками.
Гораздо лучше, на мой взгляд, сделать такое же количество ракет наземного базирования в ядерном оснащении.
Читайте также
Скандал: Главком ВМФ России снялся на фоне адмирала Того, разгромившего русский флот
Японцы специально провели протокольную фотосъемку с «участием» их национального героя
Замечу, сейчас стали еще и с размахом выпускать корветы под крылатые ракеты. Но Договор о ракетах средней и меньшей дальности умер, и проще было бы начать делать наземные крылатые ракеты.
«СП»: — Принято считать, что даже среди моряков нет единого мнения, как развивать флот. Почему наблюдается разнобой в мнениях?
— Разнобой — потому что с советского времени среди моряков и экспертов есть две условные партии. Первая — это партия «подводников». Я не моряк, но я тоже к ней принадлежу. Эта партия считает, что первичным для нас должен быть именно подводный флот. А вторая партия — это сторонники авианосцев. Она считают, что нужен сбалансированный флот — как у американцев.
При этом политическое руководство страны ничью сторону не принимает, потому что само не знает, что ему надо. В результате, спор не прекращается.
«СП»: — Почему наш флот не должен быть таким, как у Америки?
— Ему уже поздно быть таким, как у Америки — наш флот американцев догнать не может. У нас всего военного бюджета не хватит на четверть флота США. А главное — зачем нам это нужно? Мы устроены по-другому во всех смыслах — и в географическом, и в политическом.
Военное обозрение, новости: Путин поручил увеличить количество боевых роботов и лазерного оружия