Материал комментируют:
Александр Дудчак
Вадим Трухачёв
Антироссийское санкционное единство стран Европы подрывает позиция премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, пишет британская ежедневная газета The Daily Telegraph. При этом проблема не только в стремлении Орбана наладить хорошие отношения с Москвой, но и в националистических взглядах украинской власти, которые создают напряженность в отношении Киева и Будапешта.
Издание напоминает, что поводом для противостояния стал принятый на Украине «языковой закон», запрещающий детям национальных меньшинство получать образование на родном языке, который в штыки был принят венгерским руководством. А апогеем конфликта стал инцидент в городе Берегово Закарпатской области Украины, где венгерский консул раздавал венгерские паспорта украинским гражданам. Этот случай спровоцировал взаимную высылку дипломатов в октябре текущего года.
«Этот город (Берегово) стал предметом дипломатического кризиса, который грозит подорвать европейское единство по вопросу российских санкций и создать новый пограничный спор для охваченной войной Украины», — пишет британская газета.
Читайте также
Прорыв Путина-2018: Куда Россию заведут нацпроекты
На что правительство Медведева потратит 6 триллионов, а Росстат правильно посчитает
Издание также напоминает, что Берегово ранее входил в состав Венгрии, после Второй мировой войны вошел в состав УСССР, а после распада Союза остался украинским. При этом он никогда не терял связей с Венгрией: многие его жители — католики, в школах и детских садах говорят на венгерском, даже время в регионе венгерское (отстает на час от украинского). При этом в регионе всегда было просто получить гражданство соседней страны — достаточно сдать тест на знание языка.
После того, как в 2010 году Виктор Орбан во второй раз возглавил правительство Венгрии, он стал щедро вкладываться в культурные и социальные программы, пишет Telegraph, отмечая, что благодаря этим инициативам «Берегово мгновенно выиграл».
«На полученные из Будапешта средства был реставрирован расположенный здесь Венгерский институт. Некоторые школы и детские сады получили субсидии для закупки материалов. Кроме того, венгерские власти начали выплачивать пособия местным учителям», — подчеркивается в статье.
По мнению авторов текста, учитывая, что большинство шагов Киева направлены против Москвы, Будапешт стал невольным союзником Кремля. Издание также напоминает, что Орбана пытались обвинить в пророссийских взглядах и даже планах «аннексии Берегово» по примеру «крымской операции».
При этом Telegraph высказывает мнение, что большинству все же ясно, что дело не в отношениях Венгрии с Россией, а в политике нынешней киевской власти, которая может уничтожить отношения даже с западными соседями.
Автор статьи признает, что Орбан вряд ли способен осуществить какое-то подобие «крымской операции» в Закарпатье, однако премьер страны продвигает культурную самобытность среди венгерской диаспоры.
По его мнению, Орбан руководствуется не экспансионистскими мотивами, а прагматичным политическим расчетом — большинство венгров за рубежом голосуют за его партию, и эта цель наиболее важна для венгерского правительства.
Действительно, Орбана едва ли можно назвать «пророссийским политиком». В том же Закарпатье он защищает интересы Венгрии, но никак не России. Однако на Западе это выглядит именно как подыгрывание Москве. Но действительно ли Москве на руку такая ситуация?
И насколько позиция Венгрии в самом деле может подорвать единство ЕС по вопросу санкций против России?
— Вряд ли Орбану удастся разрушить единую позицию Евросоюза, но лишить стройности ряды, выступающих за продолжение антироссийской политики, может и удастся, — считает политолог Александр Дудчак.
— Пока что Венгрия продолжает сотрудничество с РФ по многим направлениям. А в отношениях с Украиной преследует свои интересы, пытается защищать интересы своих соплеменников, страдающих от нынешней киевской власти, и в этом плане, делает, пожалуй, чуть больше, чем Румыния с Польшей, которые также пытаются отстаивать интересы представителей своих национальностей на территории Украины. Не поддерживать киевскую политику, еще не означает на деле выступать против антироссийских санкций.
«СП»: — The Daily Telegraph говорит, что инцидент с Берегово может создать новый пограничный спор для охваченной войной Украины. Может ли? И каковы могут быть его последствия?
— Те, кто захватил власть на Украине в результате переворота 2014 года, довели страну до потери территорий. И процесс может продолжиться, если уровень жизни будет падать, а на войну Киев будет пытаться мобилизовать представителей венгерского нацменьшинства. Венгры не считают эту войну своей, и не считают необходимым гибнуть за бандеровские идеалы. Это может привести к проведению новых референдумов за отделение от Украины.
«СП»: — Источники в европейских дипломатических кругах сообщили газете, что Венгрия противилась любой инициативе внутри Европейского союза, которая должна была помочь Украине. Почему? Только из-за языкового закона?
— Говорить о том, что те многие инициативы, которые были у ЕС в отношении Украины могли бы Украине помочь, никак нельзя. Ни Соглашение об ассоциации, ни поддержка Европой переворота в стране, ни антироссийские санкции и привлечение к ним Украины, не только не помогали, но серьезно вредили Украине. А то, что Венгрия тормозит развитие взаимодействия Украины и НАТО — только идет на пользу Украине.
«СП»: — В итоге некоторые «начали задумываться об отношениях Орбана с Москвой». А каковы они? Насколько на них влияет Украина?
— Отношения Венгрии и РФ могли бы быть более эффективными, но в определенной степени на них влияют правила ЕС по выполнению решений, принимаемых Евросоюзом. Венгрия, хоть и несет убытки из-за ответных ограничительных мер РФ, тем не менее, не стала возражать против их продления. Но у Венгрии большие планы на сотрудничество с РФ в области атомной энергетики, поставок агропродукции и пр., и чтоб этому помешать, могут связать действия Будапешта в отношении Киева с сотрудничеством с Москвой.
Читайте также
Россия-2018: Пенсионная реформа нанесла удар по Крымскому мосту
Россияне ждут от власти не отчетов о великих достижениях, а социальной справедливости, которой нет
«СП»: — Издание отмечает, что Орбан руководствуется не экспансионистскими мотивами, а прагматичным политическим расчетом — большинство венгров за рубежом голосуют за его партию, и эта цель наиболее важна для венгерского правительства. Так ли это? Насколько это реально поднимает его рейтинг внутри страны?
— Его рейтинг может подняться из-за того, что он старается все же проводить независимую от США и, частично, ЕС, политику. И, да, дополнительные голоса может получить от украинских венгров, но эта цифра не столь значительна, не все закарпатские венгры, получившие венгерские документы, имеют возможность голосовать. Речь может идти о порядка 40 тыс. человек, при 8,3 млн избирателей в целом.
— Безусловно, голоса венгров Закарпатья дают Орбану дополнительную фору перед соперниками, -уверен доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Однако речь идёт примерно об одном проценте избирателей, потому в общей массе избирателей Орбана их роль невелика. Но защита соплеменников работает и на часть электората в самой Венгрии, и это обстоятельство, безусловно, добавляет Орбану популярность.
«СП»: — В чем на самом деле причина противостояния Киева и Будапешта? Языковой закон это и есть причина или только предлог?
— Языковой закон осложнил отношения Украины и Венгрии. Но противоречия копились и до того. Речь идёт о столкновении двух национализмов. Украинские националисты хотят подмять закарпатских венгров, те не хотят участвовать в чужом национальном проекте и берут паспорта Венгрии. А война в Донбассе и языковой барьер усилили их недовольство, и они ещё активнее стали искать защиты в Будапеште. А там с удовольствием готовы им помочь — благо, сам Орбан является убеждённым венгерским националистом.
«СП»: — Действительно ли у Орбана нет экспансионистских мотивов? Венгрия совсем-совсем не претендует на Закарпатье?
— Официально Орбан требует создания территориальной автономии для венгров Закарпатья. Но планы по присоединению его юго-западной части в Венгрии существуют, и киевские власти своими действиями только помогают их осуществить. Венгрия не прочь расширить свои границы и за счёт Сербии, Румынии и Словакии, только в их случае это сделать сложнее. Крайне правая партия «Йоббик» говорит о пересмотре границ открыто, Орбан и его сторонники — более обтекаемо. Но действуют в том же направлении последовательно и планомерно.
Читайте также
Инвестиции-2018: Как из России бегут $миллиарды
Запад ускоряет вывод иностранного капитала из нашей страны
«СП»: — Орбан защищает интересы венгров, но Запад это пытается выставить едва ли не как сговор с Москвой. Насколько Москве реально выгодно противостояние Киева и Будапешта?
— Нам это противостояние выгодно, ибо оно портит отношения Украины с одним из государств ЕС и НАТО. Что касается Запада, то он может и учесть чаяния венгров, убедить Украину саму отдать юго-запад Закарпатью. Подозреваю, что когда Орбана сменит более лояльный ЕС премьер, у него будут все шансы расширить границы Венгрии.
«СП»: — Кроме того, издание считает, что его действия грозят разрушить единую позицию Евросоюза по антироссийским санкциям. Насколько с этим можно согласиться?
— Единого подхода к России и санкциям в Европе не было изначально. У Венгрии были свои мотивы не поддерживать ограничительные меры, у Словакии, Австрии, Италии и Греции — свои. Отношение к России в Европе не везде одинаковое, и разное порой внутри одной страны. Так что один Орбан не смог бы подорвать ничего. Он — только один из «подрывников» единства Евросоюза по вопросу России.
«СП»: — Кто еще в Европе мог бы повлиять на единство по антироссийским санкциям.
— В большинстве стран ЕС есть политические силы, ставящие под сомнение необходимость антироссийских санкций. Официально против них выступают Венгрия, Италия, Австрия, Словакия, Греция и Кипр. Слова сомнений в их эффективности звучали в Испании, Чехии, Словении, Болгарии, Мальте. В Германии, Франции, Бельгии влиятельные политики требовали их отмены. Сомневающиеся находились в Скандинавии… Так что списывать всё на Орбана было бы неверным.