Понятие «гиперзвук», казалось бы, чисто физическое, приобрело в последнее время дополнительное значение. На сленге военных и военных конструкторов так для простоты стали обозначать имеющиеся, разрабатываемые и перспективные виды оружия, способные развивать скорость выше 5 скоростей звука. Это нижняя граница скорости, выбранная специалистами для формального отличия летательных аппаратов, которые могут превысить этот барьер, от тех, которые передвигаются медленнее.
МиГ-41 – зачем это?
Достаточно регулярно в прессу запускаются намёки, будто уже в скором времени разработчики будут готовы представить новейший истребитель МиГ-41. При том, что, похоже, намеренно затемняется вопрос о том, что именно и как именно собираются представлять эту машину – в виде набора восторженных определений, в виде концепта, в виде модели на выставке или вовсе для испытаний (звучали и такие речи), — никаких более или менее похожих на реальность характеристик самолёта не приводится.
Лишь одно говорилось с определённостью: аппарат будет готов сбивать «стратегические бомбардировщики, баллистические ракеты и спутники». Иногда добавлялось, что и гиперзвуковые ракеты – тоже. И что скорость истребителя составит не менее 4 звуковых – или 4 числа Маха, как говорят специалисты.
Так что внешним, не посвящённым в секреты наблюдателям оставалось только пожать плечами: по сути, ничего реального не известно, но по опыту можно заключить, что вброс такой информации сделан неспроста. Похоже на явный отзвук обострения в конкурентной борьбе между конструкторами, вызванный, как нередко случается, каким-то высказыванием военных. Которое, в свою очередь, рождается тяжёлой проблемой выбора из-за неизбывной нехватки средств на разработку всего, чего военным хотелось бы…
Однако зафиксированы высказывания авторитетных людей – на уровне, например, вице-президента по инновациям Объединённой самолётостроительной корпорации Сергея Короткова. Он же — председатель совета директоров АО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ». Так вот, он обозначил, что МиГ-41 будет машиной нового поколения, призванной заменить тяжёлый истребитель-перехватчик МиГ-31.
А что такое у нас МиГ-31? Это сверхзвуковой всепогодный истребитель дальнего радиуса действия, который в модификации МиГ-31К является сегодня частью комплекса «Кинжал», носителем гиперзвуковой ракеты этого комплекса. Пометим себе это.
Второе – это сами характеристики самолёта. Максимальная достигнутая на нём высота составляет 37 650 метров. Эшелона в 25 км машина достигает вообще играючи. Дозвуковая практическая дальность с 4 ракетами – до 2400 км. Рекорд беспосадочного перелёта – около 8000 км с двумя дозаправками. Скорость — до 3000 км/ч. Таким образом, самолёт может наносить удары по противнику, не входя в его зону ПВО.
Третье – уже имеющиеся возможности машины. Генерально она предназначалась для отражения групповых атак крылатых ракет. Четыре МиГ-31 полностью перекрывают фронт в тысячу км. Но разрабатывались (а значит, осталась документация, даже если проект не был реализован) очень интересные модификации. Например, МиГ-31Д предназначался для работы в составе противоспутниковой системы 30П6 «Контакт», где должен был сбивать вражеские спутники своей трёхступенчатой ракетой. Модификация МиГ-31С имела возможности для запуска на орбиту высотой 200 км небольших (до 100 кг) коммерческих спутников с помощью своего ракеты-носителя «Микрон».
Модель МиГ-31И позволяла выводить на орбиту в 300 км спутники уже массой в 160 кг. Наконец, стоящий сегодня на вооружении МиГ-31БМ располагает ракетами «воздух-воздух» большой и средней дальности К-37М и К-77М и мог запускать ракеты 9М96 от ЗРК С-400. Цели он обнаруживает на дальности до 320 км, а сбивает их на 280 км. При этом ведётся сопровождение до 10 целей одновременно, а поражаться одновременно же могут до 6 целей.
Так что зачем МиГ-41, ясно уже из свойств, характеристик и возможностей его предтечи.
МиГ-41 – что это?
Так что теперь достаточно только экстраполировать эти возможности на то, что понимается у военных авиаторов под «новым поколением» относительно МиГ-31 с его характеристиками 4-го поколения.
Во-первых, это дежурное требование, чтобы самолёты 5-го поколения могли лететь на сверхзвуке без форсажа. Судя по тому, что рассказывал четыре года назад лётчик-испытатель Анатолий Квочур, эта цель уже перекрыта – по его словам, скорость МиГ-41 должна достигать 4,3 Маха. Можно ожидать, что по нынешним временам военные поставили перед конструкторами задачу добиться 5 Махов – формальной границы гиперзвука.
Во-вторых, столь же дежурное требование к невидимости. Самолёт должен обладать покрытием по технологии «стелс» – или что под этим может подразумеваться для требований гиперзвуковой скорости. Стало быть, можно ожидать массированного использования углепластика и всяческой керамики.
В-третьих, всякое оружие с внешних подвесок вон. Значит, своё вооружение МиГ-41 будет укрывать в корпусе. Ракета дальнего радиуса действия «воздух-воздух» Р-37 под это условие подходит, а вот под ракеты Х-15 или Х-47М2, которые называют в качестве составляющих комплекса «Кинжал», явно нужно что-то ещё делать. По сравнению с «базовым» МиГ-31, конечно. Но, скорее всего, для этого самолёта – раз уж конструкторы изначально заявляют о перспективах его борьбы со спутниками – уже где-то в недрах военно-промышленного комплекса разрабатывается новая ракета или, по меньшей мере, отдельная модификация ныне существующих. И, скорее всего, она будет гиперзвуковой – раз уж технологии освоены.
В-четвёртых, в машинах 5-го поколения предполагается высокая автоматизация. Вплоть до искусственного интеллекта и использования роботизированных систем. Это требование исходит из ограниченности человеческих возможностей: манёвры на предполагаемых скоростях – не говоря уже о гиперзвуке – требуют гигантских перегрузок. Буквально под пару десятков g. Это уже экстремум даже для подготовленного пилота. Значит, надо ожидать, что в течение ближайших 5-10 лет (а приход МиГ-41 на вооружение специалистами ожидается не раньше этих сроков) над «мозгами» будущего самолёта будут усиленно работать самые передовые научные коллективы России.
После интегрирования всех этих требований и ожиданий получается, в общем, вполне связная картина будущих возможностей и задач для МиГ-41.
Это, прежде всего – перехват создающихся и перспективных гиперзвуковых ракет и боеголовок вероятного противника. Таких, скажем, как Boeing X-51, которую американцы намереваются разогнать до 6 тысяч км/ч, то есть 5 Махов. С теми возможностями, которыми, как мы вычислили, должен обладать МГ-41, с гиперзвуковой же противоракетой, это не составит проблемы. Даже, пожалуй, с разрабатываемой на базе Р-37 ракетой большой дальности РВВ БД это уже не будет проблемой. Таким образом, МиГ-41 может стать гиперзвуковым убийцей гиперзвукового оружия супостата.
Второе — борьба со спутниками и баллистическими ракетами с помощью управляемых противоракет. Не исключено, что через десяток лет для этих же целей можно будет использовать и лазер – надо полагать, к тому времени удастся уменьшить объём и массу «Пересвета», как то планируют военные.
Третье – это борьба со стратегическими бомбардировщиками противника. Здесь никаких неожиданных задач не ожидается – у американцев на вооружении и через десять лет будут стоять вполне хорошо различаемые двухдиапазонными российскими РЛС B-1 и B-2. Для борьбы с истребителями типа F-16 и F-35 МиГ-41, надо полагать, будет несколько вяловат в манёвренности (опять-таки исходим из МиГ-31 как базы), но для ссаживания с неба этих супостатов есть лучшая в мире система зенитно-ракетных комплексов России. Да и истребители Су-57, надо ожидать, уже уверенно встанут на вооружение.
А в целом, если всё пройдёт как надо, с приходом МиГ-41 русское небо должно оказаться окончательно заперто для всех возможных атак со стороны врага. Ибо эта машина станет итоговым элементом комплекса из наземных систем ПВО-ПРО, а также лёгкой и тяжёлой истребительной авиации России.